Классный час 12 декабря - день Конституции
классный час (4 класс)

Кириллова Юлия Николаевна

Цели классного часа:

- сформировать понятия «закон, порядок, право»;

- дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;

 - расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;

- развивать познавательный интерес к своей Родине; 

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_12_dekabrya_-_den_konstitutsii.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «12 декабря - день Конституции» - 4 класс

Цели:

- сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;

 - расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;

- развивать познавательный интерес к своей Родине;  

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

- познакомить со значением государственных символов РФ;

- развивать познавательные способности;

- формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

- воспитывать уважение к символам государства.

Оборудование:

- физическая карта России; конституция, интерактивная доска, презентация, слова: столица, гимн, герб, президент,  раскраски с изображением герба РФ, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, выставка детских книг о России.

Актуальность:

- приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины ;

- формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

- пополнение запаса знаний о государственной символике, национальном и территориальном составе России, узнать о своих правах и обязанностях.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе классного руководителя:

-материалы данного мероприятия можно использовать на уроках окружающего мира, во время занятий внеурочной деятельности, во время проведения классных часов и мероприятий гражданско-патриотического направления.

Педагогические технологии,:

1.Информационно – коммуникационная технология;

2.Проектная технология

3.Здоровьесберегающая технология

Сценарий классного часа

- Добрый день, дорогие ребята. Догадайтесь, какой теме будет посвящён наш классный час.

Звучит песня «С чего начинается Родина»

Учитель:

Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

-О чём мы сегодня будем говорить на классном часе? (о нашей Родине) (СЛАЙД)

-А как называется страна, где мы с вами живём, учимся, где работают ваши родители? (Россия, Российская Федерация). Россия – наша Родина в широком смысле слова, а мы её граждане.

- Откуда произошло само слово РОДИНА? (ответы детей) (СЛАЙД)

- Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. У каждого человека есть своя малая Родина.  Это то место, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым. Самые же тёплые и радостные воспоминания всегда связаны с так называемой малой родиной.

Учащиеся читают (СЛАЙД)

РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.

•Это и великая страна с великой историей

•Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

•Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

•Где ты познал первые радости и неудачи

Ученик:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель:

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Наша страна очень красива и богата.  

(СЛАЙД-КАРТА)

- Вот  какая наша Родина - прекрасная,  раздольная,  святая и героическая. В нашей стране проживает  более 146 миллионов человек.

     В состав России входит 85 субъектов, 22 республики, 9 краев, 4 автономных округа, одна автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и  Санкт-Петербург, Севастополь. Граница России проходит и по суше и по воде. Россия простирается с запада на восток, с севера на юг. Все люди в нашей стране равноправны: женщины, мужчины, люди любой национальности и веры.

    Наша страна многонациональная. Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.

    В наших школах обучаются дети из Грузии, Азербайджана. Это ваши одноклассники, ваши друзья.

-Послушайте песню на слова Роберта Рождественского и скажите, к чему эта песня всех нас призывает?

Звучит песня «Я, ты, он, она…»

Дети слушают песню и отвечают на поставленный вопрос.

Ученик:

Мы сегодня вам расскажем

Конституцию страны,

В доступном свете вам покажем,

Что ею вы защищены.

На страже ваших интересов

И день и ночь она стоит.

Она не терпит компромиссов,

В ней голос чести говорит .

(СЛАЙД)

-Основной закон нашей страны - это Конституция РФ, которая определяет устройство нашего государства, права и обязанности граждан.

-Кто такой «гражданин»? (Гражданин-человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к государству, в котором живёт.)

- В Конституции записаны все наши права и обязанности, что взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность.

- Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года. 12 декабря Россия отмечает День Конституции. (СЛАЙД)

Иногда люди задают себе вопросы:

- Что они могут делать и что нельзя?

- Что обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Сегодня мы с вами это и узнаем.

-А знаете, с чего начинается Конституция?

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

-  А как нужно слушать гимны?

Прослушаем гимн нашей страны. (СЛАЙД)

Ученик:

Государству каждому символы нужны.

Это и величие, и престиж страны.

Хоть идут неспешно годы и века,

А Россия наша всё так же велика.

-В каждой стране существует определённая государственная символика.  Это не только гимн, но и флаг. (СЛАЙД)

-Назовите цвета флага нашей страны.

Ученик:

Флаг России выглядит так,

Белый цвет

Синий цвет

Красный цвет

- Что же они означают?

Ученики:

•На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду.

•Синий - небо, верность, веру.

•Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Закон о государственном флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа - День Государственного флага России.

- А что ещё входит в государственную символику? (герб) (СЛАЙД)

- Что такое герб?  

• Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

     на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

• Слово «герб» в переводе означает «наследство».

Ученики:

На Гербе России ярко-алый щит,

И орел двуглавый всех нас защитит.

Он единства наций лавровый венок,

Зорко охраняет он Запад и Восток.

Георгий побеждает на Гербе дракона,

Свободную Россию венчают три короны.

Скипетр с Державой – власти апогей,

Великою Победой гордимся мы своей.

И обычный школьник, и ученый муж,

И в жару, и в пору леденящих стуж

Знает, что Россия, что его страна,

Храбростью и верой сынов своих сильна!

(Е. Горшкова )

- А такое «скипетр» и «держава»? (СЛАЙД)

Ученики:

Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

-Почему государство должно иметь государственные символы?

(Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство)

Игра «Собери герб и флаг»

- Кто управляет нашей страной? (президент В.В.Путин) (СЛАЙД)

-А кто такой «президент»? (выборный глава государства, который избирается гражданами государства на определенный срок.

- Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование. Президент издаёт указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

-Что сказано в нашей Конституции? (СЛАЙД)

Ученик:

Как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Ученик:

Что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

Ученик:

Перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

Ученик:

Есть обязанности и права,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для  людей и для страны.                                                                                                                                                                                      Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

- А на что каждый из нас имеет право?

Ученики: (СЛАЙД)

1) право на жизнь,                                                                                                                                                                                            2) право на образование,                                                                                                                                          

3) право на достоинство,                                                                                                                                                                                                                             4) право на труд,                                                                                                                                      

5) право свободы мысли и слова,                                                                                                                                        6) право на личную неприкосновенность.      

                                                                                                         

-Но каждый гражданин имеет обязанности, какие?

Ученики:  (СЛАЙД)                                                                                                                                                              1) соблюдать законы,                                                                                                                          

2) защищать Родину,                                                                                                                                  

3) сохранять природу и окружающую среду.

- Какое главное право и какая обязанность у обучающихся в школе?                                          

Ученики:                                                                                                                                                              

1) учиться в школе,                                                                                                                                    

2) получать образование и становиться достойными гражданами своей страны.

- Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

- Какое право имеет человек как личность? (на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

- Охраняется ли она законом частная собственность? (да)

- Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

- Можно ли жестоко относиться к человеку? (нет, никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению)

- Чем должен быть защищён человек? (законом)

- Более подробно с Конституцией РФ вы познакомитесь в старших классах на уроке обществознание.

-А сейчас немного поиграем (СЛАЙД)

Игра «Да! Нет!»

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да-                                                                                                                                                              

- А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказочным героям.                                                                                                                                                                  

  Сказочные герои и их права (СЛАЙДЫ)

1. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественица? (Правом на свободное передвижение)

2. Каким правом воспользовался Балда из сказки А.С.Пушкина? (Правом на труд)

3. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса)

4. В какой сказке и кто грубо, ежедневно нарушал право девочки на отдых, заставлял ее много трудиться и запретил участвовать в культурной жизни королевства? («Золушка», мачеха)

5. В какой сказке человек в белом халате реализовал право детей пользоваться услугами здравоохранения и лечения болезней? («Айболит», доктор Айболит)

6. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

7. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)

Ученик:

Лишь появиться ребёнок

И дышать начнёт едва.

У него уже с пелёнок.

Веские права:

Он имеет право жить

Развиваться и дружить

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон


От врачей - помощь получать,

Обучаться, отдыхать.

Быть весёлым и здоровым

Восхищаться чем-то новым

Учитель:

И любить, и быть любим

Он на свете не один.

-И, конечно, живя в огромной стране, мы должны не забывать и о малой родине-месте, где родились и выросли. Таким местом, для многих из вас, является город Задонск.

-За что мы любим наш замечательный город?

-Закончить наш классный час хочется словами Василия Александровича Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (СЛАЙД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "12 декабря день Конституции"

Данный матермал развивает познавательный интерес к своей Родине, формирует чувство гордости за неё...

Классный час на тему: «12 декабря – День Конституции РФ»

Классный час на тему: «12 декабря – День Конституции РФ» для 1- 4 классов....

Классный час "12 декабря - День Конституции"

Классный час разработан для обучающихся 4 класса....

Открытый классный час «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»

Открытый классный час на тему «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»...

Открытый классный час "12 декабря - ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РФ"

Цели: дать детям элементарные представления об основном законе нашей страны –  Конституции РФ;познакомить учащихся с некоторыми основными правами и обязанностями граждан РФ;закреплять...

Классный час "12 декабря - День Конституции РФ"

12 декабря - ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РФ.Цели: создать условия для:формирования системных представлений о государственных символах России;воспитания чувства любви к родному Отечеству;того, чтобы каждый ребено...

Классный час : 12 декабря -день Конституции РФ

Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России , Конституции -основному закону страны...