Методическая разработка праздника «Зимующие птицы» для учащихся 1-4 классов
план-конспект занятия (4 класс)
Цели:
Расширить знания учащихся о зимовке птиц.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам своего края.
Привить некоторые практические навыки по охране и привлечению птиц зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimujushhie_pticy.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Дигорского района РСО-Алания
Методическая разработка праздника
«Зимующие птицы»
для учащихся 1-4 классов
Т/О «В мире животных»
Автор: Педагог первой квалификационной категории
Цакоева Л.Б.
Дигора 2019 г.
Цели:
Расширить знания учащихся о зимовке птиц.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам своего края.
Привить некоторые практические навыки по охране и привлечению птиц зимой.
Оформление:
уголок «Готовимся к встрече зимующих птиц»;
стенды «Птицы – наши друзья»,
выставка «Что можно почитать о птицах»;
типы кормушек и гнездовий для птиц.
Оборудование:
Картинки с изображением зимующих птиц: дятел, ворона, сорока, сова, свиристель, клёст, воробей;
Птицы на кормушке.
Презентация “Зимующие птицы»
Аудио запись с “разговором” птиц.
Ход праздника.
Ведущий.
Сейчас нам трудно представить лес без песен пернатых друзей человека. Часто мы слышим в лесу и кукование кукушки, и сочную песнь соловья и дрозда, журчанье садовой славки, песни скворцов. Птицы есть всюду, и их очень много. У нас в Белгородской области, их живёт примерно 226 видов. К ним относятся птицы оседлые, кочующие и перелётные.
Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.
В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.
Большая синица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама. А семья большой синицы за гнездовый период может очистить от вредителей 40 яблонь.
Стриж за один раз приносит во рту до 400 штук мелких насекомых, а если учесть, что за сутки он прилетает к гнезду 20 раз, то за период выкармливания он уничтожает до 250 000 вредных насекомых.
Кукушка - поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.
Мы заботимся о птицах и зимой. У нас зимуют синицы: большая, хохлатая, лазоревка, а также дятлы, чижи, клесты, снегири, щеглы, поползни, овсянки, сороки, воробьи и другие.
Многие из них приносят большую пользу человеку, уничтожая насекомых, зимующих в коре деревьев, их яички. Так, в саду приносят пользу синицы, чижи, щеглы; в лесу - дятлы, поползни. Дятел- этот неутомимый «доктор», весь день стучит по стволам деревьев, выискивая личинки жуков- короедов и усачей.
Птицы не боятся зимних холодов. От них они достаточно хорошо защищены. Но вот приходит зима, и корма для птиц становится меньше и меньше. Прячутся жуки и бабочки, снег пышным ковром покрывает кустарники, деревья. Птицам труднее находить корм. Это самое тяжёлое время в их жизни. И вот на помощь птицам приходят люди. Они изготавливают различные кормушки для подкормки зимующих птиц.
Н. НЕЗЛОБИН Зимние птицы
Мы поставили кормушку
Зимним птицам у крыльца
Этим — крошек, этим — корку,
Этим — горсточку пшенца.
А кому еще и семя,
И рябиновых кистей.
Поухаживай за всеми,
Покорми своих гостей.
Чтобы не было искусу
Друг у друга воровать,
Чтобы дружно всем клевать...
Прилетели две синички,
Сизокрылые сестрички,
Прилетели три чечетки,
Три чечетки, три трещотки,
С ними — чечет, злой ворчун,
Ух, отчаянный драчун!
Прибегал через пустырь
В красном галстуке снегирь.
Хватит всем — их, пташек, много ль?
Вот приспел щегленок-щеголь
И свистит: лу-пить, цы-це!
Роясь лапками в пшенице.
Он любитель этой пищи —
Для него репей почище.
Да еще не прозевать
Кстати семечко склевать!
Обогнув с угла задворки,
Шли сороки-тараторки,
Заведя на весь наш двор
Свой сорочий разговор.
Услыхали воробьи —
Эти просто, как свои,
Сразу драку начинали,
Всех толкали, всех пинали,
Отбирая у гостей
Что получше, повкусней.
Наконец пришел петух.
Рассердился, рыжий, вслух:
— Кукареку! Что такое?
Нет мне, кочету, покоя!
Кто хозяин во дворе?
Я хозяин. Кукареку!..
Он грозит зубчатым гребнем;
Он в прыжки по крошкам хлебным
На крыльцо, как на помост,
Распушив сердито хвост...
Видим дело не в порядке,
Мигом в стол свои тетрадки
И бегом, туда, на двор:
—Будьте, кочет, так любезны
Поубавить свой задор!
Эти птицы нам полезны,
Им зимой у нас всегда
Приготовлена еда.
Не яритесь, не грозитесь,
Боевой куриный князь,
Неуместна ваша речь
Птичек надобно беречь.
Ведущий. Почему зимой нелегко приходится птицам. Через загадки и пословицы попробуем в этом разобраться.
Загадки:
- Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год (Декабрь).
- Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль).
- Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду – упадёт не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (Январь).
Пословицы и поговорки:
Вставьте нужное название месяца в пословицу:
(Декабрь) зиму начинает, а год кончает.
(Декабрь) – хвостик года.
(Январь) – году начало, зиме – середина.
(Январь) – носик года.
(Февраль) – хвостик зимы.
(Февраль) зиму замыкает – весне дорогу показывает.
Ведущий: Зимой холодно, часто бывают морозы, вьюги, метели. Снег покрывает землю, на реках лёд.
- Представьте себе, что вы стали зайчиками. Покажите, как трудно зайцам зимой?
Физкультминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. 1, 2, 3,4,5 надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. 1, 2, 3, 4,5 надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Ведущий.
- А птички намного меньше зайцев. Как думаете, легко им приходится зимой?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Ведущий2.
- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто. Сегодня уже 22 января и нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
- Сейчас я загадаю несколько загадок про птиц, а вы постарайтесь не только их отгадать, но и догадаться, что у этих птиц общее.
1. Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор, живёт в дупле, питается зимой шишками, достаёт личинки из коры деревьев. (Дятел)
2. Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова) живёт в дупле, ловит мышей даже под снегом.
3.Окраской сероватая, повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая, известная персона,
Это же … (ворона) живёт на деревьях, питается всем, чем попало.
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) живёт на деревьях питается семенами.
5.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей). Живёт под крышами домов, питается крошками хлеба, семенами.
- И еще одни птицы прилетают к нам именно зимой.
6. Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять
Кто это?(снегирь) живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня.
7. Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит
Голоском речистым, чистым
Клее-кле-кле поет со свистом?(клест) живёт в гнезде, питается семенами, выводит своих птенцов зимой.
- А этих птиц в народе называют красавами. А название они получили за мелодичное посвистывание (свиристели). Живут на деревьях, питаются семенами.
(После отгадки открывается изображение птицы)
- Итак, ребята, кто догадался, что для этих птиц общее? На доске вывешивается таблица: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
Эти птицы зимуют в наших краях и поэтому называются зимующие.
- Мы знаем, что птицы приносят огромную пользу.
- Какую пользу птицы приносят людям?
Спасают от вредителей деревья, поля, огороды.
Радуют песней.
Украшают природу.
- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и подслушаем их разговор.
Сценка "Разговор на лесной поляне"
Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется и в страхе оглядываясь назад "ворона".
Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам,воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
Появляется "синица"
Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Каррр еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками
Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…
Ворона. Что это еще за кормушки?
Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.
Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…
Так я и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.
- Что выражают птичьи голоса?
Тревогу
Весёлое пение
Радость
Беспокойство
Зов о помощи
- Почему вы так думаете? Объясните.
ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой.
- А как вы можете помочь птицам зимой?
- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом.
-Посмотрите, какие бывают кормушки. А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы!
Какой корм подходит для питания птиц? Им можно давать овёс, подсолнечник, арбузные и тыквенные семена. Семена крапивы, лебеды, репейника, ягоды рябины, клюквы, хлебные крошки.
Но нельзя давать птицам прокалённых и прожаренных семян.
Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче будет природа.
Как сделать кормушку
Подкормку птиц надо проводить на кормушках. Кормушки бывают разные (демонстрируются кормушки или их чертежи) :
1. Кормовые столики - их посещают многие птицы (снегири, синицы, щеглы).
2. Кормушки-дуплянки - эти кормушки хорошо посещают синицы, дятлы, поползни. Кормушки-дуплянки имеют несколько отверстий, крышки у них поднимаются и корм засыпается внутрь. Развешивать эти кормушки можно в лесах и садах.
3. Кормовые домики - устанавливают в лесопарке.
4. Кормушка-столик - устанавливается в лесу на пеньке.
5. Кормушка-полочка - на окне.
Поползни любят делать запасы. То и дело таскают они подсолнухи, набирая сразу полный рот и запихивая затем в углубления коры.
Снегири редко прилетают на кормушку, и то не стаями, а по одному. Зато, привыкнув к кормушке, они на следующий год прилетают сюда снова и в большем количестве, чем раньше.
Каждый из нас может помочь птицам пережить зиму — голодное для них время, и тогда птицы отблагодарят нас своей работой и песнями. (Сценка «Зимний разговор через форточку»).
Зимний разговор через форточку
Я — маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите...
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Я дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Я —иволга. Иволга я.
Я гибну, дети спасите...
Ведь это я в прошедшем году -
Чуть сумерки — пела в ближнем саду.
Пожалуйста, помогите!
—Сюда, певунья, сюда!
Вот и тебе еда.
Благодарим за работу.
Существует такая примета: если сядет тебе на руку синица, загадай о своем и, если вещая птаха подаст голос, загаданному сбыться.
Продолжите фразу, начатую мной:
У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)
Ворона большая, а воробей … (маленький)
Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)
Клест – нарядный, а воробей … (невзрачный)
Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)
Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)
Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)
- Определите, какая птица в этой группе лишняя? Почему?
Ласточка, соловей, стриж, свиристель, грач.
Воробей, синица, скворец, ворона, сорока.
Галка, голубь, дятел, поползень, ласточка.
Викторина к празднику зимующих птиц
1. Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева рябчики) .
3. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).
4. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)
5. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).
6. Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой? (Оляпка).
7. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).
8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
9. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева - не улетают? (Мухоловки, стрижи, ласточки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и остальные птицы разыскивают зимующих насекомых, их личинки, куколки кладки яиц).
10. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
11. Семена какого сорного растения едят только снегири? (Конского щавеля).
12. Какой корм недоступен для воробьев в зимнее время и охотно поедается большими синицами и поползнями? (Семена арбузов).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Птичий домик Н. НЕЗЛОБИН
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок –
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок,
Исчезла мошкара.
Но здесь в лесу, за школой,
Среди седых ветвей
Готов обед веселый
Для птичек у детей.
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам.
Как весело крылатым,
Порхающим гостям!
Пшена и крошек хлебных
Отведать каждый рад
От песенок хвалебных
Милей наш старый сад.
Крошка-королек А. Л. Барто
Шелестит в уборе сосен
Желтовласый королек
Пыль сосновую разносит,
Он как легкий огонек;
То потухнет, то запляшет,
То, порхая стрекозой
Быстро крылышками машет
Над янтарною слезой.
Видит крошка-королек:
Вязнет в капле червячок.
Этим очень озабочен,
Червячку готов помочь он:
«Всюду острый нужен глаз,
Я в смоле бы не увяз!»
Вот из капельки блестящей
Он червя за спинку тащит...
Ловко вытащить сумел!
Только вытащил — и съел.
Королёк такая птица —
Весь в наперстке уместится,
И зимой на соснах он
Свиристит синицам в тон.
Н. МАСЛОВА Синичка
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб полегче ей стало,
Ведь исчезли червяки.
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Глазом –бусинкой сверкает,
Смотрит, вертится, клюёт,
От окошка улетая.
Песню весело поёт.
Снегирь Н. НЕЗЛОБИН
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы-
Красногрудому тепло.
Стойкий, стуже не подвластен
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
Каждый класс исполняет песню о птицах. В завершении праздника учащиеся выходят на улицу и развешивают кормушки на территории школьного двора.
Проводятся подвижные игры:
Игра «Десять птичек – стайка».
Игра «Сороки и галки».
Игра «Прилетели птицы».
Игра «Не сорока, не ворона…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”
Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...
Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего села"
Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы организовать работу по исследованию жизни птиц зимой....
Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"
Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся 1-2 классов начальной школы "Спички детям - не игрушки!"
Внеклассное мероприятие "Спички детям - не игрушки!" посвящено "Дню пожарной охраны". Целью мероприятия является закрепление знаний о пожарной безопасности у школьников начальных к...
Методическая разработка сценария игровой программы для учащихся 4-х классов "Экологическая тропа - спасём Землю с Хранимирами"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Экологическая тропа - спасём Землю с Хранимирами" в виде сценария игровой программы для учащихся 4...
Методическая разработка: "Машина с резиномотором" для учащихся 1-4 классов из конструктора "Fun Block"
В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для работы в течение учебного года 36 зан...
Методическая разработка: "Самолет "У-2" для учащихся 1-4 классов из конструктора "Fun Block"
В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для работы в течение учебного года 36 зан...