«Сталинградская битва. Экипаж пароходного буксира «Ласточка» в боях за Сталинград».
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Лобурец Марина Николаевна

Данная методическая разработка "Сталинградская битва. Экипаж пароходного буксира "Ласточка" в боях за Сталинград" составлена на основе исследовательской работы "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Она предназначена для учащихся 2-6 классов для проведения Урока мужества в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь в формировании представления детей о Российской армии - защитнице нашей страны, увековечивании памяти о родственниках внесших вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны; воспитании у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности за порученноге дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Сталинградская битва. Экипаж пароходного буксира «Ласточка» в боях за Сталинград».

Основные задачи:

  • активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
  • развитие их творческих способностей;
  • приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;
  • воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
  • привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
  • формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

1 ведущий:  Прошло много лет с момента бесславного нападения фашистской Германии на советскую страну. Зарубцевались раны земли, появились новые города, выросли поколения людей, которым война известна только по кинофильмам и кадрам хроники, а мы каждый год плачем, вспоминая тех, кто отдал свою жизнь за Победу. Наш урок мужества мы посвящаем тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

2 ведущий: 22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя.

На фоне презентации «Начало войны» и спокойной  музыки:

Выходят Чтецы.

Чтец 1: Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.

Чтец 2:  Казалось было холодно цветам,

  И от росы они слегка поблекли,

  Зарю, что шла по травам и кустам,

  Обшарили немецкие бинокли.

 Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

  И пограничник протянул к ним руки.

  А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

  Влезали в танки, закрывали люки.

 Такою всё дышало тишиной,

  Что вся земля ещё спала, казалось,

  Кто знал, что между миром и войной

  Всего каких-то пять минут осталось.

Звучит видеозапись голоса Левитана о начале ВО войны.

На фоне видеозаписи начала войны и песни: «Священная война»:

1 ведущий:   Над страной нависла угроза потери независимости и свободы. На заводах, фабриках, учреждениях прошли митинги и собрания. И все поклялись, как один встать на защиту родной страны.  Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.   Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт.                                              

Тот самый длинный день в году

 С его безоблачной погодой

 Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года…

2ведущий: Свыше месяца героически сражался гарнизон Брестской крепости. Мужественно отражая удары отборных фашистских войск, советские солдаты более чем на два месяца задержали продвижение врага...

1ведущий: Семьдесят три дня длилась оборона Одессы.

2ведущий: Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей обороняли его жители любимый город.

1 ведущий:  250 дней и ночей стойко сражались защитники Севастополя.

2ведущий: Не померкнет в памяти народа подвиг Керчи и Новороссийска.

1 ведущий: Более 6 месяцев продолжалась Сталинградская битва. Весь мир следил за битвой на Волге, понимая, что именно там решается исход войны. Боевым девизом защитников Сталинграда стали слова: «За Волгой для нас земли нет!».

Чтец 3: Следы врага-развалины и пепел.
Здесь всё живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,
На месте улиц - камни и зола.

Чтец 4:  Здесь жизнь и смерть сошлись на поле боя,
На свет и мрак огромный мир деля.
Священной местью павшего героя
Здесь дышит раскалённая земля.

Второй видеофрагмент «Сталинград после битвы» .

Чтец 5: Под неприступными стенами
Сказал сержант друзьям своим:
«Весь юг, Кавказ, ребята с нами,
Врагам мы город не сдадим!»
И не сдадут. Ведь здесь навеки
Спаялись в дружбе, как один,
Грузины, русские,  узбеки,
Таджик, казах и армянин.

1 ведущий:  Дом сержанта Павлова – Дом солдатской славы. 58 дней в окружении немцев отбивали наши бойцы атаки врага.  Защитники поклялись не отступать, биться до последнего патрона».  «А если патронов не хватит? »- спросили сержанта Павлова. Тот ответил однополчанам: «Кирпичи есть…»

2ведущий:  Однако фашисты продолжали наращивать свои силы. Их главной целью становится Мамаев Курган - высота 102,0- так называли его в дни легендарной битвы. Кто владел этой высотой, тот господствовал над городом. Отсюда просматривались центральная переправа, заводские районы города, вокзал. Несколько раз  курган переходил из рук в руки.

Чтец 6: День за днём сталинградцы сражались
В небывалом, кровавом бою.
В эти грозные дни отстояли они
И Отчизну, и Волгу свою.
Мы с тобой пораженья не знали,
Был наш лозунг: «Ни шагу назад!»
До последнего насмерть стояли,
Но не сдали врагу Сталинград.

1 ведущий:  Огромную роль в Сталинградской битве сыграли волгари-речники, среди которых был прадедушка ученика нашей школы Бондарева Сергея – Крайнов Василий Ильич. А служил он на легендарном буксирном пароходе «Ласточка», об экипаже которого мы сейчас вам расскажем.

2 ведущий:  Командующий 62-й армией маршал Советского Союза В.И. Чуйков писал в своих мемуарах: "Если бы не героические усилия речников Волги и Волжской военной флотилии, которые в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали 62-ю армию всем необходимым для успешного ведения боевых действий, то трудно сказать, чем бы могла закончиться битва за Сталинград: А если кратко, не было бы речников-волгарей, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия, не выполнила бы своей боевой задачи…"

    Большой славой в Сталинграде пользовался буксирный колёсный пароходик «Ласточка», ветеран Нижней Волги, спущенный на воду в 1884 году,  с машиной всего 90 лошадиных сил и прослуживший непрерывно 58 лет.  Его уже было собирались отправить на металлолом по старости, а тут - война. Баркас ходил без какой-либо маскировки; шум от работы его старинного паровичка слышен был даже в гуле и грохоте Сталинградской битвы. После очередного, казалось бы, уничтожающего артиллерийского обстрела и бомбёжки, когда врагу уже представлялось, что все суда находятся на дне реки, - раздавалось спокойное пыхтение. Это был пароход «Ласточка».

1 ведущий:  Этот ветеран творил чудеса и заслужил всеобщую славу и уважение. Он трудился день и ночь: перевозил с правого на левый берег раненых бойцов, женщин, детей, доставлял защитникам Сталинграда боеприпасы и хлеб, помогал строителям понтонного моста, вместе с другими буксировщиками уводил из-под вражеского огня поврежденные суда.

На фоне презентации выступления детей об экипаже «Ласточки».

1уч-к: На судне было установлено одно зенитное орудие и дымопусковая установка. Команда судна  вместо 15 человек имела семерых. Это были капитан Иван Блохин, его помощник, он же рулевой Василий Крайнов, механик Василий Дмитриевич Григорьев, помощник механика Семён Сусляков, сын механика – масленщик Николай Григорьев, дочь механика – кочегар Мария Григорьева, жена механика – матрос Марфа Дмитриевна  Григорьева  с малолетней дочкой Зоей. Вскоре Марфа Дмитриевна с дочкой Зоей сошли на берег, и на судне осталось 6 человек.

2 уч-к: Из-за нехватки людей вахты приходилось нести в две смены. Нередко механику-отцу приходилось подменять на вахте то сына, то дочь, чтобы дать им немного отдохнуть. Несмотря на это, маленький пароходик выполнял все возложенные на него задачи в любое время дня и ночи.

В первые дни яростной бомбёжки «Ласточка» перевозила жителей из объятого огнём города на левый берег Волги. Капитан «Ласточки» Иван  Блохин 25 августа ушёл в Красную Слободу проведать семью и был убит шальной пулей или осколком прямо во дворе своего дома. На место капитана заступил механик «Ласточки» Григорьев, а позже его заменил молодой рулевой Василий  Крайнов, который работал на нём до конца Сталинградской эпопеи. Теперь на судне осталось 5 человек. Работать стало ещё трудней. Рейсы надо было выполнять круглосуточно, и отдыхать команде было некогда. Кроме перевозки людей, «Ласточка» участвовала в спасении судов. Так, 26 августа совместно с пароходом «Кузнец»  «Ласточка» вывела из бомбёжки в реку Куропатку две нефтеперекачечных машинки.

3 уч-к: В одну из ночей  капитан «Ласточки» получил приказ перевезти из Сталинграда  в Красную Слободу несколько сотен детей дошкольного возраста. Чтобы забрать больше ребят за один рейс капитан «Ласточки» решил взять на буксир два пассажирских катера трамвайного типа, у которых не работали двигатели. Только тронулись в путь – осветительная ракета, началась бомбёжка. К счастью, всё обошлось благополучно.  За ночь “Ласточка”, выполнив несколько таких рейсов, вывезла на левый берег Волги более трехсот малышей, а за все время Сталинградской битвы переправила 18 тысяч военнослужащих и эвакуировала 14 тысяч жителей и раненых бойцов, отбуксировала 20 тысяч тонн различных грузов.

2ведущий:  В музее речников г. Волгограда хранится письмо от спасенных детей: «Милая “Ласточка”, очень тебя благодарим за то, что ты спасла нам жизнь. Еще благодарят за нас и шлют тебе привет наши мамы и тети. Отцам и братьям мы послали письма на фронт. Они тоже скажут тебе “спасибо”». Надо было пережить совсем не детские страдания, чтобы написать такое письмо, словно живому человеку…

4 уч-к: Как-то команда  получила боевое задание: по мелководью вдоль левого берега незаметно добраться до места напротив завода «Красный Октябрь», а затем, выйдя на середину реки, повернуть в обратную сторону и создать дымовую завесу. Навстречу  в дымовой коридор должны были двинуться бронекатера, чтобы открыть огонь по прорвавшемуся к Волге врагу.  Светлой выдалась ночь. «Ласточка» двинулась вверх по течению, туда, где не смог бы пройти ни один бронекатер. За её кормой стелился тяжёлый дымовой шлейф. Когда повернули обратно, то едкий дым обволок судно: экипажу пришлось работать в противогазах. Навстречу быстро  шли бронекатера. Вскоре облака дыма прорезали огненные всполохи: открыли огонь «катюши», установленные на бронекатерах. После метких залпов катера быстро повернули и ушли в безопасное место за городским пляжем, а «Ласточка» ещё долго шлёпала в дыму, принимая на себя запоздавший удар врага. Через некоторое время эту операцию повторили.

5 уч-к: На следующий день фашисты обрушили на наши суда огневую мощь своих самолётов и батарей.  Много пробоин получило в ту ночь судно, но пробоины быстро заделывали.

В конце сентября 1942 года «Ласточку» вместе с другими судами передали в распоряжение дивизии генерала Фёдора Ивановича Родимцева. Судно стояло у Соляной пристани, где в вырытых на обрывистом берегу землянках находился экипаж вместе с гвардейцами.

Однажды у бойцов дивизии  Родимцева кончился хлеб, тогда решили «занять» его у противника. На старенькой «Ласточке» группа автоматчиков добралась до занятой фашистами территории берега, атаковала там немецкую пекарню, забрала весь хлеб и полным ходом двинулась назад. После налёта вражеских самолётов, которые разбомбили большой военный катер, команда «Ласточки» успела подобрать раненых моряков и доставить их к «нашим».

6 уч-к: Был случай, когда от вражеского огня возник пожар на нефтебазе, у причала которой под выгрузкой находилась нефтеналивная баржа. В это время по рейду следовала «Ласточка». Капитан, оценив обстановку, изменил курс и подвел буксир к барже. Команда разъединила трубопроводы и под непрекращающимся обстрелом отвела баржу подальше от пожара. От мин, бомб и снарядов пароход имел 84 пробоины, но по-прежнему «шлёпал» по воде.

7 уч-к: Круглые сутки «Ласточка» была на парах. Ночью она совершала рейсы, а днём отстаивалась. Изредка Василий Дмитриевич Григорьев или его дочь пробирались на судно, чтобы подшуровать топку. Делали это очень осторожно, чтобы дым не привлёк внимание немцев, которые были совсем рядом.

Маскировку соблюдали строго. Только ночью, во время хода, вылетавшие из трубы искры, выдавали пароход. Что только не придумывали! Пробовали обвязать трубу мокрым брезентом, но и это не помогло. Наконец, выход был найден: перед рейсом усиленно шуровали топку, поднимали давление в котле до десяти атмосфер, хотя разрешалось не больше шести. Вот так накапливали пару вдоволь, а потом топку тушили и благополучно переплывали реку.

И всё же не убереглись.

Как-то фашисты подкараулили «Ласточку» при выходе в затон, в самом узком месте. Светло ещё было.  Вдруг загрохотало. Пароход швырнуло в сторону.  Свет погас, машина остановилась. Механик выбрался на палубу и увидел, что от взрыва кожух левого колеса смяло и погнуло спицы. А немецкий самолёт пошёл на новый заход. С трудом завели буксир. Снова послышались взрывы, но машина уже работала. Пароход пошёл на одном колесе к судоремонтному заводу, что был неподалёку от Тумака.

К заводу подошли вечером, а в конце ночи «Ласточке» уже приделали новое колесо и она пошла в обратный рейс.

1 ведущий:  Со второй половины октября пароход обслуживал понтонную переправу чуть ниже Сталинграда. В те дни к переправе двигались войска, всё говорило о том, что наши войска готовятся к наступлению.

Перед самым ледоставом снова буксир пришёл в затон, собрали все мелкие суда, что ещё могли держаться на плаву, и отбуксировали их в Тумак для ремонта. Всю зиму «Ласточка» обеспечивала заводскую кузницу паром.

2 ведущий:  За отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками по совместному решению Главного штаба ВМС и [204] МРФ СССР от 20 марта 1947 г. на пароходе «Ласточка» была установлена памятная мемориальная доска.  За проявленное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками члены команды "Ласточки" отмечены правительственными наградами.

Много лет после войны плавала по Волге знаменитая «Ласточка». Колесная, накренившаяся на один бок, она неэффектно выглядела рядом с новыми речными пароходами. Но они, речные красавцы, сверкающие большими стеклами кают, своим рождением обязаны старой, неуклюжей «Ласточке» и многим другим кораблям и буксирам, выполнившим свой великий долг в трудное время войны.

Исполнение песни «Мой дедушка – герой».

Мой дедушка – герой

Авт. Аркадий Вайнер  Муз. Н. Вайнер

1.    Мой дедушка – герой

      Он защищал страну,

      Не спит он ночь, порой, как вспомнит ту войну.-2 р.

 2.    Был дважды ранен он

       Поправился – и в строй.

       И вновь бои с врагом, мой дедушка – герой.- 2 р.

 3.   Когда война прошла,

      Не отдыхал мой дед,

      На мирные дела потратил много лет.- 2 р.

 4.   Берут свое года,

      Болеет дед порой,

      Но для меня всегда - мой дедушка - герой.- 2 р.

 5.   Давно войны той нет,

      Но в памяти она.

      Бойцов, таких как дед, не забывай страна.- 2 р.

1 ведущий:  Вечная слава героям! Слава двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны. Слава ветеранам Великой отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье.

2 ведущий:  Прошу всех встать!

Страна велит нам почести воздать

Погибшим на полях войны.

(Минута молчания под стук метронома.)

На фоне презентации под звуки песни из кинофильма «Офицеры»:

   1 ведущий: Все  дальше  и  дальше от нас героические и трагические  годы  Великой Отечественной войны.  Во славу   подвига  нашего народа воздвигнуты памятники  в граните и в мраморе, в музыке,  в слове... Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в каждом благородном сердце. Память людская — самый великий,  самый  нерушимый памятник Победы.

7 чтец:   Прошла война, прошла страда,

   Но боль взывает к людям:

   Давайте, люди, никогда

   Об этом не забудем.

   Пусть память верную о ней

   Хранят, об этой муке,

   И дети нынешних детей,

   И наших внуков внуки.

   8 чтец: Без малого четыре года

   Гремела грозная война.

   И снова русская природа

   Живого трепета полна.

   Там, где мы брали кровью, с боя,

   Противотанковые рвы,

   Цветы, обрызганы росою,

   Встают, качаясь, из травы.

   Где ночь от ярких молний слепла,

   Кипела в заводях вода, —

   Из камня, щебня и из пепла

   Встают родные города.

9 чтец:   И вот дорогою обратной,

   Не покоряемый вовек,

   Идет, свершивши подвиг ратный.

   Великий русский человек.

10 чтец:   Он сделал все. Он тих и скромен.

   Он мир от черной смерти спас.

   И мир, прекрасен и огромен.

   Его приветствует сейчас.

Литература.

  1. В. Богданов, П. Рудницкий «Волга фронтовая. Очерки трудового и ратного вклада в историческую победу на Волге в 1942 1943 гг.», Нижний Новгород, ГИПП «Нижполиграф», 1995 г.
  2. В. Богомолов «За оборону Сталинграда» - Москва, «Малыш», 1976 г.
  3. М.Н. Грязнов «Волжские речники – защитники Сталинграда», газета «Магистраль», №12(58), июнь 2006 г.
  4.  А.И. Ерёменко «В начале войны». – М.: Наука, 1965 г.
  5.  А.И. Еременко "Сталинград: Записки командующего фронтом", Источник: http://militera.lib.ru/memo/russian/ere … index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Классного часа: Музей - панорама "Сталинградская битва"

Музей - панорама "Сталинградская битва" распологается на историческом месте высадки 13 - гвардейской стрелковой дивизии генерала А. И. Родимцева, переправившейся в сентябре 1942 года под огнем противн...

презентация "Сталинградская битва"

презентация "Сталинградская битва"...

Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.

Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...

Литературно-музыкальная композиция «И победила жизнь в боях под Сталинградом».

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии, и миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким врагом. Началась Великая Отеч...

Классный час в начальной школе, посвященный победе в Сталинградской битве «...но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»

Формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны....

«Урок мужества», посвященный победе в Сталинградской битве «...но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»

2 февраля отмечается День воинской славы России, посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Это крупнейшее сражение сыграло важнейшую роль в победе в Вел...