Классный час "День открытия Царскосельского Лицея"
план-конспект
В сценарии внеклассного мероприятия , рассказывается об императорском Царскосельском лицее - привилегированномвысшем учебном заведении для детей дворян в Российской империи.В рсской истории Лицей известен, в первую очередь, как школа , воспитавшая А.С.Пушкина и воспетая им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tsarskoselskiy_litsey.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « День открытия Царскосельского Лицея»
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, дорогие друзья, учащиеся и гости нашей литературной гостиной "Вы помните: когда возник Лицей". Сегодня, 19 октября 2020 года, исполняется 210 лет со дня основания Царскосельского Лицея. Давайте попробуем ощутить необыкновенную атмосферу начала XIX века, того времени, которое с восторгом и благодарностью вспоминал Александр Сергеевич Пушкин. Возможно, нам откроется частичка секрета лицейской дружбы и того блестящего образования, которое получали юные лицеисты в Царском Селе.
(звучит "Вальс" Г. Свиридова)
1-й ведущий: 19 августа 1810 года император Александр I утвердил "Постановление о Лицее", первый параграф которого гласил: "Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Александр I желал, чтобы в Лицее обучались его братья - великие князья Николай и Михаил. Но этому воспротивилась императрица Мария Фёдоровна, находя слишком демократичным воспитание своих детей рядом с детьми дворян.
(звучит "Скерцо для оркестра" С. Рахманинова)
2-й ведущий: 19 октября 1825 года опальный Пушкин в Михайловском напишет своё знаменитое стихотворение, посвящённое 14-ой годовщине со дня открытия Лицея. В нём будут и такие строки:
Полней, полней! И, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого, о други, угадайте!
Ура, наш царь! Так выпьем за царя!
Он человек, им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей!
В глазах поэта эти два события: победа в Отечественной войне и основание Лицея - равноправны в своей исторической значимости.
3-й ведущий: Автором проекта создания Лицея был видный государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский. План особого учебного заведения он составлял вместе с Василием Фёдоровичем Малиновским, который и должен был стать первым директором Лицея. Позвольте вам представить: В.Ф. Малиновский и М. М. Сперанский.
(Выходят ученики, играющие М.М. Сперанского и В.Ф. Малиновского, в костюмах, пишут за столом, размышляют)
Сперанский: Я вот что решил, Василий Фёдорович. Новое учебное заведение будет носить название древнего ликея - загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна возникнуть в полной разлуке со своими домашними. Преподавание должно вестись на русском языке.
Малиновский: Каково же должно быть количество учеников, Михаил Михайлович, и какого возраста?
Сперанский: До 30 молодых людей в возрасте великих князей Николая и Михаила.
Малиновский (осторожно): А будут ли там телесные наказания?
Сперанский: Нет, Василий Фёдорович. И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно, и на всю жизнь запоминается. Предстоит, однако, главное - выбор учителей. На должность преподавателя естественного права подходит Александр Петрович Куницын.
4-й ведущий: Речь А.П. Куницына на открытии Лицея навсегда сохранилась в памяти Пушкина, и 25 лет спустя он писал:
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей:
Профессор А.П. Куницын был человеком гуманистических убеждений, он оказал большое влияние на мировоззрение своих воспитанников, привил им ненависть к деспотии, уважение к человеческой личности. Позднее Пушкин сказал о нём: "Он создал нас, он воспитал наш пламень". Куницын действительно начал "создавать" лицеистов в первый же день. Вот страничка из дневника Александра Петровича Куницына.
Куницын (в образе, пишет за столом): "В одну ночь написал свою речь. Не знаю, как примут. Отдал Василию Фёдоровичу Малиновскому, но одобрения не получил за излишнюю смелость, с которою противопоставлены истинная доблесть и знатные потомки, основывающие своё бытие только на предках".
(Во время чтения - инсценировка: Куницын написал свою речь, приносит её В.Ф. Малиновскому).
Малиновский: Это прекрасно, но ведь будут государь, Государственный совет, первые чины; поосторожнее бы, время тревожное.
5-й ведущий: И вот настал торжественный день. Открытие состоялось 19 октября 1811 года.
(Звучат фанфары).
Вот как вспоминал об этом событии лицеист Иван Иванович Пущин: "В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас - директор, инспектор и гувернёры; по левую - профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, было всё уставлено рядами кресел для публики. Среди общего молчания началось чтение".
Речь А. П. Куницына о будущем высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, что государственный человек должен быть образцом во всём, понравилась Александру I, и профессор был удостоен ордена Святого Владимира IV степени. Да и как можно было остаться равнодушным к таким словам.
Куницын: Вы ли не устрашитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения. Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.
Ученик в образе А.С. Пушкина:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
(Звучит "Тарантелла" В. Гаврилина)
6-й ведущий: В числе первых 30 воспитанников Царскосельского Лицея были: Пушкин Александр Сергеевич (Француз, Егоза), Корф Модест Андреевич (Модинька, Дьячок Мордан), Пущин Иван Иванович (Большой Жанно, Иван Великий), Дельвиг Антон Антонович (Тося), Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля), Вольховский Владимир Дмитриевич (Суворочка), Горчаков Александр Михайлович (Франт), Матюшкин Фёдор Фёдорович (Плыть хочется), Данзас Константин Карлович (Медведь), Броглио Сильверий Францевич и другие.
(Во время представления выходят мальчики в костюмах и кланяются).
Ученик в образе А.С. Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество на Царское Село.
7-й ведущий: Вот как охарактеризовал своих учеников Александр Петрович Куницын (запись в тетради, январь 1812 года): "Я вовсе не ожидал, что придётся читать лекции сущим детям. Горчаков умён, но прихорашивается, точно Нарцисс. Вольховский без всякого упрёка. Матюшкин тих. Кюхельбекер, видимо, посмешище для товарищей. Во всём чрезмерен: пишет так, что перья ломает. Броглио отпетый, Данзас тоже: делает гримасы, ему всё трын-трава. Пушкин грызёт перо и царапает на бумаге рисунки, так углубляясь в эти занятия, как будто в классе, кроме него, никого нет. Дельвиг спит - в полном смысле этого слова. Корф приличнее всех".
Не забывайте, ребята, что лицеисты были почти нашими ровесниками, в 1812 году им было 12-13 лет. Больше всего хлопот доставляли Броглио и Данзас. "Отчаянные" - так охарактеризовал их надзиратель Мартин Пилецкий. Обычные наказания на них не действовали, были найдены новые. Так, Данзаса на сутки одели в его старый детский сюртук, который был до того узок, беден и дурно сшит, что вызвал смех всех лицеистов и произвёл необходимое воспитательное воздействие. Мальчик ненадолго присмирел.
(выходит мальчик в узеньком, маленьком сюртучке)
Посредине классной комнаты, где воспитанники повторяли заданные уроки, стоял чёрный стол. Данзас и Броглио за нескромное поведение сажались за этот стол. Они привыкли к чёрному столу, и Данзас даже заявлял, что за ним удобнее. В классах лицеистов рассаживали по рядам в зависимости от их учебных успехов: на первом ряду - лучшие ученики, на последнем - худшие.
1-й чтец:
Товарищи! Сегодня праздник наш,
Заветный срок! Сегодня там, далече,
На пир любви, на сладостное вече
Стеклися вы при звоне мирных чаш.
На пир любви душой стремлюся я,
Вот вижу вас, вот милых обнимаю.
Я праздника порядок учреждаю:
Я вдохновлён, о, слушайте, друзья:
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в сени святого крова
Отличие предписывало нам.
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
8-й ведущий: Воспитанника Пушкина тоже неоднократно сажали за чёрный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил на уроке немецкой словесности. Но у него не было особой дружбы с "отчаянными" Данзасом и Броглио, хотя Константин Данзас впоследствии единственным из лицеистов свидетелем роковой дуэли Пушкина с Дантесом (он был секундантом Пушкина).
Здесь царствовал особый дух дружбы, привязанности, единения. Лицей был неким государством, причём не только ребячьим. Многие гувернёры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого Лицея: первые три года никого не отпускали по домам, не приезжали и родители. Неудивительно, что все сдружились, хотя бывали и ссоры, как и у всех мальчишек, было множество проделок.
В сентябре 1814 года было заведено "дело № 17" о проступке воспитанников Лицея Малиновского, Пушкина и Пущина. Друзьям пришла в голову мысль полакомиться гоголем-моголем. Дядька Фома купил яиц, мелкого сахару, бутылку рома. Тайком притащили в одну из своих комнат кипящий самовар, сахарный песок растёрли с яичным желтком, добавили рому, развели всё это кипятком и стали пробовать приторно-сладкий, слегка хмельной напиток. К ним присоединились и другие лицеисты. Конференцией Лицея было вынесено решение: "Всем троим стоять две недели на коленях во время утренней и вечерней молитв, сместить всех за последние места за столом, занести фамилии всех троих с прописанием виновности и приговора в чёрную книгу".
А однажды Кюхельбекер вызвал Пушкина на дуэль обидевшись на его строки:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
9-й ведущий: Александра Пушкина лицеисты и наставники любили. Не за гениальность - за лёгкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун, он был заводилой компаний. Некоторые даже считали его неглубоким, если не пустым: способности блестящие, а ум поверхностный. Самое странное было то, что все эти качества в Пушкине прекрасно сочетались, и каждый видел то, что хотел.
Пущин, Дельвиг и Кюхля - трое самых близких и неразлучных друзей Пушкина.
Их комнаты были рядом. Пушкину досталась комната №14, в соседней, №13, поселился Иван Пущин. Лёгкий стук в стенку был их условным знаком. Ещё когда их выкликали перед вступительным экзаменом, Пущина удивило сходное звучание их фамилий. Толстый, круглолицый, с ясными серыми глазами, Большой Жанно ни в чём не был похож на Пушкина. Постепенно к Пущину пришла слава человека справедливого и умного, лицеисты часто при ссорах обращались к нему с просьбой рассудить.
Пущин первый посетил Пушкина в Михайловской ссылке.
(Звучит "Вокализ" С. Рахманинова)
2-й чтец:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты сладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил:
9-й ведущий (продолжает): Вместе с другими декабристами Пущин был приговорён к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьёва послание А.С. Пушкина.
3-й чтец:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
4-й чтец:
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
10-й ведущий: Антон Дельвиг, как и Пушкин, был родом из Москвы, имел баронский титул. Тося одним из первых угадал гениальные способности своего друга. В немногочисленных письмах А.А. Дельвига к Пушкину сквозит привязанность и преклонение перед великим поэтом. Почти в каждом можно встретить такие фразы: "Ваше поэтическое превосходительство", "Ваше парнасское величество", "Великий Пушкин - маленькое дитя", "Целую крылья твоего гения". Пушкин платил Дельвигу сердечной привязанностью и с лицейской скамьи привык смотреть как на ближайшего друга. В беспечности и лени Тосеньки была какая-то храбрость, дерзость. Учился он плохо, но не забудем, что этот поэт, уйдя из жизни в 32 года (в начале 1831 года он простудился и 14 января умер от горячки), Дельвиг оставил около 200 произведений, не считая переводов. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига", - признавался Пушкин. Послушайте стихотворение А. Дельвига "Друзьям".
5-й чтец:
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливалась под рукой,-
И вы, друзья, любили голос мой.
(Звучит "Тройка" Г. Свиридова)
11-ый ведущий: И красота природы, окружающей Лицей, и особенности преподавания русской словесности Кошанским Н.Ф., а позднее Галичем А.И. пробуждали поэтический дар лицеистов. Пробовал писать и Вильгельм Кюхельбекер. Его любили, но это не мешало смеяться над ним. Смеялись тайком, сочиняли на него эпиграммы, звали Дон Кихотом, Вилею, Вилинькой, Вильмушкою, Кюхлей.
6-й чтец:
Вот Виля - он любовью дышит,
Он песни пишет зло,
Как Геркулес, сатиры пишет,
Влюблён, как Буало.
11-й ведущий (продолжает): Бурный и нескладный Кюхельбекер писал стихи восторженные и немного несуразные, как и он сам. Когда над ним смеялись, Кюхля стоически переносил насмешки. Однажды взрыв всё-таки произошёл. Это случилось чуть ли не накануне выпуска. Пушкин задел его, и Вильгельм вызвал друга-насмешника на дуэль. Близорукий Кюхля не мог как следует прицелиться, и на самом деле опасность угрожала зрителям больше, чем Пушкину. Первый выстрел был за Александром, и стрелять пришлось дважды. Сначала Пушкин выстрелил по сосновым веткам в снегу, и Кюхля запротестовал. Вторично Пушкин, держа пистолет дулом вниз, нажал на курок, не целясь. Мир был восстановлен, друзья помирились.
И этот Виля, Кюхля стал известным декабристом, 14 декабря был на Сенатской площади. С 1826 года по 1835 годы отбывал заключение в различных крепостях, с 1836 года по 1846 год (до самой смерти) - ссылка в Сибири.
12-й ведущий: За шесть лет учёбы было много всего. Пушкин вырос и развился, как поэт, благодаря чутким наставникам и особой лицейской атмосфере. В журнале "Вестник Европы" в 1814 году увидело свет его первое опубликованное стихотворение "К другу стихотворцу", которое юный поэт, не решившись полностью раскрыть своё имя, подписал "Александр Н.к.ш.п", где согласные его фамилии поставлены в обратном порядке. Был переводной экзамен, на котором присутствовал Гавриил Романович Державин. 8 января 1815 года на экзамене по российской словесности Пушкин по совету А.И. Галича читал стихотворение собственного сочинения "Воспоминания в Царском Селе". Державин был в преклонном возрасте, и экзамены его утомили; он сидел и дремал. При чтении стихотворений Гавриил Романович заметно оживился. И вот настал черёд Пушкина. "Я прочёл мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от самого Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом: Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, меня требовал, хотел обнять меня: Меня искали, но не нашли:".
7-й чтец:
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдёт молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян.
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
13-й ведущий: В Лицее к Пушкину пришла "первая платоническая, истинно пиитическая любовь". Её звали Екатерина Павловна Бакунина. Она была старше поэта на четыре года, приходилась сестрой лицеисту Александру Бакунину. Часто навещала брата и приезжала на лицейские балы. "Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи". Но особое чувство она вызвала у Пушкина, Пущина, Малиновского и Илличевского.
Пушкин записал в дневнике 29 ноября 1815 года:
"Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался:
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня унылой скуки тень!..
Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута!
Как она была мила! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной!
Но я не видел её 18 часов - ах! Какое положенье, какая мука!
Но я был счастлив 5 минут:".
Встретились Александр и Катенька Бакунина, скорее всего, на балу. Давайте попробуем представить этот эпизод.
(Бакунин представляет свою сестру Пушкину,
Пушкин и Екатерина Бакунина танцуют вальс под музыку Г. Свиридова)
14-й ведущий: И вот Лицей окончен. 9 июня 1817 года состоялся торжественный акт, посвящённый первому лицейскому выпуску. Большой золотой медалью был награждён Владимир Вольховский, золотой медалью - Александр Горчаков. Пушкин окончил Лицей в чине коллежского секретаря и был зачислен в Коллегию иностранных дел.
О своих лицейских друзьях Александр Сергеевич Пушкин не забывал никогда. Все лицеисты были очень разными, но в этом и заключается особая прелесть: найти общий язык, общие интересы, переживать друг за друга, оказывать поддержку, посильную помощь. В Лицее всё способствовало дружбе воспитанников: дух свободы, строгие, но справедливые наставники, даже Отечественная война 1812 года, объединившая лицеистов: " Как сильно билось русское сердце при слове Отечество!"
Заключительное слово педагога:
Иногда можно услышать, что "святого братства" в Лицее не было, что существует оно лишь в стихах Пушкина, что это всего лишь поэтическое преувеличение. Слишком разные люди вышли из Лицея - одни сделали блестящую политическую карьеру (министр иностранных дел Александр Михайлович Горчаков, член Государственного Совета Модест Андреевич Корф), другие оказались на каторге (Иван Иванович Пущин, Вильгельм Карлович Кюхельбекер). Но всё же прославленный лицейский союз существовал на самом деле. Союз этот был основан на нравственных началах, высоких представлениях о дружбе, долге, чести. Иначе, как объяснить приезд князя Горчакова к Пущину вечером 14 декабря после подавления восстания на Сенатской площади с предложением своего заграничного паспорта и денег, чтобы Пущин мог бежать за границу. Горчаков рисковал, но честь, дружба для князя дороже.
Каждый год Пушкин отмечал годовщину Лицея. И в стихотворении "19 октября 1827 года" есть такие строчки.
(Звучит романс)
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Бог помочь вам, друзья мои!
Эти слова мы хотим посвятить вам, всем присутствующим. Мы рассказали лишь о некоторых эпизодах из жизни лицеистов и истории Царскосельского Лицея, которому сегодня исполнилось 210 лет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостинная, посвященная 200-летию Царскосельского Лицея
Литературная гостиная для учеников 4-х классов. Проводится в День Лицея и посвящена пушкинскому выпуску. Врамках подготовке к гостинной, ребята посетили Красносельский Лицей и подготовили отчет об экс...
Классный час "В садах Лицея" (для подготовки к Дню Лицеиста)
Классный час составлен учителем на основе материала сборника сценариев "Славный пушкинский лицей" Составитель: Цупрова Е.Е. Редактор: Евдокимова О.В. «Славный пушкинский Лицей...»: сборник сценари...
Литературно-музыкальная композиция "Несколько сцен из жизни Царскосельского лицея"
Цель этого мероприятия - знакомство детей с биографией А.С.Пушкина, приуроченное к дню открытия Царскосельского лицея...
Сценарий открытия пушкинской недели в начальной школе "Лицея №102", 2017 г.
Представлен сценарий мероприятия открытия пушкинской недели....
Классный час открытого урока "«Здравствуй, школа!"
Цель мероприятия:Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.Задачи:создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей д...
Конспект классного часа "С чего все начиналось? День Лицея" (3 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство с историей появления лицеев в России.Планируемые результаты:Личностные:развивать навыка точности и подробности ответа;формировать оригинальность, необычност...
День Царскосельского лицея.
Приобщить учащихся к теме лицейского братства в жизни поэта....