Программа "Одарённые дети"
рабочая программа
Программа "Одарённые дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti.doc | 269 КБ |
plan_raboty_s_klassom.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29
Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
на 2015-2020 учебные годы
учитель Эрдыниева Аюна Дугаровна
Программа «Одаренные дети»
Тема: «Организация работы с одаренными детьми в школе».
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
- в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов и администрации.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
- Паспорт
Наименование программы | «Одаренные дети» |
Основания для разработки программы | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792 |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «Улюнской СОШ им.С.Х» |
Срок реализации программы | 2015 – 2020 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Источники финансирования программы | Местный бюджет на основе составленной сметы |
Ожидаемые конечные результаты программы | - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы с одаренными детьми |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет школы. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического совета школы, педагогических советах, родительских собраниях. |
- Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных данных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивация.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
- как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
- как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
3.Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в школе, а также в создании оптимальной среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
- «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
- обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
- Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, районных и областных мероприятиях)
- Научное направление – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическое направление – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
- Научно-методическое и образовательное направление – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
- Социально-экономическое направление – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
- Координационное направление:
- организация работы всего коллектива школы;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
- создание банка данных «Одаренные дети школы».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2015 по 2020 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2015-2016 учебном году. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2015-2020 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- апробация экспериментальных авторских программ;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2020 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
- Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Участники реализации программы
Руководители:
- зам. директора по УВР и ВР
- учителя начальных классов и учителя-предметники
Творческая группа:
- учителя начальных классов и учителя-предметники;
- школьный библиотекарь;
- педагоги дополнительного образования
- воспитатель группы продленного дня
А так же:
- учащиеся школы
- родители детей
- воспитатели детского садика, расположенного в здании школы
- Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Критерии оценки одаренности
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализи рованность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
|
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся |
|
|
- План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2015-2020 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка | 2015-2016 | учиеля |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2015-2016 | классные руководители |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2015-2020 | Учитель, клрук |
2 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2015-2020 | учителя |
3 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2015-2020 | учителя |
4 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2015-2020 | учителя |
5 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | С 2017года | учителя |
6 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2015-2020 | учителя |
7 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2015-2020 | учителя |
8 | Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности | 2015-2020 | учителя |
9 | Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» | 2017-2018 | Учителя, психолог |
10 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2015-2020 | Зам. директора по ВР, классные рукодители |
11 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2018-2019 | Зам. директора по УВР |
12 | Привлечение внимания родителей к потребностям одаренных учащихся | 2013-2017 | родительский комитет |
13 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2015-2017 | Зам. директора по УВР |
14 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2015-2020 | Педагоги школы |
15 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) | 2015-2020 | Зав. Библиотекой, педагоги |
16 | Выпуск сборника детского творчества и сборника статей педагогов школы | 2019-2020 | Зам. директора по УВР |
17 | Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2015-2020 | Зам. директора по УВР, методический совет школы |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2015-2020 | Заместители директора |
2 | Организация и совершенствование работы интеллектуального клуба «Эрудит», кружков различной направленности | 2017-2020 | Зам. директора по УВР |
3 | Создание среды общения, самореализации. Социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов | 2015-2020 | Зам. директора по УВР |
4 | Организация летней школы для одаренных детей на базе ОО | Ежегодно | Директор |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2015-2020 | Директор, психологическая служба района, родительский комитет |
2 | Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных работ | 2016 | Директор |
- Перспективный план деятельности на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Направления реализации программы | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | Сентябрь | Методический совет школы, учителя начальных классов и учителя-предметники | |
2. Знакомство с педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | Ноябрь | учиеля | ||
3. «За круглым столом» (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина) | Январь | Зам по ВР | ||
4. Заседание методического совета Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста» | Март | Руководитель методического совета | ||
5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка» | Апрель | Учителя-предметники | ||
6. Педсовет «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей | Январь | Методический совет школы | ||
2 | Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы | 1. Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: составление списков первоклассников | Август Июль | Учителя будущих первоклассников |
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; день открытых дверей; организационное родительское собрание «Развитие способностей первоклассника» | Учителя начальных классов | |||
3 | Создание банка данных одаренных детей школы | 1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям | В течение учебного года | Кл. рук-ли |
2. Психодиагностические обследования среди учащихся | В течение учебного года | Кл. рук-ли | ||
3. Анкетирование детей | В течение учебного года | Кл. рук-ли | ||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение учебного года | Зам. Директора по УВР | ||
4 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | 1. Создание научно-методической базы для работы с одаренными детьми, методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр) | В течение учебного года | Методический совет школы |
2. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей | В течение учебного года | Школьный библиотекарь | ||
5 | Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности | 1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий | В течение учебного года | Методический совет школы |
2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих | В течение учебного года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся | В течение учебного года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||
4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др. | В течение учебного года | Учителя начальных классов и учителя-предметники | ||
5. Ведение уроков иностранного языка (2-4 классы) и информатики (2-4 классы) в начальных классах | Зам. директора по УВР | |||
7 | Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции) Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также спортивных секций | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
2. Предметные классные, школьные и районные олимпиады | Октябрь – январь | Учителя, работающие в 4-х, 7-11-х классах | ||
1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Май | Зам. по УВР | ||
2. Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка» | В течение года | Зам. По УВР | ||
3. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей» | Декабрь | Зам. По УВР | ||
4. Индивидуальные консультации | Март | Кл. рук-ли | ||
5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ | В течение года | Педагоги дополнительного образования | ||
6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение года | Учитель ф-ры | ||
7. Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы | Май | Методический совет школы |
- Приложение
1. Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2. Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- математика и техника (1-й столбец листа ответов);
- гуманитарная сфера (2-й столбец);
- художественная деятельность (3-й столбец);
- физкультура и спорт (4-й столбец);
- коммуникативные интересы (5-й столбец);
- природа и естествознание (6-й столбец);
- труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
- Петь, музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
- Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Собирать технический конструктор.
- Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
- Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях и кружках.
- Помогать другим людям.
- работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
- интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
- творческая (2-й столбец);
- академическая (3-й столбец);
- художественно-изобразительная (4-й столбец);
- музыкальная (5-й столбец);
- литературная (6-й столбец);
- артистическая (7-й столбец);
- техническая (8-й столбец);
- лидерская (9-й столбец);
- спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
- Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
- Интересуется общением со сверстниками.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актерской игрой.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
- Хорошо поет.
- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в классе.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-либо инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
(заполняют родители)
- У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
- Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
- Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
- Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
- Он очень любит рисовать (Да / нет)
- Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
- Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
- Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
- С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
Психодиагностические обследования среди учащихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
- анкетирование родителей и учителей;
- специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
- диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
- диагностику видеомоторной коррекции;
- вербальный тест Айзенка;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
- методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
- методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
- тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
- тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
- тесты для интеллектуалов.
Портфолио учащихся и учителей
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио Ф.И.О. , ученика (цы) ____ класса «___» | Тайна моего имени: | Карта моих интересов |
Знак зодиака: | ||
Я родился (родилась) в год: | ||
Я занимаюсь в кружках, секциях: | ||
Мои любимые занятия, увлечения: | ||
Участие в конкурсах | Участие в концертах | Участие в олимпиадах |
Участие в общественной жизни школы и класса | Мои добрые и полезные дела | Награды и достижения |
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь рисовать? | |
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
22 | Ты посещаешь кружки? | |
23 | А спортивные секции? | |
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? |
Система работы учителей с одаренными детьми
в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие 4-х классов, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
- Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева» 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru |
ПЛАН
Индивидуальной работы с учащимся 7 класса
Ф.И.О.Н.Н.Н
в 2021-2022 учебном году
№ п/п | Планируемые профилактические мероприятия | Сроки |
Составление характеристики несовершеннолетнего и его семьи | сентябрь, январь | |
Посещение семьи для составления акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего | один раз в триместр | |
Информирование ПДН по каждому факту уклонения от обучения несовершеннолетнего | незамедлительно | |
Контроль за посещаемостью учебных занятий несовершеннолетнего | ежедневно | |
Контроль текущей успеваемости несовершеннолетнего | в течение года | |
Контроль за дисциплиной несовершеннолетнего | в течение года | |
Контроль внеурочной и каникулярной занятости | один раз в триместр | |
Посещение учебных занятий | один раз в месяц | |
Звонок родителям обучающегося, не приступившего к занятиям | в течение года | |
Индивидуальные беседы по темам: - «Развитие нравственного, правого воспитания, формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности за правонарушения»; - «Повторение ПДД»; - «Ответственность за свои поступки»; - «Повторение Устава школы»; - «Права и обязанности ученика»; - «Повторение здорового образа жизни школьника»; - «Повторение правил противопожарной безопасности»; - «Уголовная ответственность несовершеннолетнего»; - «Инструктаж по технике безопасности (в школе, один дома, у водоема, при пожаре, при ЧС, при теракте)»; - «Соблюдение режима дня»; - «Предупреждение правонарушений в каникулярное время» и др. | по необходимости | |
Доведение до сведения обучающегося и его родителей информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации | в течение года | |
Индивидуальная работа с педагогом-психологом | по заявке | |
Приглашение на Совет профилактики несовершеннолетнего с законными представителями | по необходимости | |
Индивидуальные беседы с инспектором ПДН | по необходимости | |
Организация занятости несовершеннолетнего во внеурочное время | в течение года | |
Организация занятости несовершеннолетнего в период школьных каникул | ноябрь, январь, март | |
Вовлечение в коллективную деятельность: -участие в общественных мероприятиях; -участие во внеклассных мероприятиях; -выполнение общественных поручений в классе | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...