Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД
статья (1 класс)

Хафизова Ксения Александровна

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_vospitatelya_gpd.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Хафизова Ксения Александровна

Воспитатель группы продленного дня

ГБОУ СОШ №473 Калининского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

Игра – отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не "пострадавший" летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Задача воспитателя состоит в - том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. При составлении планирования на новый учебный год воспитатель должен учитывать не только направления, в которых он будет работать, но и учитывать технологии, которые он будет использовать в работе.
Чаще игровые технологии в группе продленного дня  находят свое отражение , когда дети играют на улице. Проведя несколько часов в помещении, даже взрослому захочется подвигаться. Поэтому включаются  « Подвижные игры», которые могут иметь разнообразные названия, отражать сезонность времен года, тематику праздников и пр.
Что касается других направлений, то они могут показаться детям скучными и пресными, если воспитатель не будет использовать на занятиях игровые технологии. А ведь именно они являются средством формирования  познавательных универсальных учебных действий. Так же учащиеся младшей школы  приобретают опыт практической деятельности и ценностных взаимоотношений, роль которых в данный возрастной период трудно переоценить в процессе становления личностных характеристик и общего комплекса необходимых знаний, умений и навыков.
Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:

  • Учебные
  • Познавательные
  • Репродуктивные
  • Коммуникативные

На практике воспитатель ГПД может использовать все группы вместе.
Например, в беседу « Моя будущая профессия» можно включить момент инсценировки в виде пантомимы.  Малыши могут изобразить свою любимую профессию, а остальные ребята угадывают профессию по опорным словам и доказывают ее значимость. Любой может брать в помощники своего товарища, выходить из класса для подготовки, тем самым сохраняя интригу.
При проведении мероприятия «Самый лучший доктор» детям можно предложить карточки, на которых изображены продукты. Карточки по определенному признаку нужно распределить на группы. Ребята могут выделить животную и растительную пищу, полезную и вредную. Можно предложить на занятии « Как сберечь зубы?» прорекламировать свою зубную пасту. Современные дети с удовольствием играют в эту игру.
На занятиях при изучении ПДД  любой захочет побывать инспектором, провести разъяснительную беседу с нарушившим правила учеником или оштрафовать взрослого гражданина. Может быть, ребята смогут придумать новый дорожный знак или разобрать конфликтную ситуацию в общественном транспорте.
Чтобы этап самоподготовки в классе не выглядел рутинной работой, воспитатель может так же использовать игровые технологии. В процессе игры «Учитель-ученик» дети могут взаимопроверять друг друга. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.
Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку. Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто хорошо потрудился.
Многие ребята проводят в школе по 10,а то и по 12 часов! Не всякий взрослый может выдержать такой длинный рабочий день. И получается, что ребенок дольше общается с педагогами и одноклассниками, чем с семьей. Задача воспитателя создать такие условия в классе, чтобы они были ближе к домашним. Хорошо, если школа может предоставить отдельный кабинет для группы продленного дня. Чтобы там была комфортная зона отдыха и игр, «живой» или «зеленый» уголки. Мебель, где  бы дети могли оставлять свои личные вещи, ведь многие ходят на кружки и спортивные секции. У воспитателей возможностей больше, чем у учителей:
прогулки, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время
самоподготовки. Планируя игровую деятельность, воспитатель
должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть
направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.
Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д.
В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра , способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. Главная задача обучения — подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра,  является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем.
Можно сделать вывод, что проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны ребенок отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время, просиживая часами за компьютером или бесцельно гуляя по улицам, а получает новые знания и воспитание в игре и раскрывает при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для детей школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Игра находится в одном ряду  с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы.    Пла...

«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умениюудивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать позн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разн...

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....