"Азбука нравственности"
методическая разработка (1, 2 класс)

Майорова Елена Валерьевна

Программа определена тем, что одной из важнейших задач является освоение детьми духовных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti1-2god_obucheniya.docx104.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ  №4 имени  Д.М. Перова г Саянска

рабочая программа

учебного курса  

«Азбука нравственности»

для учащихся

                                                    1-4 класса

       

Составитель:

Майорова Е.В.

учитель начальных классов

I квалификационная категория

Пояснительная записка

 Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

   Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  2. Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
  3. Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Программа «Азбука  нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Программа включает в себя 134 занятия по 35 – 45 минут. Занятия проводятся  1 раз в неделю. Срок реализации программы 4 года. Года совпадают с годами обучения в начальной школе.

Программа состоит из разделов, представленных в таблице №1:

                                                                                                    Таблица №1

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

1.Правила поведения в школе.

2.О добром отношении к людям.

3.Как стать трудолюбивым.

4.Правила опрятности и аккуратности.

5.Правила поведения на улице и дома.

6.Школьный этикет.

1.Правила поведения в школе

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

3.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

6. Общение с окружающими

7.Школьный этикет

8.Культура поведения

1.Как быть аккуратным

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

4.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

6.Общение с окружающими

7.Школьный этикет

8.Культура поведения

1.Правила поведения в школе

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

4.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

6.Общение с окружающими

7.кольный этикет

8.Культура поведения

Нарисовать.

           На первом году обучения и начало второго года обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения.

           На втором и третьем годах обучения ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.

К окончанию школы первой ступени учащиеся получают опыт самостоятельного общественного действия. У них формируется социально приемлемые модели поведения.

В основе программы «Азбука нравственности» лежат три подхода:

  • Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
  • Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
  • Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
  • Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
  • Практические (упражнения)

Формы занятий:

  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Просмотр аудио - кассет
  • Чтение художественных произведений
  • Импровизация
  • Деловая игра
  • Ролевая игра
  • Дискуссия
  • Работа творческой группы
  • Обсуждение литературных произведений
  • Диалог
  • Литературный конкурс
  • Конкурс сочинений
  • Конкурс стихотворений
  • Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:  

  1. Рабочее место учителя оснащено компьютером.
  2. Есть выход в интернет, имеется медиотека.
  3. Разработана рабочая программа.
  4. Приобретено методическое пособие для учителя, диски с методическими рекомендациями для учителя, учебное пособие для учащихся, книги для чтения 1-4 класс «Азбука  нравственности»  под редакцией Э.П.Козлова.

 

Реализация программы  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

                             Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы «Азбука  нравственности»

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

К концу 1 и 2 класса дети усваивают первый уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  знают:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Умеют:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  знают:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках.

4. Афоризмы.

Умеют:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

К окончанию 3 класса дети преодолевают второй уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  знают:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Умеют:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

К окончанию 4 класса достигается третий уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  знают:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Умеют:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Основным измерителем является методика измерения уровня воспитанности.

Критерии, показатели уровней результатов отражены в таблице №2

Таблица №2

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность у младших школьников моральных норм и нравственных правил поведения

I уровень

Осведомлённости учащихся об основных моральных  нормах  и правилах нравственного  поведения

Методика измерения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 1-2 класс).

Анкетирование

Наблюдения педагога и родителей.

Ведение «Портфолио достижений».

II уровень

Соблюдение  моральных норм и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 3-4 класс).

Наблюдения педагога  и родителей.

Ведение «Портфолио достижений».

III уровень

Самоанализа  собственных поступков и поступков окружающих людей

Наблюдения педагога  и родителей.

Мини - сочинение

Для оценки  результативности   программы  «Азбука  нравственности» в приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 1-й год обучения- 32 часа

В курсе выделены 6 разделов, в которых раскрываются основные понятия:

1. Правила поведения в школе (7 часов).

Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.

2. О добром отношении к окружающим людям (9 часов).

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах (кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.

3. Как стать трудолюбивым(4 часа).

Воспитание трудолюбия в семье, в школе. Бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.

4. Правила аккуратности (3часа).

Воспитание нравственных качеств. Раскрыть понятие об аккуратности как об уважительном отношении человека к самому себе и к окружающим людям.

5.Правила поведения на улице и дома  ( 4 часа).

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, на улице в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.

6. Школьный  этикет.(5часов)

Знакомства с элементарными правилами обращения и приветствия окружающих людей. Общение первоклассников со своими сверстниками.

2-4-й год обучения-102 часа

В курсе выделены 8 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности:

1.Поведение в школе

В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Ребёнок проводит в школе много времени, поэтому школа для него становится как бы вторым домом. Самую большую радость в школе приносит ребёнку ежедневное общение со сверстниками. В процессе общения у ребёнка формируется характер, вырабатываются навыки общения и общения поведения. Наблюдая за детьми, учитель корректирует нравственную направленность в их поведении. Коллективная деятельность детей позволяет учителю находить точки соприкосновения для деликатных способов оказания взаимопомощи. Значение взаимопомощи и её мотивация в младшем возрасте приобретает особую значимость, т.к. начинают осознаваться детьми. Вместе с учителем, дети учатся обсуждать, оценивать и планировать общие дела.

Ключевые слова: забота, внимательность, помощь, поддержка

2.Как быть аккуратным

В разделе предлагается цикл занятий:

Как беречь книги, вещи, школьное имущество?  Что такое точность и обязательность? Каковы основные правила точности и обязательности? Что происходит, когда нарушают эти правила? Дети учатся добросовестному и осознанному отношению к труду всех  и каждого. В процессе обучения у ребят формируется бережное, аккуратное отношение к предметам, созданным человеком. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах. Формирование таких понятий как: аккуратность, опрятность, точность, бережливость.

3. Правила вежливости.

В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.

4. Как быть трудолюбивым.

В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.

5. Базовые  моральные представления. 

   В школьной жизни много ситуаций, на анализе которых дети учатся оценивать тот или иной поступок. Формированию представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие

6. Общение с окружающими.

Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.

Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.

7. Школьный этикет.

Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.

Ключевые слова: слова приветствия, благодарности.

8. Культура поведения.

В данном разделе анализируя  рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с  вежливыми словами  в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.

Ключевые слова: приветствия, благодарности, пожелания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)

Название разделов и тем

Кол-во часов

Изучаемые произведения

Практика

1.раздел

Поведение в школе

Цель: Определить круг обязанностей младших школьников (правил поведения) во время проведения урока и во время перемены

 

1.1

Правила поведения на уроке и на перемене

2

Я. Аким «В школу»

И Замятина «Саша на переменке»

Беседа

1.2

Правила поведения в гардеробе

1

И Замятина «Саша в раздевалке»

Мини-конкурс

1.3

Правила поведения в столовой

1

В Викторов «Песенка про повара»

Анализ заданных ситуаций

1.4

. Правила поведения в библиотеке

1

В.Даль «Книга»

Экскурсия в библиотеку.

Слушание аудио-кассет

1.5

Правила поведения  на школьном дворе

2

Е Ильина «Игра»

Беседа

2 раздел

О добром и вежливом отношении к людям

Цель: на примере литературных произведений и на знакомых детям жизненных ситуациях доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро»- «зло» (синонимы «хорошо»- «плохо»).

9

2.1

Что такое « добро» и «зло»

2

А Митяев «За что люблю маму»

Импровизация

2.2

«Ежели вы вежливы……»

2

Н  Красильников «Доброе утро»

Импровизация

2.3

Добрые и недобрые дела

1

С Михалков «Трезор»

Инсценирование

2.4

Ты и твои друзья

2

С Михалков «Хорошие товарищи»

Беседа

2.5

Помни о других

1

Е.Благинина «Наш дедушка»

Ролевая игра

3 раздел

Как стать трудолюбивым

Цель: объяснить детям, в чём состоит цель учения, какую роль играет образование в жизни людей.

4

3.1

«Ученье свет, а неученье- тьма

1

Н Гребнёв «Ворона урок не доучила»

Мини конкурс

3.2

Как быть прилежным и старательным

1

Дж. Родари «Новая тетрадка»

Беседа

3.3

Наш труд в классе

1

В. Осеева «Подарок лентяя»

Беседа

3.4

Мой ежедневный труд дома

1

З. Александрова «Неведимка»

Свободное рисование

4 раздел

Правила опрятности и аккуратности

Цель: Объяснить детям. Что означает культура внешнего вида и одежды. Как характеризует человека его бережное отношение к вещам. Дать представление о значении времени

3

4.1

Культура внешнего вида

1

В Орлов «Хрюшка обижается»

Просмотр презентации

4.2

Каждой вещи - своё место

1

В. Бианки «Баретка»

Устное

сочинение историй

4.3

Умей ценить время - своё и чужое

1

Е Елизаветин «Точность»

Анализ заданных ситуаций

5 раздел

Правила культуры поведения на улице и дома

Цель: познакомить первоклассников с основными правилами поведения дома и в школе

5

5.1

Как вести себя дома и на улице

5

С Прокофьева «Сказка про честные ушки» Г Черкашин «Про Петю»

А.Лаптев «Всему свету по секрету»

Г.Черкашин  «Про Петю….»

В Лебедев –Кумач «Сказка про умных зверюшек»

Диалог

Ролевые игры

6 раздел

Школьный этикет

Цель: познакомить с правилам знакомства и приветствия, с правилами обращения к собеседнику (доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя).

6

6.1

Как приветствовать и знакомиться с людьми

4

Л Васильева-Гангнус «Советы по этикету», «Из правил», « О вежливости»

С.Михалков «Хочу бодаться»

И. Панкеев «Ты или вы?»

Наблюдение

 

ИТОГО (часов за год): 32

32

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год обучения)

Название разделов и тем

Кол-во часов

Изучаемые произведения

Практика

1раздел

Поведение в школе

Цель: Вспомнить, о чём шла речь на уроках «Азбука нравственности»в прошлом году.

 

1.1

Правила школьной дисциплины

2

С. Маршак «Школьнику на память»

Беседа

1.2

Как заботиться о школе

1

В. Данилов «Воспоминание»

Развивающая игра

2 раздел

Как быть аккуратным

Цель: показать, что правила гигиены помогают ребёнку быть здоровым, бодрым, весёлым, активным. Разобраться, какое значение бережливость играет в жизни человека

3

Импровизация

2.1

Соблюдай правила гигиены

1

К. Чуковский «Загадка»

Анализ заданных ситуаций

2.2

Опрятность и аккуратность в одежде

1

В. Осеева «Пуговица»

Анкетирование

2.3

Как быть бережливым

1

Е. Пермяк «Две пословицы»

Беседа

3 раздел

Правила вежливости

Цель: Развивать и формировать у детей понятие того, что человек, умеющий ценить своё и чужое время-человек чуткий, обязательный, аккуратный в обещаниях, т.е. ответственный

5

Диалог

3.1

Уважай своё время и время других

2

С. Михалков «Часы»

И. Замятина «Катя»

Мини- конкурс

3.2

Как быть предупредительным

1

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Импровизация

 3.3

Когда говорят, извините?

2

С.Михалков «Упрямый лягушонок»

В. Осеева «Вырванный лист»

Ролевая игра

4 раздел

Как быть трудолюбивым

Цель: прививать детям желание быть самостоятельными ,стараться всё делать самим

4.1

Культура и дисциплина труда

1

С.Маршак «Горб верблюжий»

Л Толстой «Скучен день до вечера»

Изготовление корточек с вежливыми словами.

Беседа

4.2

Учусь правилу: «Всё делаю сам»

2

О. Дриз «Разноцветный мальчик»

Мини- конкурс

5 раздел

Базовые моральные представления

Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и правдивость-основа нравственного поведения человека, дать обобщённое представление о доброжелательности

2

Беседа

5.1

Честность и правдивость

1

С. Михалков «Почему мыши котов не обижают»

Сочинение

5.2

Доброжелательность- что это значит?

1

С.Михалков «Когда живётся дружно»

Импровизация

6 раздел

Общение с окружающими

Цель: рассказать, как можно оценивать поступки окружающих

3

Инсценировка

6.1

Как оценить поступки других

1

С Михалков «Не стоит благодарности»

Работа в группе

6.2

Ты и твои друзья

1

М.Джалиль  «Случай в подъезде»

Мини-соревнования

 6.3

Всегда держи своё слово

1

Дж.Родари «Слова и мысли»

Анализ жизненных ситуаций

7 раздел

Школьный этикет

Цель: рассказать детям, как правильно и тактично обращаться с просьбами, известиями новостях, как приятных, так и неприятных.

7.1

Обращение с просьбой.

1

Г.Цыферов «Пароходик»

чтение худ. произведений

вместе с родителями

7.2

Правила поведения в театре и кино

1

Д.Гальперина «Театр»

Мини-сочинение

7.3

Обращение к другу

1

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Диалог

8 раздел

Культура поведения

Цель: помочь ребятам  осознать своё отношение к природе, понять, как и почему надо к ней бережно относится ;дать им представление о нравственной стороне отношения к природе

12

8.1

Правила поведения на природе

4

М.Пришвин «Моя Родина»

Д. Михайлов “Фантик»

Просмотр диска о красоте природы

8.2

Отношение к окружающей среде

4

И. Токмакова «Живи,ёлочка»

М. Черкасова «Они должны жить»

Конкурс рисунков о природе

8.3

Прозвища давать нельзя

4

А. Угрюмов «Русские имена»

В.Даль «Имя»

Беседа

ИТОГО (часов за год): 34

34

                                                                 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (третий  год обучения)

Название разделов и тем

Кол-часов

Изучаемые произведения

Практика

1 раздел

Поведение в школе

Цель: помочь детям осознать, что все блага, окружающие нас в школе,- дело рук многих людей.  Сохранение их - забота всех и каждого ученика в особенности.   

 

 

1.1

Общее дело - забота каждого

2

С Михалков «Важный день»

Диалог

1.2

Как понимать слово «взаимопо мощь»?

2

В Бианки «Сова»

Конкурс стихов

1.3

Что такое «взаимопомощь»?

2

А. Свирин «Экспидиция к предкам»

Ролевая игра

 

ВСЕГО (часов по разделу): 6

6

2.раздел

    Как быть аккуратным Цель: уточнить и закрепить представления детей об отношении к предметам, созданным трудом человека, и предоставленным взрослыми детям.

 

2.1

Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество?

2

Д. Гальперина «Школа»

Просмотр диска «Откуда пришли к нам вещи»

2.2

Правила точности и обязательности – в чём их суть?

2

С.Маршак « Гвоздь и подкова»

Моделирование

(групповая работа)

  

ВСЕГО (часов по разделу): 4

4

3.раздел

Правила вежливости

 Цель: объяснить детям, что вежливые поступки отражают отношение человека к другим людям, показать, что внешнее выражение вежливости должно быть в единстве с внутренней воспитанностью, что вежливость- качество дисциплины.

 

3.1

Вежливые поступки- что это такое?

2

С. Михалков «Просчитался»

Диалог

3.2

Против лжи и нечестности.

2

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Тест «Какой я»

 

ВСЕГО (часов по разделу): 4

4

4 раздел

Как быть трудолюбивым Цель: обобщить с учащимися пути выработки у себя трудолюбия. Показать детям значение труда не только в получении материальных благ, но и становлении личности человека.

 2

4.1

Как надо помогать людям?

1

Е.Перехвальсмкая «Откуда азбука пошла»

Тест

4.2

Почему труд кормит,а лень портит?

1

С Михалков «Ремесло»

Экскурсия, сочинение

5.раздел

Базовые моральные представления

 Цель: дать представление о содержании поступков детей. Которые могут быть названы справедливыми и несправедливыми.

1

5.1

Что такое справедливость?

1

(Корейская сказка) «Материнская любовь»

Диалог

6 раздел

Общение с окружающими Цель:  помочь детям понять, что многое в школьной жизни происходит по правилам, и эти правила должны выполнять все. Показать детям важность бескорыстного отношения к окружающим, что помогает быстрее находить друзей.

7

6.1

Правила для всех.

1

Б. Крекотин «Попраздновал»

Беседа

6.2

Надо быть бескорыстным.

2

С. Алексеев «Рукавички»

Диалог

6.3

Уважение к людям-что это значит?

2

«Правильный ответ» (китайская сказка)

Импровизация

6.4

Будь внимательным и предупредительным.

2

С. Прокофьева «Румяные щёки»

Беседа

7 раздел

Школьный этикет

 Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.

4

7.1

Правила поведения в гостях.

2

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Мини- конкурс

7.2

Разговор по телефону, его этикет

2

Н. Носов «Телефон»

Т.Александрова «Гостиница»

Анализ заданных ситуаций

8 раздел

Культура поведения

 Цель: показать детям значение слова в общении, отношениях людей, объяснив, что слово может быть  поступком. 

6

 8.1

Слово лечит, слово ранит

2

В. Беспалов «Сила слова»

Ю.Энтин «Слово про слово»

Импровизация

8.2

Что такое правила «Нельзя»

2

А. Митяев «Крошки со стола»

Беседа

8.3

Визит к малознакомым и чужим людям.

2

Д. Михайлов «Давным –давно»,

Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Ролевая игра

ИТОГО (часов за год): 34

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (четвёртый  год обучения)

Название разделов и тем

Кол-часов

Изучаемые произведения

Практика

1 раздел.

Поведение в школе

Цель: приобщить детей к самовоспитанию, вооружить их соответствующими возрасту возможными способами самоконтроля и самооценки.

 

 

1.1

Нравственные правила на уроке.

2

С Михалков. «Преграды»

В Драгунский. «Главные реки Америки»

Диалог.

беседа

1.2

Как контролировать свои поступки

2

Ю Вронский. «Как Онфим грамоте учился»

М Зощенко «Находка»

Анкетирование

1.3

Забота о младших - наш долг

2

В.Железников «История с азбукой»

В Драгунский «Сестра моя Ксения»

Конкурс сочинений

 

ВСЕГО (часов по разделу): 6

6

2. раздел

Как быть аккуратным

Цель: показать значение внешнего вида в восприятии людей друг другом. Развивать вкус чувство меры в одежде.

 

2.1

Культура внешнего вида

1

Л Лагин «Волшебная нитка»

Работа в творческих группах

2.2

Будничная и праздничная одежда

1

С Романовский «Как одевались-обувались в старину»

Защита творческих проектов

 

ВСЕГО (часов по разделу): 2

2

3.раздел 

Правила вежливости

 Цель: подвести итог тому, что усвоили учащиеся о положительных нравственных качеств человека. Показать детям, что заботливость- такое качество личности человека, которое проявляется всегда и везде.

 

3.1

Основные правила вежливости.

2

Л Васильева-Гангус «Зачем быть вежливым»

Диалог

3.2

Как быть заботливым.

2

Ю. Яковлев «Почтовая рыбка»

Наблюдения

3.3

Путешествие по стране вежливых.

2

Н.Сладков «Планета чудес»

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Игра-путешествие

 

 

ВСЕГО (часов по разделу): 6

6

4раздел

Как быть трудолюбивым Цель: показать значение труда для развития способностей человека, его взаимоотношений с другими людьми.

 2

4.1

Почему человек становится лучше, когда трудится.

2

С Романовский «Хлеб»

Е.Пермяк «Смородинка»

Экскурсия в пекарню, сочинение

 5раздел

Базовые моральные представления Цель: формировать личную ответственность и коллективную. 

1

5.1

Ответственность-это главное

1

А.Лейкин «Путешествие в Гардарики»

Диалог

6 раздел

Общение с окружающими Цель: показать учащимся, что верность слову и обещанию- это важные нравственные качества без которых трудно стать хорошим человеком, просто трудно жить.

5

6.1

.Верность слову и обещанию

1

«Янчи и змея» (Венгерская сказка)

Чтение худ. про-ий

6.2

Что значит быть хорошим товарищем?

2

С. Алексеев «О Суворове и русских солдатах»

Импровизация анкетирование

6.3

Как и когда надо помогать окружающим?

2

Н.Елин «Мужское дело»

Анализ художественных произведений

7раздел

Школьный этикет

Цель: дать представления детям, какие существуют праздники, как они отмечаются.  Какие бывают подарки и как они вручаются.

6

7.1

Как встретить и отметить праздник?

2

С. Сахарова «Академия домашних волшебников»

Мини- конкурс

7.2

Подарки к торжествам и праздникам.

2

С. Михалков «Хрустальная ваза»

Анализ заданных ситуаций

7.3

Приглашение на праздник

2

Е.Осетров «Родословное древо»

Импровизация

Сюжетно-ролевая игра

8раздел

Культура поведения

 Цель: расширять знания о культуре речи в общении и установлении доброжелательных отношений с другими людьми. Как нужно оценивать своё поведение и поведение других.

6

 8.1

Тон и стиль нашей речи  в общении

2

 А. Митяев. «И слово может воевать»

Импровизация

8.2

Всегда ли мы согласны с поведением других

2

А. Шибаев « Говорите короче»

Беседа

8.3

Чувства в общении: какие они?

2

С. Михалков «Булка»

М. Михалков «С нами смех»

Тест

ИТОГО (часов за год): 34

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
  2. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  3. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
  4. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
  5. Козлов Э.П. Комплект учебных пособий «Нравственное образование в России»
  6. Козлов Э.П. Методическое пособие  для учителя «Азбука нравственности» Э.П.Москва 2008 ООО «Издательский дом «Новый учебник»
  7. Ладыжеская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
  8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
  9. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  11. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  12. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 

Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах  (1 класс)

Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

  1. Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

  1. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

  1. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

4.Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

5.Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

6.В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

7.Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

8.Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

9.Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

10.Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

11.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

12.Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

13.Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

14.Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

15.Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

16.Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

17.Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

18.Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

19.Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

20.Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

21.Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

22. Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

23. Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы.        

1. Слова приветствия.

2. Прощальные слова.

3.Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________.

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

  • доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
  • желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
  • желание и стремление оказать помощь любому человеку;
  • умение ничего не делать;
  • нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.

6.  Вычеркни лишнее:

•  желать добра

•  сочувствовать

•  сопереживать

•  воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9.  Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5.  Прочитай текст и ответь на вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7.Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

– буду

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция.Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос.Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос.Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос.Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос.Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция.Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.

Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...

профильная подпрограмма по нравственно - патриотическому направлению "Азбука нравственности"

Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного о...