Сценарий классного часа «Вас приглашает космодром!»
классный час (3, 4 класс)

Котикова Инна Николаевна
Цели: -    познакомить детей с историей возникновения и развития 
                 космонавтики в нашей стране;
              -  закрепить полученные знания в игровой форме.
 
Оборудование: выставка детских книг о космосе и космонавтах, шкатулка
                              с вопросами, очки-звездочки и загаданное слово для игры   
                              в «Звездный час».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Вас приглашает космодром!»

Котикова И.Н., учитель начальных классов

Цели: -    познакомить детей с историей возникновения и развития

                 космонавтики в нашей стране;

              -  закрепить полученные знания в игровой форме.

Оборудование: выставка детских книг о космосе и космонавтах, шкатулка

                              с вопросами, очки-звездочки и загаданное слово для игры  

                              в «Звездный час».

План проведения мероприятия:

  1. Сообщение темы и целей мероприятия.
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Стихотворение С.Погореловского «Крылья».
  4. Рассказ ученика о первом космонавте Ю.А.Гагарине по книге Ю.Нагибина.
  5. Дополнения ведущего, обращение к фотодокументам из книги «Звездный путь».
  6. Стихотворение «Голубая планета».
  7. Рассказ о В.Терешковой, А.Леонове – обращение к его космическим этюдам.
  8. Рассказ о жизнеобеспечении в космосе по книге - К.А.Гильзина «Три, два, один…пуск!»

- физподготовка.

- невесомость,

- питание.

    9.  Игра-викторина о космосе:

         - «Звездные виражи»,

         - «Кто больше?»,

         - «Звездный час».

   10. Подведение итогов, подсчет общего количества баллов.

     Запись на доске:  12 апреля  1961 год

                                     Ю.А.Гагарин

                                     (1934-1968 г.г.)

                             

                                     «Земляне»                                   «Звездочеты»

                                      КОСМОНАВТИКА

                                       Выставка из книг о космосе, детские рисунки

Ход мероприятия:

     По инициативе учеников образуется две команды с одинаковым количеством участников каждой, выбираются капитаны, придумываются названия, например «Звездочеты» и «Земляне».

 

  1. Вступительное слово учителя.

 - Ребята, знаете ли вы, какой сегодня день? Все верно: сегодня 12 апреля 2018 года. И именно сегодня исполняется 57 лет со дня запуска первого космического корабля с человеком на борту. А знаете ли вы, кто был этим первым человеком, покорившим космическое пространство? Верно. Это Юрий Алексеевич Гагарин.

  Но путь к звездам был нелегким. Еще с давних времен люди мечтали подняться в небо. И ярким свидетельством этому служит древнегреческий миф об изобретателе Дедале и его сыне Икаре, которые смастерили себе крылья из птичьих перьев, слепив их воском. (Обращение к иллюстрации на слайде). Но полет завершился трагически для одного из них. Увлеченный полетом, Икар поднялся высоко в небо, и жаркие лучи солнца растопили воск. Икар упал в море и утонул.

1 Ученик: (читает стихотворение С.Погореловского "Крылья")

Стихотворение С.Погореловского «Крылья».

Пусть в продаже в изобилье

Будут всех размеров крылья!

Пристегни к плечам ремни –

Прочь сомненья – и вспорхни!

               Дед вспорхнул – и за окошко:

     По делам слетал в собес

              И, взволнованный немножко,

   Прикроватился с небес.

2 Ученик:

С воробьишкой вперегонки

В небе носятся девчонки.

Не догнать им воробья;

Дай попробую-ка я!..

           В магазин летит бабуся

                И вздыхает: «Ох, боюсь я!»

А дедуся на трубе

       Чистит перышки себе.

3 Ученик:

Достижением таким

Вдохновленные,

В школу мы теперь спешим

Окрыленные.

      После школы – в облака

     Эскадрилькой вольной:

                    Там с «Днепром» у «Спартака»

Матч аэробольный.

Мы еще бы выше взмыли –

Только б нас и видели!

Да себе купили крылья

Также и родители…

  Учитель: - Да, ребята, услышанное вами шуточное стихотворение

                     С.Погореловского «Крылья» является выдумкой, а  рассказанная

                     прежде мной история нечто иное, как миф; и в те далекие времена люди даже представить себе не могли, что человек сможет летать. Все это стало возможным лишь в XX веке. Именно XX век открыл эру освоения человеком космоса. Уже в начале столетия зарождаются новые области человеческой деятельности, появляются научные исследования. Большая заслуга в этом принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857-1935гг), выдающемуся ученому и изобретателю. (Обращение к портрету на слайде). Именно Циолковский заложил основы космонавтики и сделал ряд важнейших изобретений в области ракетной техники. (Он создал теорию жидкостного ракетного двигателя, с помощью которого человек проник в космос). Основы космонавтики, разработанные Циолковским,- это наука о полетах в космос. С появлением этой науки в наш лексикон вошли слова космос, космонавтика.

  К.Э. Циолковского принято считать основоположником теоретической космонавтики, а основоположником практической космонавтики, т.е. фактически ее создателем является Сергей Павлович Королев. (Обращение к портрету на слайде). То есть, Циолковский – теоретик, человек который разрабатывает научную основу, Королев – практик воплощает ее в жизнь. С.П.Королев – главный конструктор первых советских космических ракет, спутников и кораблей «Восток» и «Восход», на которых совершали свои исторические полеты в космос первые советские космонавты.

  Космическая эра человечества началась 4 октября 1957 года. В этот день с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту первый в мире советский искусственный спутник Земли. Устроен он был просто. Но именно с этого спутника началась бесконечная дорога человечества во Вселенную. Спутник имел форму шара диаметром 58 см, на котором были укреплены 4 длинные радиоантенны. Весил спутник 83,6 кг. (Обращение к изображению первого спутника). Через месяц 3 ноября 1957 г. был запущен второй искусственный спутник. На его борту находилась собака Лайка, это первое живое существо, которое побывало в космосе. (Обращение к слайду). В августе 1960 г. для нового полета готовились две другие собачки Белка и Стрелка, которые предварительно прошли большой цикл подготовки. (Обращение к слайду). Вместе с Белкой и Стрелкой в полет отправились и другие пассажиры: крысы, мыши, мушки-дрозофилы, растения. Полет продолжался сутки. В марте 1961 года для космического полета готовились собачки Чернушка и Звездочка. Полет прошел успешно. И теперь уже готовиться к полету пришла пора человеку. И этим человеком стал Ю.А.Гагарин. (Обращение к портрету на слайде). 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» совершил первый в мире космический полет. И теперь этот день отмечается как День Космонавтики.

Ученик 4: (читает стихотворение Н.Добронравова)

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он…

Он сказал: «Поехали!» -

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской,

Он пронесся над землей…       (Обращение к слайду). 

                                             Ученик 5: (читает стихотворение В.Кострова "Улыбка Гагарина")

                                                   Когда на Землю он вернулся,

                                                   Закончив звездные дела,

                                                   Так белозубо улыбнулся,

                                                   Улыбка так была тепла,

                                                   В ней только доброта и сила –

                                                   Ни капли превосходства нет.

                                                   Как будто роща излучила

                                                   Березовый,

                                                   Озерный свет.   (Обращение к слайду). 

                       

Учитель: - Подробную информацию о жизни космонавта №1 планеты вы сможете узнать, прочитав книгу Ю.Нагибина «Рассказы о Гагарине». (Обращение к книге). И подготовленный рассказ о нем мы сейчас услышим.  

Рассказ ученика о первом космонавте Ю.А.Гагарине по книге Ю.Нагибина «Рассказы о Гагарине».

  Ю.Гагарин – трудолюбивый, скромный, веселый паренек из Смоленщины, в 17 лет окончил ремесленное училище и стал рабочим-литейщиком. Потом учился в техникуме одновременно в летной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным летчиком, а затем космонавтом. После своего исторического полета он побывал во многих странах, встречался с миллионами людей, покоряя их своей простотой, открытой душой, ставшей знаменитой гагаринской улыбкой. Стремясь овладеть наукой, он поступает в Военно-воздушную инженерную академию и успешно ее окончил в 1968 г.,  получив диплом с отличием. В этом же году, 27 марта Ю.Гагарин погиб при выполнении тренировочного полета на самолете. Но его имя навсегда останется в истории человечества. Не случайно, Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю Гагарина, которая вручается летчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.

Ученик 6 читает стихотворение В.Бирюкова.

…И пусть не всем космические бури

И небушка крутая благодать,

Но будет вечно чистый образ Юры

Безумство храбрых ввысь благословлять!

И я храню апрельскую листовку,

И внукам как святыню передам,-

Пусть прикоснуться к радости «Востока»,

И обожженным болью временам.

Когда в космические дали

Уходят чудо-корабли,

Мы все тепло сердец им дарим

И вспоминаем, как Гагарин

В то утро стартовал с Земли.              

                               Ученик 7 читает стихотворение В.Туркина

                               Да, это верно – не забудем

                               Ни малой мелочи о нем.

                               И жизнь его изучат люди

                               Всю – год за годом, день за днем.

                              Он вровень встал с грядущим веком.

                              Но скорбь лишь глубже оттого,

                             Что до бессмертья своего

                             И он был смертным человеком.                          

    Учитель:  - Да, ребята, Ю.А.Гагарин был удивительным человеком. А как он      

    отзывался о нашей планете с космической высоты! Послушайте,

    пожалуйста,   запись стенограммы первого полета Ю.А.Гагарина.

   

    Из стенограммы первого полета:

 12 апреля. 1961г. Космодром Байконур. 9 часов 07 минут. Дан «Старт». Знаменитое гагаринское «Поехали». В первые минуты полета Гагарин: «Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые и тени от них. Красиво. Красота-то какая! Внимание. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красиво. Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище! Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезду. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит… Внимание. Вышел из тени Земли. Через «взор» видно, как появилось Солнце. Полет проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. Продолжаю полет». Ю.А.Гагарин.

  В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно приземлился на колхозном поле, неподалеку от деревни Смеловка.

Ученик 8 читает стихотворение О.Небояновой  «Голубая планета».

      Сверкают холодным блеском

     Звезды в бескрайней мгле.

     Живут миллиарды жизней

    На голубой Земле.

                     Быть может, во всей Вселенной

           Нигде больше жизни нет…

      Кружится Земля голубая

Среди девяти планет.

Учитель: - Ребята, а помните ли вы названия этих девяти планет? Давайте их вспомним. (На слайде появляется иллюстрация планет солнечной системы: Земля, Марс, Нептун, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Плутон).

Рассказ о В.Терешковой, А.Леонове – обращение к его космическим этюдам.

 Учитель: - Как уже было сказано, первый полет в космос был осуществлен на космическом корабле «Восток». Этот корабль является одноместным и весил почти 5 тонн. На подобных кораблях позже летали и другие советские космонавты, в числе которых была и первая женщина, побывавшая в космосе – Валентина Николаевна Терешкова. (Обращение к портрету В.Терешковой).  Затем наряду с одноместными космическими кораблями, стали использоваться многоместные «Восход», которые предусматривали присутствие на корабле нескольких космонавтов. Именно на подобном корабле совершил свой полет еще один известный космонавт Алексей Архипович Леонов. (Обращение к портрету). В 1965 году во время полета Леонов впервые в мире вышел из корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров. Известны «космические» этюды и картины А.А.Леонова-художника, созданные под впечатлением полетов в космос.

  (Обращение к книге К.А.Гильзина «Три, два, один…пуск!» и к этюдам Леонова).

 

Рассказ подготовленного ученика о жизнеобеспечении в космосе по книге К.А.Гильзина «Три, два, один…пуск!»:

  - В космическом полете многое для человека является необычным. Н, пожалуй, самое необычное – невесомость (отсутствие веса). К этому нужно привыкнуть. Поэтому, прежде чем отправить человека в космос, ему следует пройти курс спец.подготовки и тренировок. Профессия космонавта требует отличной физической подготовки и большой выносливости. Даже пребывая в космосе, космонавты поддерживают физическую форму рядом специально разработанных упражнений. (стр.72).

  Отдельный вопрос, это вопрос питания в космическом полете. Первые советские космонавты питались продуктами, которые были приготовлены в виде пюре и выдавливались прямо в рот из туб. Затем наряду с тубами в меню были включены натуральные продукты – котлеты, куриное филе, пирожки, бутерброды и т.д. Все это в виде небольших кусочков и ломтиков упаковывается в герметические пакеты из пленки, часто тоже съедобной. (стр.50).

    На данном этапе космонавтика раскрыла немало тайн Вселенной (пример высадки на Луне). В настоящее время совершаются полеты к планетам Солнечной системы и их спутникам. И кто знает, может быть, в скором времени будут разрешены вопросы, связанные с происхождением Земли и Солнечной системы, будут созданы в космосе мощные астрономические обсерватории. А потом начнутся регулярные межпланетные и межзвездные полеты. И тогда сбудутся слова Циолковского: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

 

 

  9.  Игра-викторина «Что я знаю о космосе?»:

    Учитель: - Ну а теперь, ребята, мы проверим, насколько прочно вы усвоили полученные сегодня знания в нашей игре-викторине «Что я знаю о космосе?» Соревноваться будут две команды «Земляне» и «Звездочеты». За всем происходящим вокруг будут наблюдать члены нашего многоуважаемого жюри, в состав которого входят…

  Итак, мы начинаем нашу игру-викторину «Что я знаю о космосе?». И первая наша игра называется «Звездные виражи».

«Звездные виражи» или «Звездный экзамен».

 

  Учитель: - Первая наша игра по форме проведения напоминает игру  «Счастливый случай». Поочередно представитель из каждой команды достает из шкатулки билет с номером вопроса. Я зачитываю соответствующий этому номеру вопрос. Ваша задача – ответить на  него по возможности правильно. Если играющий не справляется, то вопрос автоматически переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает звездочку, которая оценивается в один балл. Один из номеров билетов счастливый. Доставший его получает звездочку без вопроса.

                                      Серия вопросов:

    №1  Назовите, пожалуйста, древнегреческий миф о людях, которые    

            первыми смастерили себе крылья?  (Миф о Дедале и Икаре).

   №2   Назовите имя ученого, которым были разработаны основы

             космонавтики. (К.Э.Циолковский)

   №3   Каким ученым был разработан первый космический корабль?

             (С.П.Королевым)

   №4   Кто впервые из живых существ побывал в космосе? (Собаки:

           Лайка, Белка, Стрелка, мыши, крысы, мушки).

   №5   На каком космическом корабле, когда и кем был осуществлен первый

               полет в космос человека? (На корабле «Восток», 12 апреля 1961г.

               Ю.А.Гагариным)

   №6   Назовите имя первой женщины-космонавтки. (В.Н.Терешкова)

   №7   Счастливый билет

   №8   Кто и когда первым осуществил выход в открытый космос?

             (А.Леонов, в 1965г).

   №9   Сколько будет весить килограммовая гиря в космосе? (Нисколько, из-

             За невесомости

    №10  Что случится с пламенем свечи, зажженной на космическом корабле?

             (Пламя свечи свернется в огненный шарик и погаснет из-за

              невесомости).

«Кто больше?» (тур I)

     Учитель: - Следующая игра «Кто больше?». Команды поочередно

                         перечисляют названия прочитанных книг или просмотренных  

                         фильмов, в которых встречались бы слова на космическую

                         тематику. Например: «Звездные войны», «Звездный мальчик».

«Кто больше?» (тур II)

     Учитель: - Второй тур нашей игры «Кто больше?». Победителем II

                             тура станет та команда, которая, как можно больше

                         однокоренных слов подберет к словам земля и звезды.  

                         Команда и «Звездочеты» подбирает однокоренные слова к

                         слову звезда; команда «Земляне» к слову земля.

«Звездный час».

     Учитель: - И последний наш конкурс построен по аналогии с телеигрой

                         «Звездный час». Участники обеих команд за определенное

                         количество времени постараются придумать как можно

                         больше слов из слова космонавтика. Затем каждая команда  

                         поочередно будет зачитывать по одному слову.

                         Повторяющиеся слова называть нельзя. Примите к сведению,

                         что той команде, которая назовет самое длинное слово, будет

                         присуждено дополнительное очко, а также дополнительные очки получат команды,  

                         которые  составят слова на космическую тематику (1 балл за 1 слово).

     Предполагаемые слова: 

(Космонавт, виток, ток, кот, смак, винт, танк, нос, монто, сок, моток, тон, киста, мот, нота, стон, наст, вакса, вата, кит, сон, ватник, натиск, вино, авто, коса, мак, мост, сота, сотник, кокос, осина, маска, квас, стакан, станок, такси, канат, восток, икота и т.д).

Космонавт, виток, восток – слова на космическую тематику.

Подведение итогов, подсчет очков, набранных командами.


Учитель: - Наше мероприятие подошло к концу. Я попрошу членов нашего уважаемого жюри огласить нам результаты наших конкурсных заданий.
Жюри оглашает окончательные результаты викторины.
Учитель: - Таким образом, судя по всему, выигрывает команда .... Вам вручается «Диплом 1 степени» за победу в наших космических конкурсах. Команде … вручается «Диплом 2 степени» за активное участие и волю к победе.
Учитель: - Дорогие друзья, вот и закончилось наше космическое путешествие. В настоящее время совершаются полеты к планетам Солнечной системы и их спутникам. Совершаются даже экскурсии на космических кораблях в космос. И кто знает, может быть, в скором времени будут созданы в космосе мощные астрономические обсерватории. А потом начнутся регулярные межпланетные и межзвездные полеты. И тогда сбудутся слова Циолковского: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Список использованных источников:

  1. Гильзин К.А. Три, два, один…пуск! - М.: Детская литература, 1978
  2. Добронравов Н. Знаете, каким он парнем был..  http://a-pesni.org/drugije/znajetekakim.htm
  3. Королёв, Сергей Павлович  https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Костров В.Улыбка Гагарина. http://knigdom.blogspot.com/2011/04/blog-post_12.html
  5. Нагибин Ю. Рассказы о Гагарине. - М.: Детская литература, 1988
  6. Небоянова О. Голубая планета. //Костёр.-  1990- №7. С. 36
  7. Сергей Погореловский. Крылья. //Костёр.-  1989- №12. С. 54
  8. Циолковский, Константин Эдуардович  https://ru.wikipedia.org/wiki 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

"Друзья Мойдодыра" - сценарий классного часа + презентация по здоровью

                                              Цели:    ...

Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"

Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...

Сценарий классного часа "Мы под космосом мыслим вечность..".

Конспект классного часа с использованием стихов,  сочиненных моими учениками....

Сценарий классного часа "Александр Невский - лицо России"

Данный материал может быть использован на классных часах о героическом прошлом нашей Родины....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню защитника Отечества, в 1 классе "В этот день пройдёт парад" (классный строевой смотр)

Внеклассное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к Вооруженным силам, дисциплинированной, аккуратной личности, на воспитание чувства любви и гордости за Родину....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...