Рекомендации для педагогов: что рассказать на родительском собрании (в начальной школе) об агрессии детей
консультация (4 класс)

Абазян Елена Сарибековна

О чем может разссказать психолог на собрании в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_agressii.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога: что рассказать на родительском собрании об агрессии детей

В современном обществе агрессия детей и ее размеры и формы проявления стали более выраженными и часто учителю не всегда возможно остановить ее. В какой-то мере появление агрессии может быть связано с интенсивным развитием общества, коммуникаций, технологий, условий жизни, но во всех случаях роль человека, как сознательного существа заключается, в умении действовать, жить и взаимодействовать с социумом, не поддаваясь влиянию извне, а самое главное не опускаться до уровня животных инстинктов и поведения.

Как вести себя, если ребенок стал проявлять агрессию? Какова роль родителя в этом вопросе? Как остановить проявление агрессии у ребенка?  Чтобы ответить на ответить на эти вопросы, попробуем разобраться в причинах агрессии. Ведь зная причину любого явления, мы можем управлять им и самое главное менять, корректировать поведение.

1. Рекомендация. Узнать причину агрессии

Говоря о причинах агрессии, можно выделить причины глобальные, обусловленные с долговременным ее проявлением и ситуативные, связанные с конкретной ситуацией в которой проявляются.

 «Глобальные» причины проявления агрессии

  1. Вина родителей.  Нередко встречаются случаи, когда виновником появления агрессивных действий детей становятся сами родители. Такой ситуацией может стать жестокость, отчуждение и равнодушие родителя, физические наказания, вербальная агрессии, сравнение своего ребенка с другими детьми, унижение человеческого достоинства, жесткая авторитарность и деспотичность в воспитании, аморальный образ жизни родителей, агрессия одного родителя по отношению к другому и т.д.
  2. Заболевания. В эту группу можно отнести соматические и хромосомные заболевания, приводящие к нарушению работы головного мозга, к задержке умственного и психо-моторного развития, нарушению социализации, гиперактивности, повышенной нервной возбудимости и т.д.Здесь нет вины родителей, все происходит от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью. Работать здесь нужно опытным врачам, психотерапевтам и психологам.
  3. Социальные факторы. В эту группу отнесем просмотр провокационных фильмов и сериалов, игры в жестокие компьютерные игры, агрессию со стороны сверстников.
  4. Возрастные особенности – это как раз то, о чем говорилось выше: кризис 7 лет, подростковый кризис 10-12 лет и т.д. Возраста, в которых дети пытаются узнать границы дозволенного, способы достижения цели.

Ситуативные причины правления агрессии

1. Привлечение внимания - это такой способ поведения, с помощью которого, ребенок пытается показать окружению, что он нуждается в их внимании. Например, мальчик неожиданно начинает ударять сверстника, подтрунивает над ним, обзывает его, как только видит приближение девочки, нравящейся ему.  Причиной этому может быть то, что он привлекает ее внимание, показав свою силу и превосходство над другим. Несмотря на то, что данный способ считается деструктивным, многие дети в школе часто используют им.

 2. Избегание, как причина агрессии может проявляться в ситуации, когда ребенок не справляется с чем-то. Например, ребенок начинает громко кричать на уроке, делать замечания другим детям, агрессивно реагировать на замечания педагога, когда его просят решить, пример у доски или, объявляют о написании контрольной. Причиной его агрессии становится избегание трудности, не умения решить пример или решить контрольную, или избегания получить плохую отметку.

3. Получение желаемого, как причина агрессии встречается у школьников очень часто, проявляется в виде целенаправленной агрессии, которая прекращается сразу после получение желаемого. Например, ученик на уроке 5-8 раз просится выйти, на 2-3 мин., при этом не имеет никаких физиологических проблем. Если учитель разрешается выходить 5-8 раз на уроке, то ребенок пропускает изучение большей часть материалы, если же нет, то ребенок начинает мешать другим детям, неодобрительно к ним обращается, бросается бумажными шариками и т.д. Причиной агрессии этого ребенка- получение возможности выйти на уроке (возможно он устает и ему нужно пройтись, освежится и т.д.)

4.Самоуспокоение эта такая причина агрессии, которая проявляется у детей, стремящихся получить физическую или психологическую разрядку, успокоение от своих действий. Например, ученик монотонно ударят руками по столу, бьет ногами по стенке в коридоре, привлекает других ребят в драку, ну чтоб помериться силами. Все это он делает для того, чтобы сбросить накопившуюся энергию и успокоиться.

 Теперь зная причины, что может сделать родитель, чтобы управлять агрессией ребенка и самое главное остановить ее проявление?

2. Рекомендация. Попытайтесь самим устранить агрессию.

Агрессия наиболее сложная проблема и коррекция поведения требует кропотливой работы над собой. Особенно роль в этом принадлежит родителю.

Когда мы имеем дело с «глобальными» причинами агрессии, то их устранение можно осуществить следующим образом. Коснемся каждой причины отдельно.

 Если причина в родителях- необходимо постоянно включают контроль своего поведения по отношению к ребенку, устранять нежелательные воздействия на него. Что значит включить самоконтроль? Это значит, следить за своей речью (она должна быть чиста от обзываний, унижающих слов, сравнений с другими), за своими реакциями на агрессию ребенка (не кричать в ответ, не проявлять безразличие, не наказывать физически). Причина агрессии- болезни- такие как СДВГ (синдром дефицита внимание и гиперактивность), нервная возбудимость и т.д.- необходима постоянное взаимодействие со специалистами (невролог, психиатр, психолог, дефектолог), получение медикаментозного лечения.

Причина агрессии –социальные факторы, значит необходимо уменьшить, а в некоторых случаях убрать их присутствие в жизни ребенка. Если речь о играх в гаджетах, то родитель должен усилить контроль над этим. Давать дозировано, а в некоторых случаях вообще убрать взаимодействие ребенка с гаджетами. Если речь о социальном окружении, значит усилить контроль над взаимодействиями ребенка, изменении объектов общения, которые усиливают у ребенка агрессию.

 Причина агрессии -кризис взросления,- необходимо терпеливое отношение родителей и ожидание окончания кризиса, но при это не попустительское отношение к агрессии, а беседы о неправильном поведении, поощрения за правильное поведение, гуманные наказания за нежелательное поведение в виде лишения удовольствия, на небольшой промежуток времени. Здесь важно знать и понимать, что для ребенка удовольствие. Для одних детей— это вечерние беседы с мамой, для других- это игры и просмотры видео в гаджетах, для третьих- это прогулка на улице, для четвертых -это посещение занятий по плаванию и т.д.

Когда же мы имеем дело с ситуативными причинами агрессии, здесь конечно кроме родителя включается педагог, который взаимодействует с ребенком в школе и является свидетелем происходящего. Но в любом случае, основная работа лежит на плечах родителей, именно от их отношения зависит появление ситуативных причин агрессии в школе, даже если родитель не находится рядом со своим ребенком.

Так, если причина агрессии привлечения внимания детей или учителя, то это означает, что ребенку не хватает внимания в семье и возможно родитель должен пересмотреть свои отношения с ребенком и побольше взаимодействовать с ним. Если причина агрессии избегания, возможно у ребенка есть трудности в обучении или взаимоотношениях и роль родителя помочь с этим больше заниматься, помочь подтянуть предметы, нанять репетитора, обратиться к специалисту по вопросу помощи в налаживании взаимоотношений. Если причина агрессии получение желаемого, это еще одно доказательство, что ребенку не хватает внимание или, он не умеет продуктивно реагировать, не научен или не видел, как это делают родители. Если причина самоуспокоение, то задача родителя найти способы продуктивного успокоения, возможно какие-то доп.кружки спортивной направленности (но ни в коем случае не единоборства, т.к. они делают агрессию целенаправленной и более жестокой; желательно такие виды спорта как плавание, легкая атлетика, групповые виды спорта), занятия по снятию накопившейся энергии, получение рекомендаций специалистов о продуктивных способах самоуспокоения.

3. Рекомендация. Получите помощь специалистов, чтобы устранить агрессию.

Выше уже несколько раз упоминалась роль специалистов в устранении агрессии. К ней мы прибегаем, когда были приложены все усилия в направления преодоления агрессии. Это не просто беседы! Это каждодневный труд родителя в направлении устранения своей личной агрессии по отношению к другим и к самому ребенку, это терпеливое отношение к ребенку, это работа над социальным окружением ребенка, контроль за правильными отношениями и интересами ребенка (гаджеты, сверстники). Это правильное использование поощрений и наказаний. Наказания не должны преобладать, они никогда не меняют человека. Поощрения же развивают, становятся пусковым механизмом для изменения нежелательны поведенческих реакций. Родители не должны зацикливаться на наказаниях. Наказав один раз за нежелательное поведение, в течении дня, они должны поощрить за хорошее, не забывать о нем, чтобы ребенку было куда стремиться. Когда же идут постоянные наказания, он не хочет меняться, ему некуда стремиться.

 Если ничего не получается, вам сложно контролировать ребенка, а в большей степени себя, обратитесь к специалистам- психологам, психотерапевтам, психоаналитикам, специалистам по поведенческой терапии, но не ждите «волшебной палочки», которая изменит всю ситуацию. Работа родителя будет продолжаться, но лишь под контролем специалиста и придет момент, когда вся ответственность снова ляжет только на родителя и должен будет сам контролировать ситуацию.

 

Памятка для родителей

Что делать, чтоб преодолеть агрессию у своего ребенка

КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  1. Проводить время с ребенком. Речь не о проделывание уроков вместе с ребенком (во время которого многие родителя выплескивают на ребенка большую часть своей негативных энергии и реакций), а о том времени, когда мама находится в распоряжении ребенка, она может с ним просто побеседовать о прошедшем дне, вместе порисовать, поиграть в шашки, шахматы, настольные игры, обсудить просмотренный вместе фильм, приготовить вместе с ребенком ужин, т.е. все то, что сам ребенок может предложить для совместного времяпровождения. При этом важно находиться с ребенком в положении «прямого контакта глаз», обязательно использовать физический контакт- поглаживание ребенка, объятия, поцелуй в лоб или щеку, или просто ласково держать за руку. Эти реакции родителя жизненно необходимы ребенку.
  2. В момент проявления агрессии дома, по отношению к взрослому, брату или сестре, или какой –то ситуации, родитель старается показать максимально спокойное отношение к происходящему. Эмоции родителя должны быть максимально корректны, так как ребенок учиться у них формам реагирования. Он еще не умеет контролировать себя, а родитель тот самый учитель, который своими действиями показывает, как реагировать. Если родитель начинает кричать в ответ на крик ребенка, ударяет ребенка, чтоб тот почувствовал силу и успокоился, то ребенок запоминает эту реакцию взрослого и также себя ведет в других ситуациях с домочадцами и в школе. Если же родитель старается понять ребенка во ответ на крик говорит тихо, предлагает помощь, возможно обнимает или словесно успокаивает его, ребенок учиться реакции взрослого и постепенно меняет свои реакции. Главное родителям не отчаиваться, если они получили еще больший поток агрессии или непонимания от ребенка, лучше оставить на несколько минут ребенка, он успокоиться, а после поговорить о произошедшем и решить, что можно сделать.

Что нельзя делать во время агрессии ребенка:

-спрашивать у ребенка причину агрессии, которая еще продолжается (вы все равно не получите ответа или он будет сочетаться с еще большим выплеском агрессии)

- доказывать, объяснять, что так делать нельзя в момент, когда агрессия еще продолжается

-все время читать нотации, что так делать нельзя и не предпринимать никаких действий (для ребенка это станет обычной процедурой- мама поворчит и закончит)

-снимать на видео и угрожать, что покажите папе или бабушке, или авторитетному для ребенка лицу (можно снимать, если ребенок этого не видит, чтоб показать специалисту)

-угрожать папой, милицией, директором школы или тем чего или кого ребенок боится (это может изменить поведение на время, но потом и это не будет действовать)

-повышать голос, кричать

-применять физическую силу: дергать за руку, трясти, бить ремнем (это не только не гуманно, но и противоречит самому акту воспитания- «вы бьете ребенка за то, что он ударил кого-то»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в начальной школе на тему: «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»

«Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»Цель выступления – познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи собрания: учить  родителей анализирова...

Родительское собрание в начальной школе по теме: "Питание и здоровье наших детей."

Цели: дать информацию об основных принципах детского питания, режиме питания.Дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания, провести мониторинг выполнения режима питания учениками класса....

"Всегда ли мы понимаем наших детей" (родительское собрание в начальной школе)

Немало родителей сталкиваются с неумением выражать свою любовь к ребенку, вследствие чего растёт стена непонимания, недоверия. Давайте вместе разрушим эту стену, или, хотя бы попытаемся....

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание в начальной школе. Тема: «Поговорим о здоровье наших детей!»

Каждый родитель ещё до рождения ребенка беспокоится и  пытается представить: Каким  будет его ребёнок? На кого он будет похож? Какое имя выбрать для дочери или сына? А самая главная забота –...

Родительское собрание для начальной школы "Агрессия под контролем?"

Разработка родительского собрания на тему: "Агрессия под контролем?" с методическими рекомендациями и анкетированием участников....

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе"Ход родительского собрания СЛАЙД 11. ВступлениеПедагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать...