Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»
методическая разработка (4 класс)
Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное
учреждение санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении,
"Зеленоборская санаторная школа-интернат"
Выступление на методическом объединении.
Обобщение опыта работы по теме самообразования:
«Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»
Воспитатель: Силяева А. М.
2022 год
г.п. Зеленоборский
«Развитие деятельностно - практического подхода
в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»
Нет универсального рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодёжи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
Ведущая целевая установка ФГОС нового поколения является воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданского сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)
Каждое новое поколение молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны.
Цель: создание условий для развития гражданско-патриотического самосознания подрастающего поколения: гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- развивать духовно- нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
- воспитывать чувство долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям;
- формировать интерес к истории своей малой Родины;
- активизировать работу через участие в общешкольных мероприятиях;
- развивать художественно–эстетические, творческие, познавательные способности воспитанников и самореализация их в различных видах деятельности.
Гражданское самосознание - осознание личностью своей принадлежности к государству, своих прав и обязанностей, что проявляется в стремлении найти свое место в обществе, реализовать себя в социально полезной деятельности.
Гражданское самосознание – представление человека (личности) о самом себе как гражданине, на основе которого он строит своё поведение во взаимодействии с другими людьми.
Гражданское самосознание является неотъемлемой составляющей развития личности.
Гражданственность, как известно, предполагает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в этом, понимание личной ответственности за свои действия перед обществом.
Формирование гражданского самосознание и чувства патриотизма в системе своей воспитательной работы осуществляю посредством реализации деятельностного подхода, т. к развитие личности человека возможно через деятельность и в процессе деятельности. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Этому способствует использование деятельностного подхода.
Поэтому в своей работе приобщаю детей быть активными, неравнодушными, стараться участвовать во всех мероприятиях не пассивными слушателями и наблюдателями, а активными участниками и создателями. Но деятельность нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Одним из основных направлений моей работы является формирование гражданского самосознания воспитанников через любовь к родному краю, мотивация сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа, ответственность за свои поступки, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, общечеловеческих ценностей, активной жизненной позиции.
При реализации намеченной работы ориентируюсь на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, активно использую и применяю следующие современные образовательные технологии и их элементы:
- здоровьесберегающие;
- коммуникативные;
- игровые;
- элементы ИКТ;
- технологию личностно - ориентированного подхода, которая позволяет учитывать индивидуальные способности, возможность заниматься на определенном уровне трудности, что особенно актуально в условиях санаторной школы-интерната.
Для достижения поставленной цели и решения задач по развитию гражданского самосознания у воспитанников в своей работе использовала различные формы и методы работы с воспитанниками:
- традиционные мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива (игры на знакомство, «Огонёк дружбы», «День именинника» «Вечёрние свечки»), помогающие привить навыки коллективного анализа, воспитать в детях культуру общения — научить искусству разговора – слушать и слышать друг друга;
- КТД. В ходе творческой мастерской « Цветы Победы» ребята смогли изготовить красные гвоздики своими руками, а также с интересом узнали, почему эти цветы считают символом Дня Победы и почему ветеранам войны принято дарить эти цветы. Дело в том, что красная гвоздика символизирует кровь, пролитую героями за свою родину. Кроме того, гвоздика – стойкий, «выносливый» цветок. В рамках школьного проекта "Знаменательные вехи Великой Победы" результатом совместной творческой деятельности команды "Патриоты" стало участие в акции "Окно Победы";
- в ходе круглого стола "Всё о нашем Заполярье" ребята команды "Северное сияние" открыли для себя мир замечательных произведений О. Бундура, автора, проживащего в г. Кандалакша: душевные стихи о семье и друзьях, рассказы о северном крае, узнали интересные факты биографии Олега Семёновича.Также ребята познакомились с творчеством другого нашего земляка, Николая Колычева, который также проживал в г. Кандалакша.
Один из участников команды с удовольствием прочитал его стихи. Как оказалось, он является внуком Николая Ефремова, основателя "Рубцовских чтений", который был близко знаком с Николаем Колычевым;
- чтение краеведческой литературы (краеведческие чтения «Моё родное Заполярье; чтение рассказов о природе родного края; конкурс чтецов; читательский экочас «По страницам Красной книги» - участники познакомились с самой книгой, узнали какие виды растений и животных считаются редкими, а также обсудили причины их исчезновения. В завершение ребята высказали свои пути решения проблемы);
- видеолекторий. В рамках реализации модуля "Экологическое воспитание", который проходил под девизом "Земля - наш общий дом» был проведён видеолекторий «Беречь мы будем Землю». После демонстрации видеофильма «Как люди уничтожают землю. Последствия человеческой деятельности» состоялось обсуждение одной из главных экологических проблем современного общества – проблемы мусора. Ребята порассуждали о причинах и последствиях данной проблемы, узнали, чем занимается наука «гербология». В завершение беседы участники пришли к выводу о том, что будущее планеты зависит от гуманного и ответственного отношения каждого из нас, потому что переселяться с Земли человечеству некуда и надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.Также перед слушателями выступили сами участники, рассказав об истории борьбы с мусором, о раздельном сборе ТБО, а также поделились наблюдениями о применении сортировки мусора в своём городе Мурманске;
- мини – проект. В предверии Международного дня мира ребята команды "Винкс" стали участниками мини – проекта " Мир начинается с тебя". В ходе беседы дети узнали, кем и в связи с чем учреждён этот праздник, как официально называется этот день. Также ребята порассуждали о возможных причинах возникновения войн, предложили свои пути решения конфликтов. В процессе просмотра видеоролика участников до глубины души тронула история девочки Садако Сасаки, которая стала символом протеста против войны. Итогом мероприятия стало создание белых журавликов - символов добра и мира, на которых участники написали свои добрые пожелания;
- конференция "Крым. А вы знали об этом?". Цель мероприятия: формирование представлений о значимости воссоединения России и Республики Крым, создание условий для развития чувства патриотизма и гражданской солидарности.
- кинооуроки. В рамках киноурока был представлен короткометражный фильм " Лошадка для героя" о подвиге маленького мальчика на оккупированной фашистами территории, о современной девочке, игнорирующей значение победы советского народа в жестокой и кровопролитной войне. После просмотра ребята рассуждали о важном понятии «чувство долга», силе характера, героизме и чувстве долга десятилетнего разведчика Виктора Белокопытова и пришли к выводу, что необходимо бережно хранить память о героических поступках, а также поняли, почему так важно понимать это сегодня и проявлять эту память в обыденной жизни. Старшие воспитанники в ходе "Киноурока" посмотрели фильм "Великий" о девушке по прозвищу Скала" и о том, как встреча с учительницей музыки помогла переосмыслить своё отношение к жизни. После просмотра ребята обсудили поступки героев и каждый смог высказать свою точку зрения;
- открытые мероприятия. В преддверие Всемирного Дня хлеба, который ежегодно отмечается 16 октября, было проведено мероприятие "Слава хлебу на столе». Участники программы познакомились с историей возникновения хлеба, посмотрели презентацию "Горький хлеб Победы". В соревновательной форме ребята показали свои знания пословиц и поговорок о хлебе. С большим интересом участники изготовили изделия из солёного теста, а дружный "Каравай" вызвал эмоциональный отклик. Ребята пришли к выводу, что хлеб- это великая ценность!;
- интеллектуально – правовая игра «О правах и в шутку, и всерьёз», в ходе которой участники искали ответы на вопросы о трудовых правах несовершеннолетних, конвенции, и о правах ребенка, обсудили права человека, а также рассмотрели различные профессии, проверили свои умения квалифицировать преступления. Закончилась игра туром «Имею право и не только», где команды определяли, что относится к правам, а что к обязанностям детей;
- «День самоуправления». Детское самоуправление помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, самоорганизации, а также способствует проявлению ответственности, формированию лидерских качеств личности при организации досуга, режимных моментов.
- участие в акциях (в рамках акции #РДШ #СтражиЗемли , посвященной Всемирному дню окружающей среды 5 июня, была создана видеоработа "Обращение Сосны к человеку", Всероссийский день бега «Кросс нации»);
- съёмка видеоролика «Связь поколений» из серии «Ералаш»;
- марафон народных игр познакомил с русскими народными играми «Бездомный заяц", "Тише едешь - дальше будешь", "Красное знамя, ударное звено«, «Колечко», «Два Мороза»;
- участие в творческих конкурсах различного уровня.
В работе с детьми создавала условия переживания радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Для повышения мотивации воспитанников использовала самостоятельно разработанные оригинальные грамоты и дипломы.
С целью повышения педагогического мастерства, обмена опытом по теме самообразования приняла активное участие в следующих мероприятиях:
- Всероссийский форум «Педагоги России: онлайн – марафон «Каждый воспитатель и учитель – психолог»;
- программа повышения квалификации «Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР);
- Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании», МАГУ, 1 Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» (видеопрочтение стихотворения о ВОВ).
Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности воспитанников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в группе и до включения в общественно-социальную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»
Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»
Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....
Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....