2.5. Анализ результатов работы-III.Заключение-IV.Список используемой литературы - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
проект (1 класс)

Иванова Людмила Алексеевна

2.5. Анализ результатов работы-III.Заключение-IV.Список используемой литературы - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.5. Анализ результатов работы

По итогам работы в сентябре 2021 – 22 учебного года – самом сложном для детской адаптации месяце – была проведена диагностика детей по методике «Изучение адаптации ребенка к школе». (Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. М.: Учитель, 2017. - 302 с.)

Результаты диагностики таковы:

Количество учащихся с признаками неполной адаптации и дезадаптации значительно снизилось.

Количество учащихся, которые демонстрируют полную адаптацию, составляет 74%,

число детей с неполной адаптацией составляет 19%,

число детей, демонстрирующих признаки школьной дезадаптации, составляет 7%.

Сравнив показатели, полученные нами при первичной и контрольной диагностике, мы определили значительную разницу в уровне проявления школьной адаптации учащихся класса, что говорит о том, что существует положительная динамика этого показателя в группе испытуемых.

С целью закрепления полученных нами результатов была также проведена работа с родителями младших школьников, раскрыты их основные психологические особенности, указаны трудности, которые были испытаны детьми в процессе адаптации к школьному обучению, а также их возможные причины. В ходе анализа содержания работы, которая проводилась нами с детьми, родителям также были даны дальнейшие рекомендации и разъяснения относительно путей закрепления и удержания полученных положительных результатов и путей профилактики проявлений школьной дезадаптации в дальнейшем.

Кроме этого, нами также была проведена консультационная работа с классным руководителем младших школьников, в ходе которой ему разъяснена связь отрицательных поведенческих реакций со школьной адаптацией, дан ряд рекомендации относительно реагирования на такие проявления, а также на те сигналы, которые могут выступать критериями дезадаптации у младших школьников в дальнейшем. В ходе беседы также была обоснована значимость реализации строго индивидуального подхода к младшим школьникам, испытывающим сложности в школьном обучении в период адаптации, а также способствования скорейшему вливанию такими детьми в жизнь коллектива и школы, повышению у них учебной мотивации.

III. Заключение

Теоретической предпосылкой адаптации первоклассников по программе развития детей, по мнению автора, является концепция «развивающего обучения», которая базируется на идеях Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии человека. «В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функции общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение учащимися теоретических знаний происходит в форме их постоянного диалогового и дискуссионного сотрудничества и общения между собой, так и с учителем», с возможностью самостоятельно ориентироваться в получаемой информации. (Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. С. 21.)

Успешную адаптацию детей к школе определяют такие критерии, как:

- мотивация,

- произвольный контроль над своим поведением,

- наличие познавательной активности и познавательной деятельности.

Поступление ребенка в школу сопряжено с целым рядом необходимых требований и условий, у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция ученика, психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе – это совокупность личностно-интеллектуальных и деятельностных свойств личности младшего школьника, которое является одним из главных новообразований данного возраста и позволяет адекватно адаптироваться к обучению в школе.

Для того чтобы сформировать благоприятные условия в период адаптации первоклассников, необходимо осуществить следующую деятельность: 

- оптимизировать педагогическое взаимодействия психолога с детьми,

- следить за профилактикой процессов утомления и отслеживать повышение работоспособности,

- формировать произвольное поведение,

- включать в деятельность игру,

- создавать для детей ситуации успеха, которые позволят им максимально быстро адаптироваться к обучению.

(Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2008. – 422 с.)

При психолого-педагогической работе очень важна помощь в бесконфликтном формировании личности учащихся. «Общение с другими есть основа овладения миром: отношения ребёнка к миру всегда опосредованы отношением к людям». (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С. 4.). Тем самым общение выполняет огромную роль в процессах присвоения культуры, развития умений и способностей

Таким образом, проведенное нами исследование специфики психолого-педагогической поддержки первоклассников на этапе адаптации к школе показало, что проведенная работа (а именно, проведение тренинговых занятий, консультирование родителей детей из группы риска) была эффективной, что говорит о целесообразности активного применения такого метода работы в системе современного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что ее результаты расширяют и дополняют имеющиеся представления о понятии адаптации и специфике ее протекания на разных возрастных этапах, раскрывают особенности психолого-педагогической поддержки в адаптационный период, практическим путем демонстрируют механизм и особенности ее реализации.

Предложенная нами система психолого-педагогической поддержки при ее практическом применении демонстрирует положительные результаты и может быть использована педагогами и психологами в работе с детьми, имеющими трудности в адаптации на различных этапах школьного обучения.

Процесс адаптации при обучении и воспитании не ограничивается школьными годами. Как полагал Гельвеций, «вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». (Гельвеций К. Л. О человеке, его умственных способностях п его воспитании. М., 1938. С. 10.) 

Всё это автор учитывает при разработке мероприятий по совершенствованию системы адаптации школьников по программе развития детей, которую защитила 13 марта 2010 г. на кафедре психологии в АППО СПб и до сих пор по ней работает, а последние шесть лет – успешно и в 1-х классах.

IV. Список используемой литературы

Абраменкова В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком: игрушки лечат, игрушки готовят к школе. М.: Лепта, 2008. - 93 с.

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., Лидерс А.Г. и др. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995. - 411 с.

Агабалиева З. А., Бондарь Н. Г. Социально-психологические особенности адаптации детей к обучению в школе «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2017. С. 23.

Алексий Мороз, свящ., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия. Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2004 / Допущено Министерством образования Российской Федерации. По благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА. 

Безруких М.М., Ефимова СП. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пед. ин-тов, обучающихся педучилищ, и колледжей, и родителей. М.: Академия, 2016. - 240 с.

Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании 2009. № 6. С. 56.

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 2014. - 112 с.

Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. Волгоград, Издательство ВолГУ, 2014. С. 35.

Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2018. - 142 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. С. 21.

Гельвеций К. Л. О человеке, его умственных способностях п его воспитании. М., 1938. С. 10.

Евкова А. Создание психолого-педагогических условий для адаптации первоклассников к школе // Интернет-ресурс:

https://www.evkova.org/kursovye-raboty/sozdanie-psihologo-pedagogicheskih-uslovij-dlya-adaptatsii-pervoklassnikov-k-shkole (дата обращения: 28.12.2021)

Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В. и др. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново: 2016. С. 34.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С. 4.

Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2008. - 422 с.

Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. М.: Учитель, 2017. - 302 с.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2013. - 248 с.

Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации. М., 1980. – 85 с.

Николау Н.Г. Греческий язык для детей, Части 1-6. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. – 96 с.

Попова М.А., Воропанова Т.Н. Рабочая тетрадь к учебной программе и учебнику: А.В. Камкин. Истоки // Для 1 – 4 классов: Родной очаг. Родные просторы. Традиции образа. Светлые образы. Традиции дела. Традиции праздника. Традиции честного слова.

Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. М., 2005. – 191 с.

Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет. М.: Эксмо, 2016. - 47 с.

Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. М.: ВАКО, 2013. - 72 с.

Тимофей, свящ.; Берсенева Т.А. Уроки о здоровье и добродетели: православное освещение вопросов валеологии - Проб. учеб. для 3-5 кл. – 3-е изд., исп. и доп. / М: Паломник, 2002. - 112 c.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

V Приложение - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

V Приложение - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...