Классный час на тему: «Толерантность и мы».
классный час (2 класс)
Цель: помочь учащимся понять, почему так важно с уважением и терпением относиться к окружающим и ознакомить с понятием «толерантность».
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;
- развивать коммуникативные умения детей, творческое мышление, умение внимательно слушать учителя, уважать чужое мнение;
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost.docx | 38.14 КБ |
tolerantnost_i_my.pdf | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Толерантность и мы».
«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Цель: помочь учащимся понять, почему так важно с уважением и терпением относиться к окружающим и ознакомить с понятием «толерантность».
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;
- развивать коммуникативные умения детей, творческое мышление, умение внимательно слушать учителя, уважать чужое мнение;
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, домик из кирпичиков толерантности, м/ф «Ёжик должен быть колючим?», песня «Ты да я, да мы с тобой», золотое правило толерантности.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на классном часе присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
Упражнение «Мировое приветствие».
- Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга необычно для нас. В разных странах есть свое приветствие. Например, в
- Японии необходимо поклониться друг другу. Чем поклон ниже, тем больше уважения.
- Филиппинах принято здороваться со старшими, взять их руку и прижать костяшки пальцев ко своему лбу, в знак уважения.
- Тибете люди здороваются, показывая друг другу язык. Традиция восходит к IX веку, когда страной правил тиран Ландарма, у которого якобы был черный язык. Тибетцы боялись, что Ландарма может вселиться в любого из них. Чтобы убедить, что он не «черноязычник», наглядно это демонстрировал;
- Китае – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
- России – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки или рукопожатие.
- Молодцы!
«Минутка радости»
- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).
- А кто может подарить улыбку? (Человек)
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с одним словом.
Для этого вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
- проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
- легкое устанавливание контактов (общительность)
- радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
- стремление сделать другому добро (доброта)
- сострадание (милосердие)
- почтительное отношение (уважение)
- готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
- Значит мы сегодня будем говорить, о чем?
- Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности. Это слово толерантность. Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
III. Вступительная беседа.
Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость. Толерантный человек обладает всеми этими качествами, которые мы с вами назвали. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.
А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ёжике.
IV. Просмотр м/ф «Ёжик должен быть колючим?»
- О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты)
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
VI. Беседа с упражнениями.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).
На доске появляется планета.
- Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
-Как называется наша страна? (Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские,...).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
На магнитной доске появляется мальчик.
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему нужно для счастья?
На магнитной доске – друзья, дом, солнце…
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
Игра «Паутинка»
Цели:
- показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
- дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? И сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Игра «Комплименты»
Цель:
- создание доброжелательной атмосферы;
- повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов. (Ребята делают комплименты друг другу.)
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Стихотворение (Ксюша)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
VII. Тестирование (практическая работа)
- Давайте проверим, толерантны ли вы?
«Психоразгрузка»
- Дети, у вас лежат листочки, карандаши красного и синего цветов. Вам будут предлагаться ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласны со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации.
1)Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
2)Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
-обижаешься и мстишь
3)Ты недоволен собой:
-людей без недостатков не бывает
- ты все сваливаешь на других
4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
5) Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
- Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VIII. Притча «Ладная семья».
- Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Какие три главных понятия соблюдали жители этого села, в котором царили мир и согласие?
- Как вы понимаете слово любовь, терпение и прощение?
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, можно объединить, назвать каким словом? («толерантность»)
- Как вы думаете, с какой целью все жители нашей планеты, должны быть мирными и дружными? (Чтобы не было войны на Земле, и все жили счастливо).
IX. Решение проблемных ситуаций.
- Кто мне скажет, все ли мы толерантные по отношению друг к другу?
- Все ли можем терпеливо выслушать друг друга? Или можем поддержать в трудную минуту кого-то?
-Как вы думаете, по какой причине между вами могут возникнуть конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Сейчас я вам предложу ситуацию. Подумайте и скажите, как можно решить проблему мирным путем. У меня на столе карточка, один ученик возьмет карточку и прочитает данную в ней ситуацию.
«Вы рисуете на альбомном листе цветными карандашами, а кто-то решил подойти и забрать их у вас, даже не спросив, закончили вы рисовать или нет».
- Как вы будете вести себя в этой ситуации?
- Что нужно сделать, чтобы не вступать в конфликт?
- А как можно избежать конфликтной ситуации?
- Теперь я хочу раздать всем памятку, в которой говорится о том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Если ты возмущен чем-то - сохраняй спокойствие.
- Владей собой, будь уравновешенным и сдержанным.
- Умей спокойно выслушать товарища.
- Терпеливо отстаивай свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего начался спор.
На доске «Домик – толерантности»
-Посмотрите на данные кирпичики с признаками толерантного человека, выберите необходимые признаки и создадим свой домик толерантности.
-Что значит проявлять толерантность?
X. Знакомство с правилами толерантного общения.
- Посмотрите на доску. Давайте прочитаем правила толерантного общения.
1. Всегда с уважением относись к собеседнику.
2. Попытайся вникнуть в то, что говорит другой человек.
3. При высказывании своего мнения, будь тактичен.
4. Будь объективным и согласным признать правоту другого.
5. Стремись принимать во внимание интересы окружающих.
- Бывало ли такое, что кто-то осуждал вас за какой-то неправильный поступок?
- Как вы реагировали на это?
- А вы когда-нибудь осуждали кого-то за ошибки или может плохо отзывались о ком-то?
- Как вы думаете, что испытывал тот человек в тот момент?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
( Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.»)
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Упражнение «Нарисуй себя»
- Ребята, у всех есть шаблон человека. На основе этого шаблона нарисуйте себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
- Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)
- Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой»
Дети выходят к доске со своими человечками и поют
XI. Подведение итогов.
-Какой вывод вы сделали из сегодняшнего классного часа?
-Что нового узнали?
-Этот домик будет висеть в нашем классе, чтобы мы не забывали о толерантности. Мы с вами объявили акцию "Смайлик доброты" и в течение недели совершали добрые дела.
- А какие дела мы называем добрыми? Сейчас посмотрим, кто у нас был самый добрый.
- Я хочу, чтобы мы были добрыми не только неделю, но и всегда проявляли толерантность по отношению к другим.
- Я надеюсь, что наш дружный класс, соблюдая все правила толерантности, будет таким же, как в старой притче «Ладная семья».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Толерантность".
Классный час на тему "Толерантность"....
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".
Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....
Классный час на тему "Толерантность"
Классный час на тему "Толерантность"...
Классный час на тему "Толерантность"
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»...
Презентация классного часа на тему: "Толерантность"
Что значит быть толерантным....
Классный час по теме "Толерантность"
Знакомство с термином "толерантность", развитие стремления быть терпимым в обществе....
Классный час по теме "Толерантность"
Знакомство с термином "толерантность", развитие стремления быть терпимым в обществе....