Прощание с Азбукой
классный час (1 класс)

Юдина Наталья Михайловна
Инсценировка по мотивам сказки "Аля, Кляксич и буква А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с Азбукой  – 2022 .

Сценарий.

  1. Вход первоклассников.
  2. Песня «Письмецо»

Первоклассники садятся на места.

Ведущий.

Девочка Аля из сказки Ирины Токмаковой как решила написать нам письмо с поздравлениями. Только, похоже, у неё ничего не получается…

III. Спектакль.                               Аля, Кляксич и Буква А.

По мотивам повести-сказки И.Токмаковой.

Картина 1.

Аля: Ничего не понимаю! Второй час пишу письмо ребятам, и ничего не получается! Буквы не слушаются,  падают, меняются местами и ни за что не хотят браться  за  руки, точно они все друг  с другом перессорились. Ну, просто наказание!

     Выбегает Буква А.  Она  размахивает руками, кричит.

Аля: Что с тобой, что случилось?

Буква А:  Кляксич!

Аля: Ничего не понимаю!

Буква А:  Да  Кляксич  же! Отвратительный  Кляксич пробрался  в Букварь. Он ссорит  буквы друг с  другом, он  их ненавидит,  он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса – его племянница (плачет).

 Аля: Вот тебе  и  на! Но ты успокойся. Надо  что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Буква А:  Что уж  тут придумаешь! Ты ведь  даже свое письмо не  сможешь подписать! Кляксич,  когда  узнал, что ты  пишешь  письмо маме,  расхвастался…

Кляксич: Букву А  я уже выгнал,  букву Л я  запру под замок,  а букву Я так  запрячу, что ее никто не  найдет.  Как тогда Аля  подпишет своё письмо? Я – хозяин Букваря!

Аля:  В самом деле, подписать письмо без  этих букв я не смогу… А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?

Буква А:  Ну вот, я же говорю: всё пропало!

Аля (кричит): Знаю, знаю! Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрём его ластиком. Правильно?

Буква А:  Ещё как правильно!

     Берутся за руки, убегают вместе.

Картина 2.

Возле арки с надписью «Букварь» - буква Б. У неё большая корзина.

Буква Б: Будете брать бублики?        

Буква А:  Да какие там бублики! У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

Буква Б: Бросьте.  Берите  белые бублики и баранки. Быстрее.

Аля:  Нам её не обойти. Придётся брать бублики.    

Буква А:  Эй, смотри, мы купили их целую строчку! (кадр 2 из презентации)

     О О О О О О О О О О О О О О О О

Буква Б: Больше! Больше!

Аля:  Но у нас  нет  больше свободной строчки.  Бублики  просто некуда класть!

Ведущий: Уважаемые  первоклассники,  берите  скорее  блокноты и фломастеры  и  купите  у  буквы  Б  бубликов,  кто сколько  сумеет, иначе Аля и буква А  не попадут в Букварь, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Первоклассники пишут в блокнотах овалы, показывают Ведущему.

Ведущий: Смотри, Буква Б, сколько баранок и бубликов купили ребята! (кадр 3 из презентации) Пропустишь их теперь?

Буква Б: Благодарю! Берите бублики и быстрее в Букварь!

Аля и Буква А входят под арку, буква Б уходит.

Картина 3.

Аля. Это что, вокзал?

Буква А:  Конечно! А вот и наш поезд!

Буква В: В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон?  Ваши вещи?

Аля. Странно, что  просят  предъявить вещи, а не билеты… Вот, у нас только строчка с бубликами.

Буква В:  Великолепно! Все в вагоны! Выезжаем!

Под музыку «едут» – качаются на стульях. Вдруг музыка останавливается. Все выходят из вагона. Появляется Кляксич с охапкой «шпал», пляшет, кривляется, убегает.

Буква В (в отчаянии):  Всё! Всё! Не вижу выхода!

Аля: Что произошло? (кадр 4 из презентации)

Буква А:  Это Кляксич (кто же ещё?) унёс рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья! Ах! Ай! (плачет)

Аля: Ты забыла: ведь у  нас  есть  первоклассники! Они нас выручат  из беды.  

Ведущий: За работу, дорогие  ребята! Все  на ремонт  путей! Укладывайте  шпалы! Заодно почините  домики  и  насадите побольше  ёлочек:  дороге  нужна  лесозащитная полоса!

Дети рисуют рельсы, домики и ёлочки, показывают рисунки. На экране – кадр 5 из презентации.

Ведущий: Ну вот, пути починили, можно ехать дальше.

Под ту же музыку поезд «уезжает».

Картина 5.

Аля и Буква А идут рядом.

Аля: Ночь настала… Смотри, вон в том домике окошко светится! Пойдем попросимся переночевать. Ты не знаешь, кто там живет?

Буква А:  Знаю.  Там живет буква Д.  Ее зовут Добрая Дуня. Она пустит нас переночевать.

Стучат.

Буква Д (кричит из-за двери): Входите, не заперто! (выходит) Здравствуй, А, душечка. Кого это ты привела ко мне в гости?

 Аля (пожимая руку Буквы Д): Аля.

 Буква Д (поёт):      Дикий удод наклевался ягод.

                                    Умный удод - он наелся на год.

                                    Наелся удод - и песни поет

                                    Ясные летние дни напролет.

Ведущий:  Аля  удивилась, но  постеснялась  спросить,  что  эта  песенка  значит.

Поэтому догадываться вам придется самим.

Буква Д: Я знаю про Кляксича. Он  утром был здесь. Грозил всем  буквам,

что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в  Букварь. Он ещё

хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой.

Аля: Куда же он пошёл потом?

Буква Д: Потом он отправился к букве Л,  чтобы схватить ее и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.

Буква А:  Ты не заметила, по какой дороге он пошёл?

Буква Д: По-моему,  вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните  немного, а с рассветом отправитесь в путь.

Раскладывает подушки, Аля и Буква А ложатся и засыпают. Буква Д всё время напевает.

 Буква Д:   Доброе утро, новенькая яхта,

                  Утро доброе, синяя волна!

                  Новенькая яхта, а вон там в горах-то

                  Ясная звездочка все еще видна!

Ведущий:  Тс-с-с! Уснули. Аля так и не догадалась, что за  странные  песенки поёт  Дуня. Ну, а  вы догадались? Если  нет,  ещё раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки. (кадр 6 из презентации)

Картина 6.

На поляне – буквы И и Ы. Буква Ы вяжет, И – собирает цветы.

Буква И: И всё-таки, я – важнее и нужнее тебя. Потому что я могу сказать слово "мИкроб".

Буква Ы : Это не  так  важно.  А сумеешь ли  ты  сказать  слово "мормышка"?

Буква И: Мне  и  не  к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично:  "ИрИс,

мИндаль, мИмоза, мИг".

Буква Ы : Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова - "мЫ". Впрочем, что это мы всё спорим? Давай наше любимое!

(декламируют по очереди)

 На полу скребется мЫшка,

Спит в берлоге бурый мИшка,

Этот мишка очень мИл,

 Только лапы он не мЫл.

С криком и грохотом на поляну выбегает Кляксич. И и Ы с визгом прячутся за пнями.

Кляксич: Ага! Боитесь! Вот то-то. Ну, говорите: кто хозяин Букваря? Я, Кляксич! Что-что? Не слышу! Вот, погодите, и до вас я доберусь! Ишь, какие – гласные-несогласные! Некогда мне сейчас. Занят. Нужно срочно посадить под замок букву Л. А ну, отвечайте: где живёт Буква Л?

Ы и И молчат. Появляется старая буква К.

Буква К: Кхе-кхе. С добрым утречком, господин Кляксич. Я хоть и старая буква, но ещё гожусь кое на что! А то заменили они меня! Более молодую букву К нашли! А какие слова чудесные со мной были: Кира… у Киры косы…

Кляксич: Я не понял. Что надо-то?

Буква К: Да вот, могу проводить к Букве Л. Тут она живёт, неподалёку. На берегу речки Чернилки. Только и Вы уж меня, старика, уважьте – в новый Букварь возьмите.

Кляксич: Ладно, ладно, возьму. Будешь мелких кляксочек нянчить, сказки им рассказывать. Веди давай!

Уходят. Буква К на ходу повторяет:

Буква К: У Киры косы.  Косы хороши. Кира мала…

Выбегают Аля и А.

Аля: Здесь кто-то только что был!

Замечают возмущённых И и Ы.

Буква А:  Здравствуйте. Здесь кто-нибудь проходил?

Буква И:  Очень мило! Какой-то негодник,  даже  не буква, а клякса, будет нами командовать!

Буква Ы:  Выскочка! Мышь бесхвостая!

Аля: Похоже, здесь был тот, кого мы ищем. Скажите, уважаемые, куда пошёл Кляксич?

Буква Ы:  На берег Чернилки. Только вам туда не дойти.

Буква И:  Ведь надо идти десять шагов направо, затем десять – налево, но считать нужно в обратном порядке…

Буква Ы:  А потом – прямо, но нужно перепрыгивать от нуля через две единицы – и так пять раз! Никто не справится! Увы! (уходят, вздыхая)

Ведущий: А мы всё-таки попробуем. Нам помогут ребята-первоклассники. Они будут шагать на месте и громко считать. Готовы? Пошли! Направо: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Налево: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. А теперь прыгаем! Помните: от нуля – через две единицы, и так пять раз! Прыгаем! 0 – 3 – 6 – 9 – 12 – 15! Получилось!

Картина 7.

Аля, А и К возле дверей сарая.

Аля: Здравствуйте, уважаемая Буква К. Не знаете ли Вы, где сейчас находится Буква Л?

Буква К: Кто-кто? Знать не знаю! Никому не скажу, что она здесь, в сарае, сидит. Никому не скажу, что я Л сторожу!

Аля: Ой, да Вы прямо поэт, стихами говорите. Значит, нет здесь Буквы Л? Ну, мы тогда пошли!

Буква К: Идите-идите. Каша. Ком. Сук. Ходят тут…

Аля и А делают вид, что уходят, а сами прокрадываются за сарай.

Буква А:  Л, ты здесь?

Буква Л: Здесь… Не могу выбраться – злющая буква К всё время начеку.

Аля: А давайте сделаем так… (шепчутся)

Буква Л (кричит): Караул! Куры клевали кашу!

Буква К: Что такое? Что это ты мои слова кричишь?

Буква Л: Кира ушла в кино! У кота косы!

Буква К: А ну, погоди. Вот я сейчас тебе покажу, у кого косы. Над стариком насмехаться!.. (открывает дверь, заглядывает, входит. Л выскальзывает за его спиной, и втроём все запирают дверь) Эй, откройте немедленно! Всё скажу господину Кляксичу! Кира кормила кур! У козы колпак!

Буква А:  Кричи, кричи, зови своего Кляксича! А нам пора в путь!

Картина 8.

Аля, А и Л. Вывеска: НОП. В отдалении – стол с банками и колбами.

Аля: Что это – НОП?

Буква А:  Научно-опытный пункт. Тут ставят опыты.

Аля: Лаборатория, что ли?

Буква Л: Ну да. И работают здесь буквы Н, О и П.

Н, О, П подходят к столу, что-то переливают, рассматривают.

Аля: Извините...

Н, О, П:  Тсс!  Тихо! Идет опыт.

Буква А:  Но нам очень...     (Н, О и П замахали руками)

Буква Н: Началось!    

Буква П: Плавится?

Буква О: Окисляется. Реакция идет с выделением тепла... Ненужные буквы выпадают в осадок.

Аля: Что вы тут делаете?

Н, О, П: Тсс! Мы переплавляем слова.

Аля: Что? Что?

Н, О, П:  Готово!

Буква Н (торжественно): Опыт  прошел  блестяще. Вот, пожалуйста. Вместо обычного  непрочного скоропортящегося  стихотворения мы  получили  лабораторным путем  устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни дурной погоды. Послушайте:

   Буква П:   Жил на свете

     Умный слон,

     У него был

     Телепон. (кадр 7)

   Буква О:   Ходит слоник -

     Топ-топ-топ,

     Звонит слоновый

     Теленоп...(кадр 8)

Буква А:  Постойте, подождите! Что же это вы делаете? Вы  же заменяете  своими буквами другие буквы!  Вас что, Кляксич подговорил, что ли?

Н, О, П:  Тсс! Тсс!  Мы продолжаем опыт.

Аля: Пошли. Тут мы все равно толку не добьёмся.

Картина 9.

Аля, А и Л.

Аля: Ну, что  делать будем? Может, пойдем разыщем букву  Р и что-нибудь у

нее узнаем?

Буква А:  Вряд ли она нам что-нибудь скажет.

Аля: Почему?

Буква А:  Видишь ли,  она -  собака. Очень хорошая  собака, зовут ее Розочка.  Она добрая  и  умная. Когда  Кляксич  стал безобразничать   в  Букваре,  она  здорово  нарычала  на  него:  "Рррр!"  Он подговорил  своих приятелей, Помарку и Ошибку, и они  написали на ее будке -  "сабака  розачька".  И  она теперь совсем разболелась.  Она всегда болеет, когда слова про неё пишут с ошибками. (кадр 9)

Аля: Как  жаль! Я очень люблю собак...

Ведущий: Может, первоклассники помогут Розочке? Если они исправят ошибки, собачка поправится. (кадр 10 со здоровой собакой)

Аля: Может, пойдем найдем букву С?

Ведущий: вдруг донеслось откуда-то сверху…

Буква С: Здрра-сс-те! Здрассте, я здесь, здесь!

Ведущий: Аля увидела, что на заборе сидит буква С - сорока.

Буква А:  Не знаешь ли  ты что-нибудь про Кляксича?

     Ведущий: Сорока вытаращила на нее глаза и затараторила:

Буква С:     Сонная сорока сидела на сосне.

     Снегири и сойки снились ей во сне.

     "Скорей!" - сердились сойки.

     "Спешим!" - снегирь свистел.

     Сороку стукнул по спине,

     И сон с нее слетел.

     Ведущий: Оказалось,  что сорока других  слов, кроме  как на  С,  произносить  не

хочет. Ну что тут было делать? Отправились Аля и буква А дальше.

        

Картина 10.

Выбегает буква У.

Буква У: Ну,  наконец-то!  Буква  А,  наконец-то  я тебя разыскала!

Буква А:  Тсс, тише! Я вернулась в Букварь  тайком, ведь Кляксич выгнал меня, разве ты не знаешь?

Буква У: Какой  ужас!  Когда  же  этому  придет  конец?  Ведь  этот  Кляксич,

отвратительный, злой Кляксич рассердился на моего друга филина Федю.

Аля: За что же?

Буква У: За то, что он не хотел позволить ему спрятать в своем дупле букву Я.

Буква А:  И что же Кляксич с ним сделал?

     (Буква У вытерла глаза платком)

Буква У: Не знаю. Он не прилетает ко мне больше, и я не могла разыскать его в лесу. Вот я  и ищу  тебя,  буква А. Я хожу по лесу и не могу без  тебя кричать "Ау". У  меня  получается "У-у", а  филин  Федя,  наверно, думает,  что это  просто  ветер,  и  не откликается.  Пойдем со  мной в лес, пожалуйста.

     (Аля  и буква А  переглянулись)

Аля: Пойдемте. В каком лесу живет филин Федя?

Буква У: Совсем  недалеко. Вон там начинается лес, там он и живет  и всегда прилетает ко мне чай пить, он очень любит пряники. А вот теперь, бедный, бедный...

Картина 11.

Аля, А, Л и У в лесу.

А и У:  Ау, ау!..  Ау, ау!

Буква У:  Федя! Федя!

Буква Л, показывая на экран, где кадр 11 из презентации):  Смотрите, на этом дубе написано «тен»! И на  том, и ещё, и ещё… А ещё на одном – «Нилиф»   Что значат эти таинственные надписи?!

Буква А: Н-да, и на какой из этих дубов нам лезть?

Аля:  Поняла! Давайте встанем друг другу на плечи, а  ты,  буква У, лезь на  самый верх  и ищи  дупло!

Пока герои лезут на стремянку, Ведущий обращается к детям:

Ведущий: Ребята, а как Аля догадалась, где искать Федю?..

Буква У:   Ой! Ветки падают.  Да  они и не растут здесь! Дупло! Оно было загорожено ветками! И замазано чернилами! (достаёт филина)

Картина 12.

    Ведущий:  Солнце поднялось,  и стало жарко.  Они дошли  до  какого-то запыленного скверика с жиденькими кустами и выгоревшими  клумбами. Устало опустились  на скамейку.  На  соседнюю  лавочку тут  же  плюхнулись буквы  Ч  и  Ц. Они обе хохотали.

Выбегают Ц и Ч , садятся на скамейку и смеются.

Буква А (сердито): Что веселого слышно?

Буква Ч: Мы играли в прятки.

Буква Ц: Вот посмотри, сумеешь ли тынас отыскать?

 Буква Ч:     Чапнула чапля церные цернила.

     Церная чапля чиркулем цертила.

  Буква Ц:    Полуцился оцень цистенький цертеж,

     Станешь вверх ногами - сразу разберешь!

Буква А (сердито): Очень  весело. Вы бы  мне лучше сказали, где буква Я? Где Кляксич?

Буква Ч: Ницего,  то  есть ничего  не  знаем.

  Буква Ц:    Мы все время играли.  

Убегают.

Картина 13.

Аля, А, Л.

Буква А: Мы уже почти что в самом конце Букваря. Где-то здесь живёт буква Э…

Возле домика на лавке сидит Э. Она пожимает каждому руку и представляется:  

Буква Э: Эмма-Элла-Эрна-Эвелина.

Аля: Какое у Вас длинное и красивое имя!    

Буква Э: Я знаю, зачем вы пришли. Всё, что  мне известно, я вам открою.  Но,  к сожалению, я знаю  не  так  уж много. Букву Я спрятало слово "заяц".  (кадр 12) Когда  Кляксич всё-таки догадался, где буква Я, он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось  догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква Я не сумела удержаться при  такой скорости (кадр 13) и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил!

Буква А: Ах!

Буква Э:  И тут он составил  какую-то  заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт ее, тот освободит букву Я. Мы переписали надпись, но расшифровать не могли.

Аля: Где эта надпись?    

Буква Э:  Да вот…

!андобовс Я авкуБ

 Буква А:  Да что же это такое?  Кто сумеет прочесть  эти мудрёные перекрученные буквы?

Влетает птичка –Буква З.

Буква Л:  Это же Зарянка – буква З!

Птичка: Зеркало! Зеркало!  Зеркало! (улетает)

Буква Э:  Постой, объясни!

Буква А:  Что "зеркало"? Что "зеркало"? Почему "зеркало"?

Буква Э:  Не знаю…

 Аля подошла к зеркалу - оно не показало ей ничего, кроме самой Али.

Аля: Что  же делать? Может, нам снова помогут ребята?

Буква Л: Не знаю.

Аля: Помогут, конечно! Их так много. И все они умные. Они догадаются…

Коллективное разгадывание загадки.

Картина 14.

Кадр 14 из презентации – письмо. На его фоне Аля читает:

Аля: Дорогие ребята!

Я так рада, что вы закончили Азбуку, и теперь можете читать любые книжки. Читайте с радостью и удовольствием много интересных книг!

Аля.

    Ведущий:  Все  это прекрасно. Но  куда  девался  злодей Кляксич?  Сумела  ли  Аля победить его? Всем очень хотелось бы, чтобы это  было так. Но... Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул Букварь вместе с дружками Помаркой и Ошибкой. И  теперь они  бегают  из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие  пакости  исподтишка.

Поклон артистов.

Ведущий:А знаете ли вы, чего не любят книжки? (ответы детей) Молодцы, все правила обращения с книгами вам известны. Нужно только не забывать их соблюдать, ведь книжка тоже может многое рассказать о своём хозяине. Вот послушайте…

V. Сценка-басня «Две книжки». – 4 класс.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

- Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой.

 

- Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал. С мясом!

Да что обложки... Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей...

Боюсь,  листы пойдут на змей,

Тогда летать мне в облака!

А у тебя целы бока?

 

- Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу -

О них и говорить-то неприлично...

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на “отлично”!

 

- Ну, мой на “тройках” едет еле-еле

И даже “двойку” получил на той неделе...

 

В басне нет загадки:

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки,

Какой ты ученик

.

Вручение дипломов и подарков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...