У Ч И М С Я О Б Щ А Т Ь С Я « Я х о ч у в а м р а с с к а з а т ь» ( или общение через удивление )
статья

Многие согласятся,  что фактор общения между детьми   становится проблемным  явлением. Все более предпочтительным  является общение через соцсеть. А между собой сводится или к обсуждению проведенных игр, найденных в интернете, либо к обсуждению  фейковых новостей, услышанных в том же  интернете. Таким образом, теряется связь с окружающим миром действительности: с ее красотой и с ее непосредственной сущностью. Поэтому общение и все, что с ним связано, я поставила, как одну из важных проблем в сегодняшнем воспитании. Безусловно, не в  чем  не умоляя нравственную  сторону воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_ch_i_m_s_ya_o_b_shch_a_t_s_ya.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

  У Ч И М С Я       О  Б  Щ  А  Т  Ь  С  Я    « Я   х о ч у   в а м    р а с с к а з а т ь»

   (   или   общение  через  удивление  )

          Многие согласятся,  что фактор общения между детьми   становится проблемным  явлением. Все более предпочтительным  является общение через соцсеть. А между собой сводится или к обсуждению проведенных игр, найденных в интернете, либо к обсуждению  фейковых новостей, услышанных в том же  интернете. Таким образом, теряется связь с окружающим миром действительности: с ее красотой и с ее непосредственной сущностью. Поэтому общение и все, что с ним связано, я поставила, как одну из важных проблем в сегодняшнем воспитании. Безусловно, не в  чем  не умоляя нравственную  сторону воспитания.

         Что же может быть главным в общении, что им движет? – Я бы выделила два момента: это умение удивляться и сопереживать. На многих клубных часах я начинаю занятие с вопроса: «Что вам сегодня особенно понравилось на уроках: что удивило, показалось особенно интересным.   Здесь мне не нужно пересказа, с чего они чаще всего начинают. Мне важно именно то, что удивило и показалось интересным.  Как же на это настроить и помочь   им выбрать это самое интересное? – Один из величайших философов Рене Декарт говорил: «Первый импульс к познанию    человеку дает «удивление». И вот подсказка: если ребенок действительно удивился, он дальше задумался, более того, ему захотелось с кем-то поделиться. Этот интерес и желание отвечать  я поддерживаю раздачей жетонов, утверждая, при этом, что в конце года мы выявим самого знающего, самого «интеллектуального ученика». При этом поясняю, что интеллектуальный ученик – это ученик, который умеет и пытается самостоятельно мыслить.  

           Но то , что касается « удивления на уроках», - это для нас разминка, а вот для серьезного разговора  я выбрала тему  «Лето».  Здесь  действительно  есть  на что обратить внимание  и представить  материал для общения: желание  рассказать, то есть поделиться  впечатлениями.  И так начнем  с вопросов:  - Что удивило вас эти летом и о чем  бы вы хотели  рассказать? – Что особенно  обрадовало?  А что напугало?  - Что доброго, хорошего вам  сделали? Что доброго и хорошего вы сделали?  - Чему  научились?                                              

          Мы разбиваемся на группы, где сами ученики выбирают себе вопросы, а затем через  5 минут  делимся важными открытиями и впечатлениями, при этом они в праве добавлять другие группы. И так:

           - Оказывается, когда волны на Финском заливе, то лучше всего купаться, но опасно.                                      

           - Оказывается, этим летом было мало насекомых, особенно комаров.

           - Оказывается, не на всех елях растут шишки. Но, что интересно, шишки растут не на тех елях, где много иголок, а, напротив, где нет пышных веток с иголками.

И вот здесь очень важно заставить их задуматься: - А кто свое удивление может пояснить? Почему так, а не иначе?  

           На два заявления мы тогда нашли  предполагаемые  ответы.  Например, почему мало стало насекомых  ( правда не везде: подальше от города их больше).  Дети пояснили это ухудшением экологии – и трудно с  этим не согласиться. Про  ели были такие догадки: разные сорта, и что ели бывают разных родов (мужские и женские).  В  последнем случае мы решили уточнить у  учителя биологии.  

           Другой посыл для общения, это наши переживания  и,  просто, наши чувства, которыми мы хотели  бы  поделиться. Больше всего причинами переживаний и удивлений могут стать, конечно, книги, фильмы, посещения театров, музеев и т. д.  

            Конечно, к сожалению,  дети читают мало. И, тем не менее, наряду с такими книгами, как «Вредная девчонка», «Королевство кривых зеркал», были  заявлены такие книги, как «Пятнадцатилетний капитан» и «Робинзон  Крузо». Но, правда, названия двух последних книг прозвучали из уст одного ребенка. Для первого нашего разговора о книгах я поставила задачу: во-первых, ознакомить нас с прочитанной книгой; во-вторых, обязательно сказать, что заинтересовало, удивило, и, главное, рассказать так, чтобы и другим захотелось эту книгу прочитать.

           А вот фильмы мы уже готовы начать обсуждать, но не потому что их дети смотрят   часто, а потому, что мы их смотрим каждую пятницу. Например, последний фильм, который мы смотрели – «Приключение Электроника». Дети правильно определили, что главным в фильме является: стать, для Электроника, человеком. И дальше идет разговор: а что значит стать человеком, что для этого нужно? Вот так мы общаемся. Посещения театров и музеев – это все в перспективе, и тоже станет причиной, чтобы поделиться впечатлениями и при возможности – обсудить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...