2 Введение- Фрагмент из Итоговой работы "Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе (На примере группы продлённого дня 1-а класса)"
статья (1 класс)

Иванова Людмила Алексеевна
I. Введение
1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе
1.2. Адаптация первоклассника и её составляющие

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки»

Программа повышения квалификации

«Педагог-воспитатель группы продленного дня. Проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках ФГОС»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

(На примере группы продлённого дня 1-а класса)

Выполнила

 Иванова Людмила Алексеевна –

воспитатель группы продлённого дня,

 высшая квалификационная категория,

ГБОУ СОШ № 564

Адмиралтейского района

Санкт-Петербург

2021 – 22 учебный год

Содержание

 

  1. Введение                               

1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе

1.2.. Адаптация первоклассника и её составляющие

  1. Основная часть                                                                                              

2.1. Практическая система работы «Пятиднев первоклассников в ГПД

школы № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»

2.2. Структура системных занятий

2.3. Авторский комментарий к системе занятий с первоклассниками                                                                                    2.4. Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе

2.5. Анализ результатов работы

III. Заключение

          IV. Список использованных источников 

          V. Приложения

5.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию системы адаптации школьников (На примере работ воспитанников группы продлённого дня из 1-а класса школы № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)                                                                                                                            

5.2. Презентация «Сделаем наших детей счастливее»                                          

                                                           

5.3. Презентация «В капельках осенней росы»  

                                   

5.4. Презентация «Почему нам дороги родные просторы?»

                                                                                                                                                                   

Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

(На примере группы продлённого дня 1-а класса)

  1. Введение
  1. Проблема адаптации первоклассников к школе

Термин «адаптация» – от лат. Adaptare – приспособлять – в широком смысле означает «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям». Применим этот термин и к обучающимся в современной школе.  

Адаптация к школе представляет собой процесс перехода ребенка к систематическому школьному обучению и акклиматизации его к школьным условиям. Проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми 6 – 8 лет была и остаётся наиболее актуальной в образовательном и воспитательном процессе. 

Проблемой адаптации ребенка к школе занимались Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский и другие специалисты. Они выяснили, что для первоклассника, который идет в школу, адаптация является одним из самых сложных периодов, т.к. полностью меняется уклад его жизни.

По мнению Д.Б. Эльконина, у ребенка, поступившего в школу, наблюдается симптом, разделяющий дошкольный и младший школьный возрасты, который ученый называет «симптомом потери непосредственности», вызванного возникновением нового момента – ориентировкой на то, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это своеобразная внутренняя ориентация в том, какие последствия для ребенка возможны в результате осуществления конкретной деятельности – почувствует он удовлетворение или неудовлетворение от нового места, которое займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. (Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.) 

Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.

По степени адаптации детей к школе выделяют легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую:  

  • Легкая адаптация ребенка к школе наблюдается в течение первых двух месяцев обучения. Легкоадаптируемые дети быстро вливаются в коллектив. У них могут быть некоторые трудности, но они привыкают к своему новому статусу уже к концу октября.
  • Дети с адаптацией средней тяжести имеют длительный период адаптации, прежде всего по той причине, что дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Осваиваются к концу первого полугодия.
  • Дети с тяжелой формой адаптации отличаются сложностями с усвоением учебной программы, негативными формами поведения, резким проявлением отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Следует отметить, что зачастую дети со сложностями адаптации к школе нуждаются в специальном лечении, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не принять меры и не устранить причины плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вышеуказанное может повлечь за собой срыв, дальнейшую задержку в развитии и, как результат неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. (Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2013. – 248 с.)

Практически все первоклассники в той или иной степени испытывают трудности в период адаптации к школьной действительности, которые зачастую проявляются в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, в различного рода капризах. (Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2013. – 248 с.)   Именно поэтому становится востребованным комплекс мероприятий, совершенствующих систему адаптации школьников в процессе обучения и воспитания на занятиях в группе продлённого дня.

Цель исследования – создание комплекса мероприятий, адаптирующих первоклассника к школе.

Объект исследования – система адаптации первоклассников к школе.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия для адаптации первоклассников к школе.

Поставленная цель определила постановку следующих задач исследования:

  1. Проанализировать сущность понятия адаптации ребенка к школе.
  2. Рассмотреть основные трудности школьной адаптации.
  3. Провести практическую работу, направленную на повышение эффективности адаптации детей к школе.

  1. Адаптация первоклассника и её составляющие

Процесс адаптации первоклассника включает три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. (Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Академический проект, 2018. - 142 с.) 

Психологическая готовность первоклассника характеризуется рядом критериев, а именно: ребенок с удовольствием посещает школу, охотно выполняет домашние задания, активно делится впечатлениями о школьных событиях. В случаях, когда наблюдается прямо противоположное отношение к школе, целесообразно говорить о том, что ребенок еще не адаптировался к школе и нуждается в помощи родителей. Залогом успешной психологической адаптации является спокойная и доброжелательная атмосфера в семье.

Следует отметить, что готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в процессе дошкольного обучения, в посильном труде и пр. Таким образом, готовность к обучению — это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника.

Немаловажную роль в процессе адаптации к школе играет физиологическая адаптация. Не секрет, что любая резкая смена условий влечет за собой стресс. По данным медицинской статистики, дети в период адаптации к школе могут потерять в весе, иногда наблюдается повышение или снижение артериального давления, а также головные боли, капризы, невротические состояния. (Агабалиева З. А., Бондарь Н. Г. Социально-психологические особенности адаптации детей к обучению в школе «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2017г. – С. 23.) 

Для того чтобы физиологическая адаптация прошла максимально легко необходимо правильно сформировать режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, но переход должен быть постепенным. Домашнее задание целесообразно выполнять с перерывами на физкультминутки, особое внимание следует уделять осанке ученика. Немаловажен факт правильной организации рабочего места ребенка, правильного освещения и пр.

Также для здоровья ученика важно правильное питание, соблюдение режима здорового сна – не менее 9,5 часов в сутки. Не лишним будет ограничение просмотра телепередач и игр за компьютером с целью сокращения нагрузки, их лучше заменить прогулкой.

Еще одна весомая составляющая адаптации – социальная адаптация, которая направлена на формирование благоприятного климата в школьном коллективе.

Адаптация социальная – это активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. И. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» (Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации. М.: Наука, 1980. С. 54; 25). Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны.

Нам ближе взгляды психолога Ж. Пиаже, который считает, что процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» (Цит. по: Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 437).

Вслед за учеными (Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. С. 33.), следует выделить условия, способствующие высокому уровню социальной адаптации: 

полная семья,

высокий уровень образования отца и матери,

правильные методы воспитания в семье,

отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей,

положительный стиль отношения учителя к детям,

функциональная готовность к обучению в школе,

благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс,

удовлетворенность в общении со взрослыми,

адекватное осознание своего положения в группе сверстников.  

По данным того же исследования, влияние неблагоприятных условий на социальную адаптацию ребенка к школе имеет следующую последовательность:

неправильные методы воспитания в семье,

функциональная неготовность к обучению в школе,

неудовлетворенность в общении со взрослыми,

неадекватное осознание своего положения в группе сверстников,

низкий уровень образования отца и матери,

конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей,

отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс,

отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья

(Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. С. 48 – 62).

Далеко не все школьники легко находят общий язык со сверстниками, учитель не всегда придает значение отношениям между обучающимися. Именно поэтому ребенку может вновь потребоваться помощь родителей в вопросах построения взаимоотношений с одноклассниками. Как правило, помощь выражается в добрых советах, направленных на преодоление конфликтной ситуации. (Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2014. – 112 с.) 

Совместные усилия учителей, родителей и воспитателей группы продлённого дня способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной деятельности и к школе в целом.

Как правило, адаптация первоклассника длится от первых 10 – 15 дней до нескольких месяцев. На скорость адаптации ребенка к новым условиям оказывает влияние ряд факторов, а именно: характер ребенка, уровень его готовности к школе, степень сложности и загруженности учебного процесса и пр. На данном этапе ребенок особенно нуждается в помощи учителя и поддержке родителей и иных членов
семьи. (
Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2013. - 72 с.) 

Для успешного овладения учебной деятельностью ученик должен уметь следующее: (Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков - Волгоград, Издательство ВолГУ, 2014. С. 35.) 

  • сознательно подчиняться правилам;
  • ориентироваться относительно требований;
  • внимательно слушать и точно выполнять устные задания;
  • самостоятельно выполнить задание по образцу.

Необходимо отметить, что к шести-семи годам происходит формирование основных элементов волевого действия: ребенок уже способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Адаптация первоклассников достаточно сложный процесс и ее целесообразно разделить на этапы. (Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков - Волгоград, Издательство ВолГУ, 2014. С. 35.)

Первый этап адаптации ребенка к школе начинается с первого ее посещения в апреле-мае, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия. Как правило, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации детей и стремится провести профилактическую работу в этом направлении. К числу мероприятий, направленных на успешную адаптацию на данном этапе, относят: (Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2014. – 112 с.)

  • знакомство детей со школой целесообразно осуществлять в виде экскурсии;
  • выполнение ряда специальных упражнений, направленных на совершенствование крупной и мелкой моторики ребенка;
  • проведение спортивных занятий, а также занятий, развивающих общий интеллект;
  • работа с детьми, ориентированная на сохранение эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка.

Далее наступает второй этап, заключающийся в адаптации ребенка непосредственно в школе. Он наиболее сложен и ответственен не только для детей, но и для их родителей. На данном этапе адаптация осуществляется при непосредственном участии педагога и длится полгода с момента первого звонка. В обязанности педагога на данном этапе входит: (Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2014. – 112 с.)

  • оказание педагогической поддержки первоклассникам;
  • выявление и принятие во внимание индивидуальных особенностей и возможностей учеников при реализации учебного процесса;
  • консультирование родителей по вопросам адаптации к школе, содействие им в выработке тактики общения с детьми.

На третьем этапе педагог или психолог работает со школьниками, у которых замечены явные признаки дезадаптации. Данный этап начинается, как правило, во втором семестре первого класса. Целью данного этапа адаптации является выявление и устранение проблем учебного процесса, возникающих вследствие сложностей общения отдельных детей и прочими школьными трудностями.

На третьем этапе адаптации первоклассников к школе работа реализуется в следующих направлениях:

  • осуществляется диагностика психического здоровья ребенка на предмет агрессивности, самооценки, тревожности;
  • по результатам диагностики проводится коррекционно-развивающая работа с учениками, испытывающими трудности в обучении, поведении, общении;
  • школьный психолог или педагог предоставляет консультации педагогов и родителей по вопросам обучения и общения;
  • проводится отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Таким образом, в процессе адаптации к школе ребенок учится быть личностью, именно на данном этапе он учится высказывать собственное мнение, при необходимости доказывать его, но при этом быть толерантным к мнениям других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...