Я- Хороший родитель!
план-конспект

Крачек Оксана Петровна

Родительское собрание с элементами игровых технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-horoshiy_roditel.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ!

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;

обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: нетрадиционное собрание с элементами тренинга и с элементами игры

Участники: педагог, родители.

Подготовительная работа:

Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:

Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).

Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.

Оборудование : мяч, шаблон цветка, ручки, листочки, 3 стакана с водой, краски, блёстки, памятка для родителей.

Ход собрания

  Сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела начать словами Льва Кассиля:

"Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”

    - Скажите, можно ли похлопать одной ладошкой? Правильно, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладошек. Так вот я, как учитель - это только одна ладошка. И какой бы профессиональной, творческой и мудрой я бы не была, без второй ладошки (то есть Вас, дорогие родители) я буду бессильна!!!      

Сегодня мы будем работать и для этого нам необходимо обсудить правила работы. А правила нашей встречи следующие:

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, и не сплетничаем.

Принимаем правила? Хорошо. Приступаем к работе.

1.Игра на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

«Мяч радости»

Родители становятся в круг вместе с учителем. Педагог говорит:

— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"

* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода (памятка прилагается)

* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!".

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.

1.ИГРа – ШУТКа

“Волшебная тройка”

Участник называет вслух цифры от единицы и далее, пропуская все цифры с тройкой, например 13, и все цифры, делящиеся на тройку. Вместо этих цифр он должен говорить фразу “Ай, да я!” Скажем: “Раз, два, ай, да я, четыре, пять, ай, да я” и т. д. Выигрывает тот, кто досчитал до наибольшего числа

«Мозговой штурм».  

Родители  делятся на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести Мы очень часто слышим такое высказывание: «Дети – это цветы жизни». Ка вы его понимаете?

(Родители высказывают своё мнение)

Рассуждая о воспитании детей, взрослые, конечно, понимают, что одинаковых людей не бывает, что и у детей разные темпераменты, разные характеры. Но мы также еще должны понимать, что дети – это мальчики и девочки.

 Игра 5 имени

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Учитель   заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям  написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Упражнение «Цветок»

(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?

Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.

Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?

Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.

ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!

Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!

Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЕЖНОСТЬ.

А для того чтобы узнать ТРЕТИЙ СЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

Упражнение «Стаканы»

(цель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО               СЕКРЕТА воспитания.

 Учитель: зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот.  ( Например: как будет реагировать ребёнок на слова: «Не подходи к телевизору!»)

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты».

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Теперь, зная, что испытывают ваши дети, вам будет проще выстраивать диалог с ребенком.

 «Мусорная корзина»

Напишите на листочках бумаги те качества, от которых Вы бы хотели избавиться в общении со своим ребенком.

После того, как эти качества записали, подумать, что бы вы хотели их заменить? Запишите желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросите в корзину, а с желаемыми качествами оставьте у себя.

Рефлексия.

Все родители садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят o том, как они представляют себе счастливую семью

Домашнее задание

1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» c целью последующего обсуждения .

2) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком c разных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрания " У хороших детей-хорошие родители"

Счастливы родители, чья жизнь-благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел....

заповеди хорошего родителя

Что необходимо знать, чтобы воспитать своего ребенка...

10 шагов, чтобы стать хорошим родителем

рекомендации родителям по виспитанию детей...

Памятки для хороших родителей.

В данной презентации можно найти, советы родителям будущих первоклассников, советы по выполнению домашних заданий, узнать как привить интерес к чтению у детей, как наказывать детей за провинности, чем...

Что значит быть хорошим родителем

советы психотерапевта для родителей...