Программа летнего оздоровительного лагеря " В мире профессий"
рабочая программа

Терех Марина Александровна

 

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya_mbou_sosh_no6.docx227.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ул.К.Маркса, 135а,  г.В.Уфалей Челябинской области, 456800

Тел./факс: (35164) 2-30-00.  тел: 2-23-57

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №6»

_______________/Андреева М.В.

Программу составила: Терех М.А.

                                                                                  учитель начальных классов

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/584744/main_584744_original.jpg

Верхний уфалей 2022 год

Содержание

№ стр

Паспорт программы пришкольного лагеря дневного пребывания    

«В мире профессий».

3-4

Пояснительная записка.

5-8

1

Раздел №1 ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1

Информационная карта.

8-9

1.2.

Программа деятельности летнего лагеря.

9-11

1.3

Цель и задачи программы.

11

1.4

Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

11-12

1.5

 Основные направления воспитания

12-13

1.6

Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

13-14

2

       Раздел№2  СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Модуль «Будущее России»

14-15

2.2

Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

15-16

2.3

Модуль «Отрядная работа»

16-17

2.4

Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

17-18

2.5

Модуль «Самоуправление»

18

2.6

 Модуль «Дополнительное образование»

18-19

2.7

Модуль «Здоровый образ жизни»

19

2.8

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

19-21

2.9

Модуль «Профилактика и безопасность»

21

2.10

Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

21-22

2.11

Модуль «Экскурсии и походы»

22

2.12

Модуль «Профориентация»

22-23

2.13

Модуль «Детское медиа-пространство»

23

2.14

Модуль «Социальное партнерство»

23-24

3

Раздел №3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1

Кадровое обеспечение

24-25

3.2

Организация питания

25

3.4

Материально – техническое и информационно - методическое обеспечение.

25-26

4

Критерии и способы оценки качества реализации программы

Предполагаемые  результаты.

4.1

Предполагаемые  результаты.

26

4.2

Критерии оценивания Диагностика эффективности

26-27

4.3

Перечень диагностических исследований

27-28

4.4

Психолого-педагогическое сопровождение смены.

28

5

Список литературы, используемой при написании программы

29

6

Приложение

6.1

Календарно-тематическое планирование

30-35

6.2

Анкеты

36-38

Паспорт программы пришкольного лагеря дневного пребывания детей «В мире профессий»

Наименование

«В мире профессий»

2.

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №6»

3.

Адрес

Организации, телефон

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», 456800 Челябинская  обл. г. Верхний Уфалей, тел. ул. К.Маркса, д.135а (351-64) 2-23-57

4.

Нормативно-правовое обеспечение

программы

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10

- Постановление администрации г. Верхнего Уфалея «О подготовке к летней оздоровительной кампании»

-Устав МБОУ «СОШ № 6»;

-Программа   МБОУ «СОШ № 6» «Лето – 2022».

5.

Основные разработчики программы

Учитель начальных классов: Терех М.А.

 

6.

Цель и задачи

Обеспечение оптимальных условий, способствующих полноценному отдыху детей, их оздоровлению и творческому развитию. Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для

подростков 13-15 лет.

Задачи:

1.        Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий.

2.        Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.

3.        Организовать сотрудничество детей и взрослых через совместные дела и мероприятия.

7.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап

II. Организационный этап

III. Основной этап

IV. Заключительный этап

8.

Основные направления деятельности

1. Краеведческо- патриотическое

2. Спортивно-оздоровительное

3. Творческое

4. Коммуникативное

9.

Сроки реализации программы

С 30.05.2022 по 25.06.2022.

10.

Основные участники программы

Дошкольники и обучающиеся школы в возрасте 6.5–16 лет.  

11.

Источники финансирования

Родительская плата. Субсидии из областного бюджета. Средства местного бюджета.

12.

Ожидаемый результат

. •        Представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей.

- Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов

- Укрепление физического и психического здоровья детей и

подростков.

- Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,

-  Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

-Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.

 Пояснительная записка

Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.

Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.

В 2022 году детский оздоровительный лагерь МБОУ «СОШ №6» с дневным пребыванием детей и подростков  работает по программе «В мире профессий»

Примерная рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - Программа воспитания, Программа) подготовлена ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-        Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

-        Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).

-        Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-        Федеральным законом от 31.07.2020        №        304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

-        Федеральным законом от 24.07.1998 №        124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-        Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

-        Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.

-        Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

-        Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

-        Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).

-        Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).

-        Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

.        Приказ администрации ВГО Управления образования ВГО «Об открытии лагерей дневного пребывания детей».

         Приказ МБОУ «СОШ № 6» №. «Об организации летнего лагеря дневного пребывания учащихся».

        Положение о лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ № 6».

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее - детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Примерная программа предназначена для использования в качестве основы при разработке в детском лагере рабочей программы воспитания.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

Программа включает три раздела:        целевой; содержательный;

организационный.

Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания в детском лагере содержание всех разделов, за исключением нормативных положений, может изменяться в соответствии с особенностями детского лагеря. Рабочая программа воспитания, разработанная детским лагерем самостоятельно, должна быть направлена на организацию системы воспитательной работы в детском лагере для создания единой воспитательной среды с учетом сложившихся традиций.

Раздел №1 ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ     

    1.1 Информационная карта программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В мире профессий»

Авторы программы

Терех М.А.,учитель начальных классов

Территория, представившая программу

г.Верхний Уфалей, Челябинская область,

МБОУ «СОШ № 6».

Адрес организации

456800,  г.Верхний Уфалей, Челябинская область,

ул. К.Маркса, д.135а

Телефон

8- (35164) – 2-23 -57

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием детей

Цель программы

Обеспечение оптимальных условий, способствующих полноценному отдыху детей, их оздоровлению и творческому развитию. Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для подростков 13-15 лет.

.

Специализация программы

Профориентационная

Сроки проведения

С 30.05.2022 по 25.06.2022.

Место проведения

МБОУ «СОШ № 6».

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

(в том числе детей)

137

География участников

Обучающиеся  МБОУ «СОШ № 6».

Количество и продолжительность смен

Одна смена (18 дней)

Условия участия в программе

Заявление родителей

Условия размещения участников

спортивный зал, библиотека, актовый зал, кабинет информатики, пришкольная территория, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле.

1.2.  Программа деятельности летнего лагеря.

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. В последние годы растет внимание к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, пребывание в лагере способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира интеллекта ребенка.

Актуальность  В настоящее время остро встает проблема выбора профессии. Связано это с условиями рыночной экономики и жесткой конкуренцией на рынкетруда, где теперь ценятся высококвалифицированные специалисты. Многие учащиеся не ориентируются в мире профессий, реальных профессиональных требованиях, имеют слабое представление о новых профессиях, а так же перспективах профессионального роста. Подростки этого возраста еще мало задумываются о своих интересах, склонностях, способностях. Не знают, что личностные особенности очень важны привыборе профессии. Для того чтобы ученик лучше узнал свой внутренний мир, оценил свои возможности нужна помощь специалистов.От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнет свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь. Недостаток знаний о своем внутреннем мире затрудняют выбор, делают его недостаточно обоснованным и случайным. Поэтому перед педагогами школы остро встал вопрос активизации предпрофильной подготовки и профильного обучения наших учащихся, реализовать который возможно в рамках профильной лагерной смены. Программа «В мире профессий » - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его вразличные виды деятельности с целью формирования представления о мирепрофессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности. В программу также включены систематические информационные блоки: профилактические беседы с приглашением сотрудников ГИБДД, ПЧ, часы и Дни здоровья на темы гигиены, основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Запланированы экскурсии по городу, участие в городских мероприятиях, вспортивных соревнованиях.

Программа пришкольного летнего лагеря позволяет максимально  эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Программа, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Главная идея программы –выстроить  систему по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности.

Базовые ценности

РОДИНА

СЕМЬЯ

ДРУЖБА

ТРУД

МИЛОСЕРДИЕ

1.3. Цель и задачи программы

 Цель: Обеспечение оптимальных условий, способствующих полноценному отдыху детей, их оздоровлению и творческому развитию. Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для подростков 13-15 лет.

       Задачи:

1.        Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий.

2.        Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.

3.        Организовать сотрудничество детей и взрослых через совместные дела и мероприятия.

1.4.        Методологические основы и принципы воспитательной

деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

-        принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

-        принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

-        принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

-        принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

-        принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-        принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-        принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

-        детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.

-        детско-взрослые. Основная цель - содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере - «Дети-Вожатый».

1.5.        Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

-        гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

-        воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

-        духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

-        эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

-        экологическое воспитание:        формирование экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

-        трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

-        физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

-        познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

1.6.        Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:

-        совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;

-        создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

-        создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;

-        проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;

-        включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;

-        формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-        обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;

-        ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность - короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность - изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей - все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность - предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

       Раздел№2  СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада детского лагеря, реальной деятельности, имеющихся в детском лагере ресурсов, планов. Можно формировать свой перечень вариативных модулей, разрабатывать и включать в рабочую программу новые модули. Перечни видов и форм деятельности являются примерными, в рабочую программу включаются виды и формы деятельности, которые используются в детском лагере или запланированы.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

(обязательные для всех детских лагерей)

2.1.        Модуль «Будущее России»

Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня - День защиты детей;

6 июня - день русского языка;

9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;

12 июня - День России;

22 июня - День памяти и скорби;

27 июня -День молодежи;

8 июля - День семьи, любви и верности;

14 августа - День физкультурника;

22 августа - День государственного флага Российской Федерации;

27 августа - День российского кино.

-        Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

-        Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

-        Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.

-        Формирование межкультурных компетенций.

2.2.        Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

Ключевые мероприятия - это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:

-        Торжественное открытие и закрытие смены (программы);

-        Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами для детского лагеря, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями государственных органов исполнительной власти в сфере образования. В детском лагере может утверждаться свой календарь памятных дат и

знаменательных событий на год        (сезон), составленный с учетом

перечисленных документов.

-        Торжественная церемония        подъема Государственного флага

Российской Федерации;

-        тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;

-        мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).

2.3.        Модуль «Отрядная работа»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива - отряда. Временный детский коллектив или отряд - это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

-        Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.

-        Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.

-        Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.

-        Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.

-        Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

-        планирование и проведение отрядной деятельности;

-        поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;

-        организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;

-        формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива - этапов развития межличностных отношений;

-        предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;

-        принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;

-        диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;

- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;

-        поддержка детских инициатив и детского самоуправления;

-        сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;

-        огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек - анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

2.4.        Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

2.5.        Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

Важным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является его структура, которая строится с учетом уклада детского лагеря, направленности образовательной программы и игровой модели смены. Единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Необходимо определить какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

2.6.        Модуль «Дополнительное образование»

Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:

-        программы профильных (специализированных, тематических) смен;

-        деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

В рамках шести направленностей:        социально-гуманитарная;

художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

-        приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

-        развитие и реализация познавательного интереса;

-        вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-        формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

2.7.        Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

-        физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;

-        спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе

-        просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

-        встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.8.        Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно-эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;

-        озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;

-        оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок - форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.

-        событийный дизайн - оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);

-        оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;

-        совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);

-        регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

-        акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;

-        звуковое пространство детском лагере - работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;

-        «места новостей» - оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно¬нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;

-        размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

2.9.        Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность - профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

-        физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;

-        специализированные проекты и смены;

-        целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

-        разработку и реализацию разных форм профилактических

воспитательных мероприятий:        антиалкогольные, против курения,

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность,        гражданская        оборона,        антитеррористическая,

антиэкстремистская безопасность и т.д.;

-        организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

-        поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению - познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).

2.10.        Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

2.11.        Модуль «Экскурсии и походы»

Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии:        профориентационные

экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

2.12.        Модуль «Профориентация»

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей - подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

-        циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

-        профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

-        экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

-        организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;

-        участие в работе всероссийских профориентационных проектов,

созданных в сети интернет:        просмотр лекций, решение учебно¬

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.

2.13.        Модуль «Детское медиапространство»

Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

-        детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;

-        детский медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев

группа        информационно-технической        поддержки        мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;

-        детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;

-        детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;

-        участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.

2.14.        Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);

-        проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

-        социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Раздел №3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Кадровое обеспечение

Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами и медицинской помощи.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: педагоги МБОУ «СОШ№6» г. Верхнего Уфалея, имеющие педагогическое образование, квалификацию и опыт работы с детьми, знающие их возрастные и психологические особенности. Начальник лагеря: Катникова Елена Владиславовна обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, управляет персоналом; планирует и организует деятельность лагеря, составляет программу деятельности, осуществляет методическое и информационное обеспечение лагеря, проводит планерки, консультации, руководит педагогическим коллективом, осуществляет контроль, за соблюдением режимных моментов в лагере, работает с родителями (законными представителями) по необходимости, ведет документацию лагеря.

Воспитатели отрядов:

1 отряд:   Немцева Марина Алексеевна,

2 отряд:  Иохай Виктория Маратовна

3 отряд:   Богуславская Татьяна Юрьевна          

4 отряд:  Киреева Ирина Александровна

5 отряд:   Терех Марина Александровна

Педагог дополнительного образования , руководитель школьного «Пресс-центра: Теплова Елена Алексеевна.

Педагог- организатор:

Емельянова Юлия Валерьевна.

Организатор спортивно - массовой работы:

  Сергеева Лариса Львовна

Медицинская сестра: Деревскова Татьяна Тимофеевна обеспечивает медицинское сопровождение; контролирует соблюдение санитарно-гигиенических требований, норм и правил; оказывает неотложную доврачебную помощь.

3.2 Организация питания

Большую роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. Питание воспитанников школьного лагеря с дневным пребыванием  организуется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.2599-10 (Постановление № 25 от 19.04.2010 г.). В лагере организовано трёхразовое питание (завтрак, обед, полдник) по 14-дневному цикличному меню. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.

3.3. Материально – техническое и информационно - методическое обеспечение.

При работе летнего лагеря используется кабинеты начальной школы, музей, спортивная площадка, а также:

  • 8 классных комнат;
  • главный коридор в качестве холла;
  • актовый зал;
  • спортивный зал;
  • малый спортивный зал;
  • медицинский кабинет;
  • кабинет психолога;
  • столовая;
  • 2 туалетных комнаты;
  • площадка для построения на утреннюю и вечернюю линейки;
  • библиотека;
  • школьный музей;
  • кабинет для использования видео - и мультимедиа – аппаратуры.

 Аппаратура:

  • Микрофоны;
  • Ноутбуки и компьютеры.

Спортивный инвентарь:

  • Баскетбольные мячи;
  • Футбольный мяч;
  • Волейбольный мяч;
  • Резиновые мячи разных размеров;
  • Настольный теннис;
  • Скакалки;
  • Гимнастические обручи;
  • Маты и т.д.

Развивающие игры:

  • Шашки.
  • Шахматы и т.д

  1. КРИТОРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1.Предполагаемые результаты.

Представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей.

- Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов

- Укрепление физического и психического здоровья детей и

подростков.

- Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,

-  Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

-Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.

4.2. Критерии оценивания определения эффективности воспитательного воздействия программы: диагностика эффективности.

Качественные показатели

Количественные показатели

  1. Наличие устойчивых позитивных изменений поведения детей, участвующих в программе.
  2. Степень включенности в активную жизнь детского коллектива.
  3. Уровень формирования навыков общения.
  4. Проявление стойкого общего интереса, единства мнения родителей и детей.
  5. Степень адаптации детей,  в окружающем мире посредством развития коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.
  6. Степень проявления у  детей понятия взаимопомощи.
  7. Психологически комфортная обстановка для всех участников программы.
  8. Готовность к творчеству и познанию.

  1. Количество охваченных детей организованными формами отдыха и оздоровления.
  2. Сохранность детей до конца смены.
  3. Степень включенности в проводимые мероприятия – 100% детей, наличие устойчивого интереса.
  4. Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, уменьшение количества конфликтных ситуаций  к концу смены.
  5. Проявление улучшений психического и физического состояния здоровья у 100% детей.
  6. Отсутствие  фактов совершения правонарушений у 100 % участников  программы.
  7. Количество работ,  изготовленных в творческой мастерской.

4.3Перечень диагностических исследований

Диагностика эффективности:

  • диагностические исследования,
  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • самоанализ,
  • сбор информации,
  • сравнительный анализ.

Формы контроля:

  • однодневные экскурсии; самоанализ,
  • коллективные творческие дела;
  • творческие задания: конкурсы, концерты, выставки и т.д.
    Используемые методики:
  • Карта настроения
  • Тест на определение особенностей характера по улыбке
  • Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное»
  • Тест «Дерево»
  • Диагностика отряда методом социометрии
  • анкета участника лагеря( в начале смены и в конце)
  • Анкета родителям
  •  «Методика изучения детской креативности» Е.Е.Тупик

4.4 Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.
    Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

5 .Список литературы, используемой при написании программы

  1. Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного образования .- М.: Школьная пресса, 2008. – 95 с.
  2. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров. - Минобрнауки – октябрь, 2012.- 24 с.
  3. Рекут В.А. Лучшие игры для умников и умниц. – М.:РИПОЛ классик, 2007. – 224 с.

Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС. 1999. – 176 с.

  1. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. /  авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. – 160 с.
  3. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
  4. Школа интересных каникул / авт. – сост. С. Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

6 Приложение

6.1 Календарно-тематическое планирование лагеря  «В мире профессий»

День смены

Наименование мероприятия

1 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Оформление отрядов. Принятие правил поведения в лагере.         Конкурс «Наш отрядный дом»

Инструктаж по технике безопасности

КТД «Давайте познакомимся!»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Конкурс рисунков на асфальте «Миру мир»

Линейка «Подведём итоги дня»

2 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подготовка к конкурсу «Минута славы» Открытие лагеря.

Минутка здоровья « Закаливание»

Подготовка к конкурсу «Минута славы»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Конкурс «Минута славы»

Линейка «Подведём итоги дня!»

3 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Посещение библиотеки имени П.Бажова. Квест все профессии важны»

Подвижные игры «Перестрелка»

Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

Спортивные игры «Ручной мяч»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Линейка «Подведём итоги дня!

4 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

 Презентация «Профессия военный кореспондент» ЦДОД.

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Разноцветная игра. Краски

Отрядное время

Минутка здоровья «Путешествие в Страну Витаминию»

Военизированная эстафета.

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Линейка «Подведём итоги дня!»

5 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Устный журнал « Есть такая профессия» ЦДОД.

Подготовка отрядных газет по итогам недели

Минутка здоровья «Солнечный ожог

Мастер класс: «Боевой листок».( Теплова Е.А)

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

6 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Экскурсия на хлебокомбинат.

Минутка здоровья «Волшебное влияние музыки»

Конкурс необычных костюмов (вторичное сырьё)

Устный журнал «Дневник «Савичевой Тани» Краеведческий музей.

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Линейка «Подведём итоги дня!»

7 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Экскурсия на мебельную фабрику

Минутка здоровья «Правильное питание»

Встреча с Черных Валентиной Александровной ( автор постоянных экспозиций: «История музея», «Павел Северный. Родом из Верхнего Уфалея», автор книги « Книги памяти уфалейцев, погибших в годы Великой Отечественной войны»).

Спортивные игры «Муравьиный футбол»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Спортивные игры «Гантбол»

Линейка «Подведём итоги дня!»

8 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Экскурсия в пожарную часть.

Подвижные игры «Эстафета по ОБЖ».

Мастер класс на развития воображения: «Если бы я пошёл в разведку.»

Теплова Е.А.

Обед «За обедом сразу виден аппетит!»

Линейка «Подведём итоги дня!»

9 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Экскурсия на Ж.Д. вокзал.

Минутка здоровья «Зелёная аптечка»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

10 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Подготовка к конкурсу «Мисс лагерь»

Викторина «Знай свое Отечество» ЦДОД.

Конкурс «Мисс лагерь»

Обед «За обедом сразу виден аппетит

Линейка «Подведём итоги дня!»

11 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Час безопасности «Советы доктора Айболита»

Богатырские забавы. Игровая программа. Терех М.А.

Устный журнал «От Керчя до Берлина».ЦДОД.

Спортивные игры «Мини-футбол»

Обед «За обедом сразу виден аппетит.

Линейка «Подведём итоги дня!»

12 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подготовка к конкурсу чтецов «Я помню, я горжусь!»

Экскурсия в музей « Какие профессии были популярны в прошлом»

Минутка здоровья «Чудеса смеха»

Спортивные игры «Пионербол»

Конкурс чтецов.

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

13 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Конкурс агитационных плакатов о противопожарной безопасности.

Своя игра. Интеллектуальная викторина. «Назови профессию»

Соревнования по пионерболу

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

14 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подвижные игры «Перестрелка»

Экскурсия на завод «Уралэлемент»

Составление книги рекордов. Сергеева Л.Л.

Мастер класс: «Расшифруй карту.» Теплова Е.А.

Обед «За обедом сразу виден аппетит.

Линейка «Подведём итоги дня!»

15 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подвижные игры «Муравьиный футбол»

Урок мужества.  «Есть такая профессия Родину защищать.» ЦДОД.

Квест посвящённый дню государственного флага России. Знатоки символики России.

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

16 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подвижные игры

Минутка здоровья «Безопасность в сети интернет»

Зкскурсия в библиотеку. Профессия библиотекарь.

.Беседа с представителем вооруженных сил «Сильная Россия – конкурентоспособное государство»

Квест « Люблю тебя моя Россия»

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

17 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Свеча памяти.

Соревнования по армрестлингу

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Линейка «Подведём итоги дня!»

18 день

Зарядка «Всем ребятам на зарядку!»

Линейка «На линейку становись!»

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Завтрак «Нас столовая зовёт!»

Подготовка к концерту

Подвижные игры

Обед «За обедом сразу виден аппетит!

Закрытие лагерной смены. Концерт

6.2.Анкеты

анкета для ребят  (в начале смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  • В каких делах ты хочешь участвовать?
  • Что тебе нравится делать?
  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
  • Кто твои друзья в лагере?
  • Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь потому, что_______________________________________

Я не хочу, чтобы___________________________________________________

Я хочу, чтобы _____________________________________________________

Я боюсь, что ______________________________________________________

Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя _______________________

Анкета для ребят  (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.

  • Что было самым важным в этот период для тебя?

В этом лагере ___________________ В твоей семье___________________

В отношениях между людьми _______________________________________

  • Что ты запомнил больше всего?
  • Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
  • Что нового ты узнал?
  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”
  • С П А С И БО!

за _______________________ (КОМУ?)_____________________

  • С П А С И Б О!

за _____________________ __ (КОМУ?)_____________________

  • С П А С И Б О!

за _______________________ (КОМУ?)_____________________

Закончи предложения: Я рад, что _________________________________

Мне жаль, что _________________________________________________

Я надеюсь, что_________________________________________________

Твое имя, фамилия ______________________________________________

По результатам анкет  90% ребят в лагере понравилось. Многие хотели бы снова отдыхать здесь на будущий год.

Анкета для родителей в конце смены

Уважаемые родители!

С целью совершенствования системы оздоровления, отдыха и занятости детей просим Вас заполнить опросный лист, отметив соответствующие Вашему выбору ответы знаком «V» в графе «Ответ». Будем признательны, если Вы позволите уточнить ответы, сообщив Ваши данные и телефон для контактов

Ф.И.О. телефон ________________________

Вопрос

Ответ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сроки путёвки

Возраст ребенка (полных лет)

Категория семьи:

  • неполная
  • малообеспеченная
  • многодетная
  • другая

Эмоциональное состояние ребенка после смены:

  • В лагере понравилось

  • Не понравилось, так как неинтересно

  • Не понравилось питание

  • Не понравились условия

  • Не понравились вожатые

  • Не понравился режим дня

  • Не понравилось отсутствие спортивных мероприятий

  • Не понравилось, что мало свободного времени

  • Не понравилось другое

Ваши предложения по усовершенствованию

системы организации отдыха детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...

программа летнего оздоровительного лагеря при школе

   Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...