Программа "Изюминка"
рабочая программа
Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, культуру общения между собой и окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izyuminka.docx | 51.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЯНГОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» заместитель директора по УВР МАОУ «БАЯНГОЛЬКАЯ СОШ» ________________/_Ж.Г.Тубанова_/ «__28_» ___августа__ 20_19__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «БАЯНГОЛЬСКАЯ СОШ» _______________ /Ч.Б.Бимбаев./ Приказ № ______ от___________ «__28_» ___августа___ 20_19_года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
танцевального кружка
«Изюминка»
для 1-4 класса
Составитель:
Фибих О.Н.
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач нашей школы – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Каждое занятие кружка «Ритмика» включает 4 этапа: общие теоретические понятия, разминка, общеразвивающие упражнения, диско- танцы.
Цель: привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, культуру общения между собой и окружающими.
Задачи:
- Укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; содействие профилактике плоскостопия; снижение психического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
- Совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей; развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой).
3. Развитие творческих и созидательных способностей детей (развитие мышления, воображения, познавательней активности, расширение кругозора).
4. Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой.
Формы и методы проведения занятий: игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Объём курса 140 ч из расчета 4 ч в неделю.
Программа кружка «Ритмика» предполагает обучение с 1 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
С учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка составлен календарно-тематический план.
Класс условно разделен на группы, в которых происходит корректировка учебных задач с учетом восприятия материала и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Первый год обучения - 1-й класс Возраст: от 6,7 до 8, 10 лет.
а). Ритмико-гимнастические упражнения.
Задачи:
Сформировать умение детей выразительно ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок, самостоятельно начинать упражнения после музыкального вступления.
б). Пластический тренинг.
Задачи:
Освоить и закрепить элементарный комплекс упражнений по пластике.
в). Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.
Задачи:
Научиться выразительно, передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх. Сюжетные игры на распознавание ритма. Изображение птиц, животных по показу педагога, с помощью игрушек, детских картинок. Освоение свободного движения под четко ритмически доступную музыку. Свободная передача сильных и слабых долей такта притопами, хлопками и другими формами движения.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
1.Подготовительная часть
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Задачей этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния учащихся; умеренное разогревание организма.
Основными средствами подготовительной части являются: строение упражнений, различные виды ходьбы и бега, несложные прыжки, короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов, упражнения на связь с музыкой. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности: продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, уровнем подготовки. На эту часть отводится примерно 10- 15% общего времени занятия.
2.Основная часть занятия.
Задача основной части являются: развитие и совершенствование физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев; обработка композиций.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения, элементы современного, народного и бального танца; постановочная работа.
Методические особенности: на данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – обработка знакомого материала.
3.Заключительная часть занятия.
Основные задачи - постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5 – 10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения расслабления; плавные движения руками.
Методические особенности: В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятиях успехов в выполнении движений, создает и улучшает чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания, советы по поводу недостаточного освоения движений помогают учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (39 часов)
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмичная деятельность включает ритмичные упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое ритмика(1 час)
Тема 2. Элементы музыкальной грамоты(1 час)
Тема 3. Музыкально – ритмичные упражнения(8 часов)
Тема 4. Построение и перестроение(2 часа)
Тема 5. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы(4 часа)
Тема 6. Ритмические рисунки в движении(8 часов)
Тема 7. Виды шага, бега, прыжков(4 часа)
Тема 8. Изучение позиций(2 часа)
Тема 9. Упражнения на расслабление мышц(2 часа)
Тема 10. Гимнастика (2 часа)
Тема 11. Постановка гимнастической композиции с предметами(4 часа)
Итоговое занятие
Раздел 2. «Танцевальная азбука» (43часа)
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Тема 1. Элементы классического танца (12часов)
Тема 2. Элементы народно — сценического танца (16часоа)
Тема 5. Постановка танцевальной композиции (14 часов)
Итоговое занятие
Раздел 3. «Танец» (37часов)
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций,
Вначале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно - сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно - сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
- композиции различной координационной сложности.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Тема 1. Образные игры (8 часов)
Тема 2. Понятие танец. Виды танца (8 часов)
Тема 3. Постановка танца (20 часов)
Итоговое занятие.
Раздел 4. «Творческая деятельность» (21 час)
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я - учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценировка стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам:
Тема 1. Игровые этюды (6часов)
Тема 2. Современная хореография и ее особенности (6 часов)
Тема 3. Постановка современной хореографии (8 часов)
Итоговое занятие
Ритмика - гимнастические упражнения
Тренинг проводится в начале занятия, являясь организующим моментом. Эти упражнения включают гимнастическую ходьбу, легкий бег. Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, специальные упражнения для формирования рефлекса правильной осанки, исправления таких недостатков, как плоскостопие, косолапость, шаркающая походка и т.д..
В этот раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие динамической и статической координации.
Пластический тренинг.
В этот раздел входят упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела. Служат в качестве общего тренажа взамен резких тренирующих элементов. Пластический тренинг используется как метод релаксации, как одна из форм ЛФК.
Импровизация движения на музыкальные темы, игры под музыку.
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Ритмическая игра всегда ставит какую-нибудь учебную задачу музыкального или организующего порядка – ориентировку в строении музыкального примера, концентрацию внимания, быструю реакцию на сигнал. Эти задачи обличены в игровую форму.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» | 39 |
2 | «Танцевальная азбука» | 43 |
3 | «Танец» | 37 |
4 | «Творческая деятельность» | 21 |
Итого |
| 140 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТМИКЕ – 140 ЧАСОВ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формы организации занятий | |
Элементы содержания уроков | Требования к уровню подготовки | |||
Ритмика, элементы музыкальной грамоты (39 часов) | ||||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое ритмика | 1 | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению | Уметь готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному. Разминка 5- 10 мин. , проверка правильности осанки. |
2 | Элементы музыкальной грамоты | 1 | Понятие о звуке. Характер музыки, динамические оттенки, темп | Уметь распознавать ритм ( тише, громче, медленно, быстро)Разминка 5 – 10 мин, музыкальная игра «Выбери свой ритм» |
3 | Музыкально – ритмические упражнения | 8 | Приветствие. Постановка корпуса. Формирование правильной осанки | Разминка 5 – 10 мин. начать приучать учащихся к танцевальной технологии |
4 | Построение и перестроение | 2 | Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие | Разминка. Уметь ходить и бегать держа дистанцию, не сужая круг и не сходя с его линий |
5 | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы | 4 | Формировать правильное выполнение простых движений | Разминка. Уметь ходить по залу ритмично выполняя простые движения предметами не мешая друг другу |
6 | Ритмические рисунки в движении | 8 | Формировать выносливость | Уметь свободно двигаться по залу е мешая друг другу |
7 | Виды шага, бега, прыжков | 4 | Формировать умение выполнять все виды шага, бега и прыжков | Уметь свободно двигаться по залу не мешая друг друга |
8 | Изучение позиций | 2 | Поверхностное изучение основных позиций ног, рук | Знать позиции ног, рук, их названия |
9 | Упражнения на расслабление мышц | 2 | Формировать готовность к расслаблению мышц | Уметь свободно двигаться по залу, четко и правильно выполнять упражнения под музыку |
10 | Партерная гимнастика | 2 | Гимнастические упражнения для растяжки всех групп мышц, в положении сидя, лежа, на боку | Разминка. Умение правильно, безболезненно растягивать мышцы |
11 | Постановка гимнастической композиции с предметами | 4 | Изучение движений под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
12 | Итоговое занятие | 1 | Формируем навыки выступления перед аудиторией | Четко и раскрепощено выполняем движения под музыку |
«Танцевальная азбука» (43часа) | ||||
13 | Элементы классического танца | 12 | Формируем постановку корпуса Ознакомление с позициями рук и ног | Умение различать простые направления в танце Знание названий позиций рук и ног Понимать названия упражнений, и их выполнение |
14 | Элементы народно — сценического танца | 16 | Теоретическое изучение основных видов русского народного танца (вызвать интерес к народным танцам) Изучаем основные движения хороводов (орнаментный и игровой) Изучаем основные движения в плясках, кадрили | Понимать характерные особенности народного танца |
15 | Постановка русского народного танца - хоровод | 14 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
16 | Итоговое занятие | 1 | Формируем навыки выступления перед аудиторией | Четко и раскрепощенно выполнять движения под музыку |
«Танец» (37 часов) | ||||
17 | Подвижная игра «Автомобили» | 2 | Формируем внимательность, чувство ритма | Закрепление исполнение движений и соединение его с темпом музыки |
18 | Игра «Чей кружок быстрее» | 2 | Игра на знание движений хоровода, кадрили | Знание движений танца, быстрота реакции, умение работать в группах |
19 | Музыкальная игра «Переправа» | 2 | Развиваем способности к импровизации | Умение импровизировать |
20 | Образная игра «Логическая цепочка» | 2 | Формируем творческое мышление | Уметь взаимосвязывать движения между собой |
21 | Понятие танец. Виды бального танца | 1 | Просматриваем видео о бальных танцах (выражение эмоций по средствам танца) | Знаем, что можно выразить эмоции с помощью танца |
22 | Вальс | 2 | Формируем умение чувствовать ритм | Знаем основной ход в вальсе |
23 | «Сиртаки» | 2 | Формируем умение чувствовать ритм | Знаем основные движения характерные танцу |
24 | Диско | 2 | Изучаем основные движения в танце | Знаем движения, и свободно, не мешая друг другу, выполняем их. |
25 | Летка Енька | 1 | Изучаем основные движения в танце | Знаем движения, и свободно, не мешая друг другу, выполняем их. |
26 | Постановка танца «Полька» | 6 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
27 | Постановка танца «Восточный» | 6 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
28 | Постановка танца «Северный» | 4 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
29 | Постановка танца «С веерами» | 4 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
30 | Итоговое занятие | 1 | Формируем навыки выступления перед аудиторией | Четко и раскрепощенно выполнять движения под музыку |
«Творческая деятельность» (21 час) | ||||
31 | Игровая ситуация «Прогулка » | 1 | Закрепление проученных танцев 1 го класса | Умеем свободно двигаться по залу, выполняя ранее выученные танцы |
32 | Этюдная работа. Пантомима. Игра «Замри» | 2 | Развиваем способность к импровизации | Умеем свободно выражать свои мысли и желания, используя движения, мимику. |
33 | Игра «Я - ветерок» | 1 | Развиваем способность к импровизации | Умеем свободно выражать свои мысли и желания, используя движения, мимику. |
34 | Этюд «Репка» | 2 | Развиваем способность к импровизации | Умеем свободно выражать свои мысли и желания, используя движения, мимику. |
35 | Современная хореография и ее особенности | 2 | Просмотр видео о современной хореографии | Знаем основные направления современной хореографии |
36 | Эстрадный танец | 4 | Формируем умение самостоятельно придумывать движения | Умеем правильно, соответственно музыке подбирать движения |
37 | Постановка современного танца | 8 | Изучаем движения под музыку | Умение запоминать движения, свободно ориентироваться в зале |
66 | Итоговое занятие | 1 | Формируем навыки выступления перед аудиторией | Четко и раскрепощенно выполнять движения под музыку |
Список танцевального кружка «Изюминка»
№ | Фамилия имя | Дата рождения | Класс |
1 | Абрамова Злата | 12.11.2010 | 3 |
2 | Агафонова Кристина | 12.09.2009 | 4 |
3 | Аюшеева Амина | 05.12.2012 | 1 |
4 | Викулина Вика | 22.07.2010 | 3 |
5 | Викулина Рита | 27.01.2010 | 4 |
6 | Гейдт Настя | 19.03.2011 | 3 |
7 | Жамсуева Бэлигма | 10.05.2009 | 4 |
8 | Зотина Даша | 25.12.2010 | 3 |
9 | Зотина Настя | 09.11.2009 | 4 |
10 | Костичен Лиля | 15.01.2013 | 1 |
11 | Любишина Катя | 09.06.2010 | 3 |
12 | Очирова Жаргалма | 26.04.2011 | 3 |
13 | Попова Оля | 24.03.2013 | 1 |
14 | Сокольникова Лиза | 09.03.2011 | 3 |
15 | Харламова Карина | 23.03.2011 | 3 |
16 | Цыренова Вика | 11.10.2011 | 2 |
17 | Цыренова Даша | 25.08.2009 | 4 |
18 | Эрдыниева Сайжена | 13.04.2013 | 1 |
19 | Янькова Полина | 22.10.2009 | 4 |
20 | Янькова Соня | 04.11.2011 | 2 |
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Данная программа построена с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста их индивидуальных физических возможностей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой, разовьют творческие способности.