Методическая разработка "Развитие памяти, внимания и мышления в условиях ГПД" .
методическая разработка (3 класс)

Кузнецова Наталья Мироновна

Данная методическая разработка является индивидуально-ориентированным развивающим комплексом  игр и упражнений, составлена для работы с учащимися в группе продленного дня. Эта разработка предоставляет воспитателю возможность составить планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей развития группы или одного конкретного учащегося и соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Цель: развитие внимания, памяти, мышления  учащихся младшего школьного возраста в условиях ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Развитие памяти, внимания, мышления в условиях ГПД»

Разработала:

воспитатель ГПД

Кузнецова Н.М.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка …………………………………………….......3

2.Содержание программы...………………………………………………4

3.Учебный план.……………..…………………………………………….5

4.Методическое обеспечение ……………………………………………6

5.Материально-техническое обеспечение программы…………..……..7

6.Упражнения и игры для развития   внимания………………………...7    

7. Упражнения и игры для развития   памяти…………………………..12

8. Упражнения и игры для развития   мышления……………………....15

9. Приложение1………...……………………………………………….21

10. Литература…………………………………………………………..22

                                            Пояснительная записка

Данная методическая разработка является  индивидуально-ориентированным развивающим комплексом игр и упражнений.

       Актуальность методической разработки за последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. 

      Новизна методической разработки.

 В процессе разработки данной  темы были проанализированы методические пособия, направленные на преодоление трудностей адаптации к школе и  в обучении. Важным аспектом развития ребенка является использование современных дидактических игр. Данная методическая разработка составлена для работы с учащимися, находящимися в группе продленного дня, она предоставляет воспитателю возможность составить планирование занятий с учётом индивидуальных особенностей развития  группы или одного конкретного учащегося и соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

      Форма: индивидуальные или групповые занятия.

      Цель: развитие памяти, внимания, мышления учащихся младшего школьного возраста в условиях ГПД.

      Задачи:  

Образовательные 

  • развивать параметры внимания: удержание, концентрация, распределяемость, объем, переключаемость.
  • совершенствовать процессы памяти;
  • совершенствовать умение классифицировать, обобщать и сравнивать.

Развивающие

  • обогащать фразовую речь учащихся;
  • развивать пространственные и временные представления;

Воспитательные

  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
  •  повышать уровень познавательной активности

Реализация указанных задач позволяет осуществить рекомендации ФГОС для самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

     Адресат данной методической разработки: ученики 2-4 классов общеобразовательной школы.  

   

 Содержание:

I Этап первичной диагностики.

II Основной этап.

  • Модуль «Развитие внимания».
  • Модуль «Развитие памяти».
  • Модуль «Развитие мышления».

III Этап итоговой диагностики.

I Этап первичной диагностики

- Определение уровня развития внимания, памяти, мышления с помощью простейших методик, наблюдения, беседы.

II Основной этап.

Модуль «Развитие внимания».  

Ориентировка в схеме собственного тела и тела человека, находящегося, напротив. Ориентировка в направлениях пространства. Ориентировка на тетрадном листе, графическое воспроизведение направлений. Закрепление зрительно-пространственных ориентировок. Развитие  зрительно-моторной координации. Ориентировка во времени. Календарь. Уточнение представлений о человеческом возрасте. Тренировка в установлении последовательности событий на серии сюжетных картинок.

Модуль «Развитие памяти».

Обучение приемам запоминания: упражнения на визуализацию, упражнения на ассоциации, упражнения на непосредственное запоминание.

Модуль «Развитие мышления».

 Исключение «лишнего». Сравнение предметов, понятий, явлений, количества и т.д. Обобщение и классификация понятий, предметов, явлений. Составление предложения.

III Этап итоговой диагностики. 

Определение уровня развития внимания, памяти, мышления с помощью простейших методик с целью анализа проведения развивающих мероприятий.

       Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки в ГПД:

Максимальная нагрузка на обучающихся за 1 занятие соответствует нормативным требованиям, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14, общеобразовательных организаций - СанПиН 2.4.2.2821-10

Академический час для обучающихся 2-4 классов равен 40 минутам. Индивидуальные занятия – 20-25 минут.

Распределение недельной образовательной нагрузки зависит от особенностей ребенка, сложности нарушения развития, его индивидуальных, личностных и психофизических особенностей, социальных условий жизни и воспитания.

      Ожидаемые результаты освоения программы:

-улучшение ориентировки в пространстве и времени;

-улучшение зрительного восприятия и внимания;

-улучшение слухового восприятия и внимания;

-повышения уровня процессов  памяти: удержание, сохранение, воспроизведение;

-совершенствование навыков обобщения понятий;

-совершенствование навыков классификации понятий;

-совершенствование навыков сравнения понятий, явлений, событий.

-обогащение лексического запаса;

-овладение грамматическим строем речи;

      Анализ оценки реализации выполнения программы:

Предусмотрено повторение с целью закрепления и оценивание результатов  изученного и повторенного материала. Возможно самостоятельное оценивание учениками собственного уровня ориентировки по темам. Согласно требованиям ФГОС, самооценка способствует развитию осознанного отношения к процессу обучения, развитию навыка самостоятельности, самоконтроля.

   Учебный план:

Тема занятий

Кол-во часов

2 - 4 кл.

Примечания

I Этап первичной диагностики

Определение уровня развития внимания, памяти, мышления.

Итого

3-6

II Основной этап

Модуль «Развитие внимания»

Ориентировка в схеме собственного тела и тела человека, находящегося, напротив.

Ориентировка в направлениях пространства.

Ориентировка на тетрадном листе, графическое воспроизведение направлений.

Закрепление зрительно-пространственных ориентировок.

Развитие  зрительно-моторной координации.

Ориентировка во времени.

Календарь.

Уточнение представлений о человеческом возрасте.

Тренировка в установлении последовательности событий на серии сюжетных картинок.

Итого

9– 27

Модуль «Развитие памяти»

Обучение приемам запоминания: упражнения на визуализацию.

Упражнения на ассоциации.

Упражнения на непосредственное запоминание.

Итого

3 – 9

Модуль «Развитие мышления»

Исключение «лишнего».

Сравнение предметов, понятий, явлений, количества и т.д.

Обобщение и классификация понятий, предметов, явлений.

Составление предложения.

Итого

4-12

                                                  III Этап итоговой диагностики

Определение уровня развития внимания, памяти, мышления.

Итого

3-6

ИТОГО

22 – 60

Методическое обеспечение для реализации методической разработки:

Методическую организацию работы обеспечивают следующие методы и приемы:

Перцептивные методы:

-Словесные (беседа, рассказ, диалог)

-Наглядные (использование иллюстраций, демонстраций)

-Практические (упражнения по закреплению приобретённого навыка, на релаксацию, здоровьесберегающие технологии)

Гностические методы:

-Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), как основной метод коррекционно-развивающей работы.

-Репродуктивные: инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка.

        Указанные методы позволяют закреплять систему

знаний, автоматизировать навыки, приобретать практический опыт:

-Исследовательский метод: во время занятия обучающийся наблюдает какой-либо факт, выявляет в нём существенные признаки, делает предположения, выводы, сравнивает и обобщает.

-Эвристический: самостоятельное открытие обучающимися стоящей перед ними задачи, определения пути решения (необходимых алгоритмов), что предполагает пошаговые действия в решении поставленных задач.

Материально-техническое обеспечение для реализации методической разработки:

- учебный кабинет

- стол, шкафы

-стулья, парты

- компьютер

- проектор

- ксерокс

- цветной принтер

- наборы канцелярских принадлежностей

- наборы счетных палочек

- тетради в клетку и линейку

- наглядные пособия, схемы

- картины, фотографии

- дидактические игры

                            Упражнения и игры для развития внимания:

I. Упражнения:

Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

  •  Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
  • Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.

  • Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
  • По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

Определение направлений в пространстве:

  • вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся         справа;
  • аналогично – слева;
  • повернуть голову влево, вправо;
  • наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

Уточнение пространственных взаимоотношений:

  • стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
  • стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от ёлки.

Это задание можно проделать также на листе бумаги.

Сидя за столом, определить его правый и левый края.

  • Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично -сидящим слева.

       

  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
  • Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

  • Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.

  • Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.

Работа в парах.

  • Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
  • В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

  • спинкой вверх;
  • спинкой вниз.

Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).

Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке.

Как определяют правый и левый берег реки?

Семья на прогулке

  • Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Зрительный диктант

Зрительный диктант HYPERLINK "http://naymenok.ru/zritelnyie-diktantyi/" HYPERLINK "http://naymenok.ru/zritelnyie-diktantyi/" HYPERLINK "http://naymenok.ru/zritelnyie-diktantyi/" (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).

Проводится следующим образом:

  • рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
  • перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
  • образец закрывается;
  • выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
  • повторная демонстрация образца;
  • проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.

Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.

II. Игры:

1.  «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в группе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

2.  «Лабиринты»

Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 (см. Приложение 1).

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

3.  «Самый внимательный»

Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ведущий: А теперь мы проверим, кто у нас внимательный.

Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя парта?».

Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства.

4.  «Рисунок на спине»

Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.

Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

                                Упражнения  для развития памяти:

                                 Упражнения на визуализацию

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Воспитатель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Упражнение 2 «Рисуем палочками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант предыдущего. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из палочек.  Воспитатель должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить. В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться. Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

                                  Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение необходимо школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово. После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками. Вначале взрослый может помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов .Взрослый озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Взрослые не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

                                  Упражнения на запоминание

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Взрослый  учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Взрослый  диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, ребенок в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить ученика думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Упражнение 6 «Считалки, скороговорки, потешки»

Присказки и потешки также способствуют активному развитию процесса запоминания информации у ребенка, так как чаще всего содержат не связанные между собой вещи, которые необходимо запомнить.

                           Упражнения  для развития мышления:

1. Исключение «лишнего»

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

2. Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолёт. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства);

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

3. Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

4. Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

5. Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет большое значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

6. Логические загадки и задачи

А. Многочисленные примеры заданий такого рода можно найти в разнообразных методических пособиях. Например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?»


Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он ее оставляет и перевозит к волку капусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа заканчивается благополучно».

Б. Задача «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?»

Ответ: «Один человек берет яблоко вместе с корзинкой».

                                             Беглость мышления

1. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) в которых третья от начала буква «с».

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного (белого, зеленого и т. д.) цвета;

б) круглой формы.

3.Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 минут.

Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина — это будет свидетельствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу. Если же ребенок скажет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь или сделать красную пудру, то он получит, помимо высокого балла по беглости мышления, еще и высокий балл по непосредственной гибкости мышления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому.

                                          Беглость ассоциаций -

оперирование отношениями, понимание разнообразия объектов, относящихся определенным образом к данному объекту.

4.Перечислить слова со значением «хороший» и слова со
значением, противоположным слову «твердый».

5. Дается 4  числа: 6, 9, 5, 4. Спрашивается, каким образом их можно соотнести друг с другом, чтобы в итоге получить 15; 1; 18,8 и т.д.

6. Первый участник называет любое слово. Второй участник добавляет любое свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающее указанные два слова, т. е. ищет возможные соотношения между этими словами. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложение и т. д. Задача заключается в постепенном увеличении темпа выполнения упражнения.

Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего».

                                        Беглость выражения -

 быстрое образование фраз или предложений.

7.Даются начальные буквы (например, В—С—Е—П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например «Всей семьей ели пирог».

                                      Оригинальность мышления -

 изменение смысла таким образом, чтобы получился новый, необычный смысл.

8.Составить список как можно большего числа названий для короткой истории.

9.Предлагается создать простой символ для обозначения существительного или глагола в коротком предложении - иными словами, необходимо изобрести нечто вроде изобразительных символов. Например, «человек пошел в лес».

                 Способность к созданию разнообразных предсказаний

10. Предлагается 1 или 2 линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получились «объекты». Чем больше линий добавляет участник, тем больше очков он получает (заранее это условие не оговаривается).

11. Даются два простых равенства  С+ Т= В (снег +тепло=вода); Т = Я + М+М (тесто=яйца+мука+молоко)
Из полученной информации нужно составить как можно большее количество других равенств.

             Способность к установлению причинно-следственных связей

12. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что...», «потому что...». Сегодня я очень замерз, потому что... на улице мороз

... долго гулял ... забыл надеть свитер.

У мамы хорошее настроение, потому что... и т. д.

                                 Способность понимания элементов

13.Угадать предмет или животное по его признакам.
Дети задумывают предмет в отсутствие водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т. д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.

14.Установление отношений. Сверху дано соотношение двух
понятий. Из ряда слов снизу выбрать одно так, чтобы оно
образовало аналогичное соотношение с верхними словами.

Школа больница

Обучение, ученик, доктор, учреждение, лечение, больной

Песня  жажда 

Жажда, пить, голод, петь, хлеб

Нож стол

Сталь, вилка, прибор, стул, мебель, скатерть

Рыба муха

Сеть, решето, комар, комната, жужжать, паутина

Птица человек

Гнездо, люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Хлеб дом

Пекарь, вагон, город, жилец, строитель, дверь

Пальто ботинок

Пуговица, портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Коса бритва

Трава, сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Нога рука

Сапог,  кулак, перчатка, палец, кисть

15. Исключение 4-го лишнего. Выделение существенных признаков.

Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу.

Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай. Грузовик - лишнее слово. Электричка, автобус, трамвай - пассажирский транспорт; Яблоко, черника, груша, слива. Лишнее слово  черника (ягода), так как яблоко, груша, слива - фрукты и т. д.

16. Последовательные картинки.

Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Изображения могут быть взяты из карикатур. Задача  - определить имеющуюся логическую последовательность

17. Структурирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: перекос, песок, сок, село, кресло, склеп, плеск и т. д.

18. Предлагаются мыслительные задачи такого типа:

Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег?

19. Обобщения.

а) назвать одним словом предметы:  вилка, ложка, нож ;  дождь, снег, мороз;  рука, нога, голова - это... и т. д;

б) конкретизировать (классифицировать) обобщающее понятие: фрукты - это...; транспорт - это...

8. Продолжить ряд цифр.

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например, 1, 3, 5, 7... 13 ; 4, 7... 19; 12,16,20... 36 и т.п.

20. Игра «Тень». Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти:

1. Детям предлагается таблица с пословицами, записанными в два столбца: в первом – начало, во втором – окончания, не соответствующие друг другу.

Задание: прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу, запомнить исправление пословицы.

Время выполнения 1 минута:

Назвался груздем, гуляй смело.

Любишь кататься, потехе час.

Сделал дело - полезай в кузов.

Делу время, люби саночки возить.

2. Подобрать к каждой картинке или слову признак и запомнить его. Записать попарно слова-признаки и названия картинок.

Мак – алый, конфета – сладкая, пальто – тёплое,

Помидор – сочный, диван – удобный, кит – огромный,

Ручка – шариковая, павлин – красивый

3. Подобрать слова-действия к каждой предметной картинке или названному слову. Записать попарно слова-действия и названия картинок.

Мак – цвести, конфета – угостить, пальто – надеть,

Помидор – расти, диван - сидеть

кит - плыть ручка - писать павлин - важничать

4.Запомнить попарно слова-признаки и слова-действия:

Цвести угостить, надеть расти

Алый сладкая, тёплое сочный

плыть писать, важничать сидеть

огромный шариковая, красивый удобная

Записать эти пары в тетради.

5. Зачитываются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его.

яйцо –курица, цыплёнок

лес –дерево, доска

дом – город, улица

река –озеро, море

шуба –холод, снег

птица – полёт, гнездо

                                          Приложение1. Лабиринт для каждого участника

Литература

1.Гурин Ю.В. Небесные светлячки. (и другие из серии) Серия «Я читаю правильно». – СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

2.Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., 1994.

3.Выготский Л. C. Педагогическая психология.— М., 1991.

4. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – М., 2001.

5.Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. – СПб: Наука и техника, 2012.

6.Истомина З.М. Развитие внимания. Москва, 1978.

7.Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.

8.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

9.Яворская О.Н. Занимательные задания для школьников (2-3 классы). – СПб.: КАРО, 2014.

 Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты на развитие памяти, внимания, мышления, русскому языку, математике,. 1 класс

Тесты на развитие памяти, мышления, внимания для учеников 1 класса....

коррекция развития памяти внимания мышления

в материале даны примеры упражнений, которые помогают детям развивать память, внимание, мышление....

Тема просвещения: виды одаренности. Рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);2.Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетер...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...

Методическая разработка "Развитие памяти, внимания и мышления в условиях ГПД" .

Данная методическая разработка является индивидуально-ориентированным развивающим комплексом  игр и упражнений, составлена для работы с учащимися в группе продленного дня. Эта разработка предоста...

Методическая разработка "Развитие памяти, внимания и мышления в условиях ГПД" .

Данная методическая разработка является индивидуально-ориентированным развивающим комплексом  игр и упражнений, составлена для работы с учащимися в группе продленного дня. Эта разработка предоста...