Не житье, а Масленица!
классный час (3 класс)

Ланг Каролина Вячеславовна

“Вьюги да метели в феврале налетели”, “В феврале зима с весной встречается впервой” – так говорил русский народ. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_maslenitsa.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Традиции русского народа

«Широкая масленица»»

Учитель: Ланг Каролина Вячеславовна

Тема:«Традиции русского народа «Широкая масленица».

Форма: игры, конкурсы, забавы.

Дата проведения:

Цель: приобщить детей к традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Воспитательные:

– возрождение народных традиций и обрядов РОССИИ;
– воспитание уважения к традициям русского народа.

Развивающие:

– развитие творческого мышления и воображения.

Виды УУД:

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
  • подведение под понятие;

Коммуникативные:

  • определение цели занятия, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Время проведения:45 минут

План-конспект

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (вводная часть).

Добрый день, уважаемые дети! Я очень рада встрече с вами! Меня зовут  Каролина Вячеславовна. Я очень надеюсь, что сегодня мы с вами подружимся! И так давайте начнем!

Приветствуют учителя, слушают.

  1. Основной этап

Игры на улице

Рефлексия

“Как вы думаете ребята, о каком празднике мы сегодня будим говорить? Какой у нас праздник последний зимний и первый весенний?

Правильно! Масленица.

Почему этот праздник получил такое название?

Есть такое выражение: замаслить, как вы это понимаете?

Кого ж надо было задобрить?

Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.

Ребята, а вы знаете как праздновали масленицу?

Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем там целую неделю.

И так… первый день Масленицы – встреча.

Встречали масленицу песнями. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Ребята, а какое у масленицы самое главное блюдо?

Конечно самое главное блюдо – это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины - это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.

Ребята, а на что похож блинчик?

Правильно, на солнышко. Блин - круглый, горячий, масленый – олицетворял весеннее Солнышко: Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

Ребята, скажите мне, что еще делают на масленицу кроме блинов? Какой был главный символ Масленицы?

А из чего делают это чучело? (Из соломы, одевали в старое женское платье, надевали чучело на шест и везли на самый высокий снежный холм, откуда и катались потом на санях. С чучелом Зимы, веселятся целую неделю).

Второй день Масленицы – заигрыши.

Парни и девушки играли в игры, водили хороводы. В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

Вот и середина недели – лакомка. В среду ходили в гости на блины. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

 - А вы с чем любите блины?

Четверг – Широкая Масленица, Разгул.

Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку».  Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и болельщиков.

В пятницу и субботу ходили к родственникам и угощали друг друга блинами.

Вот и последний день масленицы – прощеное воскресенье.

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;

Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Гори-гори ярче - лето будет жарче.

Всё, Масленица, прощай!

Ну что ж, мы немного поговорили о традициях русской масленицы, а теперь давайте выйдем на улицу и немного поиграем.  

(Идем с детьми на улицу играть в игры)

И так, сейчас мы сыграем в первую игру, она называется «Золотые ворота».

Правила этой игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Молодцы ребята! Очень хорошо!

А теперь давайте разделимся на две команды. (Делю детей на 2 команды).

И так название игры «Бег в мешках». Правила игры: Команды строятся в колонны. Игроки должны залезть в мешки и пробежать до отметки и обратно к своей команде. Кто быстрее тот и победил.

Молодцы ребята!

Следующая игра называется «Стенка на стенку». Правила игры: Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию. Мой помощник будит следить и в конце скажет, кто победил в этом конкурсе.

Какие вы молодцы! И последний конкурс называется «Перетягивание каната». Правила игры: Две команды берут канат с двух сторон и пытаются перетянуть противоположную команду за черту.

И так ребята сейчас моя помощница огласит результаты и скажет, кто же сегодня победил. Каждая команда получит призы. (Оглашаем результаты, раздаем призы)

Праздник закончился, пора и нам заканчивать это занятие.

Спасибо вам ребята большое за это занятие! Сегодня вы были большими молодцами! Ну и как мы уже говорили главное блюдо это блины, то мы просто обязаны их сегодня покушать! Сейчас возвращайтесь в кабинет и там вас ждут блинчики.

Масленица (хором)

Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое.

Задобрить кого-то или что-то.

И зимушку, и весну.

Отвечают на вопрос

Блины (хором)

На солнышко

Главный символ масленицы чучело

Отвечают из чего делают чучело

Ученики отвечают с чем любят есть блины.

Выходят из кабинета, одеваются и выходят на улицу играть в игры

Слушают учителя, получают призы

Прощаются с учителем, кушают блинчики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Курить или жить Давайте будем жить!»

Данная разработка будет интересна не только детей младшего , но и среднего школьного возраста.Данное мероприятие составлено в юмористической форме, позволяет  воспитывать у младших школьников пот...

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Как вместе жить и жить дружно

Классный час способствует формированию толерантного отношения мальчиков к девочкам, развитию у учащихся коммуникативных навыков....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

Масленица! Масленица! Широкая Масленица!

Перефразируя знаменитую гоголевскую цитату, спросим: какой же русский не любит Широкой Масленицы? Наступления этого старинного народного праздника с нетерпением ждут взрослые и дети: он самый веселый ...