Методическая работа
методическая разработка (3 класс)
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся. Воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativno.docx | 88.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовые акты, связанные с экологическим образованием в России.
Образовательные учреждения России являются важным звеном в системе просветительской деятельности среди населения по распространению экологических знаний с целью формирования экологической культуры и обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития.
Экологическое образование населения, в том числе и обучающихся школ и дошкольных учреждений, имеет под собой следующую нормативно-правовую базу.
В первую очередь – это «Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7 - ФЗ от 10 января 2002 г.
В главе XIII - «Основы формирования экологической культуры» несколько статей посвящены обсуждаемой проблеме. В частности, в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» сказано следующее:
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
В статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях»:
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
В статье 74. «Экологическое просвещение» сказано следующее:
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
По проблемам экологического воспитания и их решению существует Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания, утвержденной этим постановлением, разработана национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников.
На уровне Федерального законодательства проблема экологического образования и воспитания раскрывается в Конституции РФ в следующих статьях:
В статье 42 сказано следующее:
В целях разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с положениями главы 1 Конституции Российской Федерации (статьи 2, 7, 9, 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на региональном уровне могут быть приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, усиление ответственности за экологические правонарушения.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах.
В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме указов, распоряжений, постановлений.
Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС. [1]
Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в учебных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).
Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.
Предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся.
В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
Экологическое воспитание. Формы и методы
В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания обучающихся в соответствии с потребностями личности и общества.
Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия педагога и обучающихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности.
Формы воспитания — это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности обучающихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады).
Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок обучающихся.
Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:
1. Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)
2. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)
3. Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.) Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.
Содержание экологического воспитания усваивается обучающимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
1. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- Игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
К методам экологического воспитания относятся:
Устное изложение материала педагогом. К нему относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные).
Беседа как метод воспитания. Суть метода в том, что педагог с помощью умело поставленных вопросов побуждает обучающихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства. Во время беседы педагог, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит обучающихся к пониманию и усвоению новых знаний.
Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания.
Экологическая тропа. Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности обучающихся среди природы.
Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность обучающихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений студентов.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы обучающиеся учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Организация экологической тропы силами обучающихся дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают студентов не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у обучающихся вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы студентов - организаторов и помощников руководителя - педагога. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого обучающегося в предстоящем деле.
Следующий этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде праздничного мероприятия.
Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня образования и экологического воспитания. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что студенты овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной экологической тропе во внеурочное время студенты усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию студентов. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед студентами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.
Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка - привитие студентам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.
Экологическое воспитание студентов средствами литературы и СМИ.
Сегодня в экологическом образовании главный акцент делается на естественно-научные дисциплины. И, к сожалению, совершенно упускается роль гуманитарных дисциплин. В их числе литература. Именно она обладает наиболее благоприятными возможностями для формирования духовно-нравственного аспекта отношения личности к природе.
Образное содержание и художественные средства литературы позволяют показать учащимся, что человек воспринимает природу как мощный генератор, дарующий духовную энергетику.
При изучении литературы важно показать, что близость к природе живёт и в поэзии Гёте, Пушкина, в народном фольклоре.
Следует заметить, что рост технических возможностей, к сожалению, до сих пор значительно опережает духовное развитие человечества.
Поэтому необходимо ориентировать мышление подростков прежде всего на экологические и этические критерии, привлекая литературный материал. Ведь только литература, шедевры мировой классики смогут воздействовать на сознание человека и вызвать положительный отклик в душах подростков.
Утверждение нравственных принципов, проявляющихся в отношении личности к природе - самая главная задача экологического воспитания в изучении литературы. Такой подход выражает тенденцию гуманизации образования.
Заключение
Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни.
Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей, но и молодежи.
И только правильно используя различные методы воспитания, преподаватель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
2. Учебно-методическая работа. 2.2 Методическое руководство группой педагогов: Наставничество в ОУ
Наставничество...
3 раздел. План методической работы. План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней. План участия в работе РМО учителей начальных классов.
3 раздел. План методической работы.План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней.План участия в работе РМО учителей начальных классов....
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...
2.1.Учебно-методическая работа. Методическое руководство группой педагогов.
Наставничество в ОУ...