У Ч И М С Я О Б Щ А Т Ь С Я « Я х о ч у в а м р а с с к а з а т ь» ( или общение через удивление )
статья
Многие согласятся, что фактор общения между детьми становится проблемным явлением. Все более предпочтительным является общение через соцсеть. А между собой сводится или к обсуждению проведенных игр, найденных в интернете, либо к обсуждению фейковых новостей, услышанных в том же интернете. Таким образом, теряется связь с окружающим миром действительности: с ее красотой и с ее непосредственной сущностью. Поэтому общение и все, что с ним связано, я поставила, как одну из важных проблем в сегодняшнем воспитании. Безусловно, не в чем не умоляя нравственную сторону воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_ch_i_m_s_ya_o_b_shch_a_t_s_ya.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
У Ч И М С Я О Б Щ А Т Ь С Я « Я х о ч у в а м р а с с к а з а т ь»
( или общение через удивление )
Многие согласятся, что фактор общения между детьми становится проблемным явлением. Все более предпочтительным является общение через соцсеть. А между собой сводится или к обсуждению проведенных игр, найденных в интернете, либо к обсуждению фейковых новостей, услышанных в том же интернете. Таким образом, теряется связь с окружающим миром действительности: с ее красотой и с ее непосредственной сущностью. Поэтому общение и все, что с ним связано, я поставила, как одну из важных проблем в сегодняшнем воспитании. Безусловно, не в чем не умоляя нравственную сторону воспитания.
Что же может быть главным в общении, что им движет? – Я бы выделила два момента: это умение удивляться и сопереживать. На многих клубных часах я начинаю занятие с вопроса: «Что вам сегодня особенно понравилось на уроках: что удивило, показалось особенно интересным. Здесь мне не нужно пересказа, с чего они чаще всего начинают. Мне важно именно то, что удивило и показалось интересным. Как же на это настроить и помочь им выбрать это самое интересное? – Один из величайших философов Рене Декарт говорил: «Первый импульс к познанию человеку дает «удивление». И вот подсказка: если ребенок действительно удивился, он дальше задумался, более того, ему захотелось с кем-то поделиться. Этот интерес и желание отвечать я поддерживаю раздачей жетонов, утверждая, при этом, что в конце года мы выявим самого знающего, самого «интеллектуального ученика». При этом поясняю, что интеллектуальный ученик – это ученик, который умеет и пытается самостоятельно мыслить.
Но то , что касается « удивления на уроках», - это для нас разминка, а вот для серьезного разговора я выбрала тему «Лето». Здесь действительно есть на что обратить внимание и представить материал для общения: желание рассказать, то есть поделиться впечатлениями. И так начнем с вопросов: - Что удивило вас эти летом и о чем бы вы хотели рассказать? – Что особенно обрадовало? А что напугало? - Что доброго, хорошего вам сделали? Что доброго и хорошего вы сделали? - Чему научились?
Мы разбиваемся на группы, где сами ученики выбирают себе вопросы, а затем через 5 минут делимся важными открытиями и впечатлениями, при этом они в праве добавлять другие группы. И так:
- Оказывается, когда волны на Финском заливе, то лучше всего купаться, но опасно.
- Оказывается, этим летом было мало насекомых, особенно комаров.
- Оказывается, не на всех елях растут шишки. Но, что интересно, шишки растут не на тех елях, где много иголок, а, напротив, где нет пышных веток с иголками.
И вот здесь очень важно заставить их задуматься: - А кто свое удивление может пояснить? Почему так, а не иначе?
На два заявления мы тогда нашли предполагаемые ответы. Например, почему мало стало насекомых ( правда не везде: подальше от города их больше). Дети пояснили это ухудшением экологии – и трудно с этим не согласиться. Про ели были такие догадки: разные сорта, и что ели бывают разных родов (мужские и женские). В последнем случае мы решили уточнить у учителя биологии.
Другой посыл для общения, это наши переживания и, просто, наши чувства, которыми мы хотели бы поделиться. Больше всего причинами переживаний и удивлений могут стать, конечно, книги, фильмы, посещения театров, музеев и т. д.
Конечно, к сожалению, дети читают мало. И, тем не менее, наряду с такими книгами, как «Вредная девчонка», «Королевство кривых зеркал», были заявлены такие книги, как «Пятнадцатилетний капитан» и «Робинзон Крузо». Но, правда, названия двух последних книг прозвучали из уст одного ребенка. Для первого нашего разговора о книгах я поставила задачу: во-первых, ознакомить нас с прочитанной книгой; во-вторых, обязательно сказать, что заинтересовало, удивило, и, главное, рассказать так, чтобы и другим захотелось эту книгу прочитать.
А вот фильмы мы уже готовы начать обсуждать, но не потому что их дети смотрят часто, а потому, что мы их смотрим каждую пятницу. Например, последний фильм, который мы смотрели – «Приключение Электроника». Дети правильно определили, что главным в фильме является: стать, для Электроника, человеком. И дальше идет разговор: а что значит стать человеком, что для этого нужно? Вот так мы общаемся. Посещения театров и музеев – это все в перспективе, и тоже станет причиной, чтобы поделиться впечатлениями и при возможности – обсудить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования
Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)
Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...
"ФГОС общего образования. Начальное общее образование".
Презентация....
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...
Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...
Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016
Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...