Зимующие птицы
план-конспект занятия (3 класс)
Мероприятие на котором, дети знакомятся с зимующими птицами. Обсуждают питание птиц, чем можно кормить, а что нельзя употреблять птицам. По загадкам угадывают птицу. Узнают об особенностях голубей, их роли в жизни человека. В заключении мероприятия проводится мастер-класс по изготовлени. голубя в технике оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 79.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ СОШ № 1
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Классный час
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Подготовила и провела: |
Мазурова Оксана Викторовна. |
Учитель начальных классов |
-2021-
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О учителя: | Мазурова Оксана Викторовна | |||||||
Должность / звание: | Учитель начальных классов, I категория | |||||||
Класс: | 3Б класс | |||||||
Дата: | 27. 01. 2022 | |||||||
Место проведения: | МОАУ СОШ № 1 | |||||||
Тема урока / занятия: | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | |||||||
Место и роль урока/занятия в изучаемой теме: | Дополнительный материал к серии уроков по дисциплине «Окружающий мир», посвященные роли животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). | |||||||
Направление воспитательной работы: | модуль «Классное руководство» – работа с классным коллективом:
| |||||||
Предмет: | - | |||||||
Тип урока/занятия: | классный час (тематическое занятие) | |||||||
Форма урока: | занятие-беседа | |||||||
Форма контроля: | беседа, готовая поделка «Голубь» в технике оригами | |||||||
Продолжительность: | 30-45 мин | |||||||
Опорные понятия / термины: | ||||||||
Зимующие птицы (воробей, поползень, ворона, щегол, синица, глухарь, снегирь, голубь), кормушка, полезный и вредный корм для птиц, помощь птицам зимой. | ||||||||
урока / занятия: | ||||||||
Образовательная: | расширить представление о зимующих птицах, их особенностях жизни и взаимодействии с человеком; | |||||||
Развивающая: | развивать навыки связной речи; пополнение активного словарного запаса; навыков самоконтроля; причинно-следственных связей; развивать внимательность и творческие способности; развивать мелкую моторику и внимательность. | |||||||
Воспитательная: | воспитывать нравственные качества (любовь и сострадание к объектам живой природы); понимание того, что человек является частью природы и ее защитником. | |||||||
Ценностные ориентиры и установки: | ||||||||
1) Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: | ||||||||
| ||||||||
2) Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе: | ||||||||
| ||||||||
3) Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: | ||||||||
| ||||||||
4) Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации: | ||||||||
| ||||||||
Планируемые результаты: | ||||||||
Личностные (личностные УУД): | ||||||||
| ||||||||
Метапредметные («soft skills»): | ||||||||
А. Познавательные УУД[1]: | ||||||||
| ||||||||
Б. Регулятивные УУД: | ||||||||
| ||||||||
В. Коммуникативные УУД: | ||||||||
| ||||||||
Предметные: | ||||||||
(связь с предметом «Окружающий мир») Человек и природа. Животные и их разнообразие. Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Роль животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). Животные родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | ||||||||
Ресурсы урока/занятия (в том числе и УМК): | ||||||||
| ||||||||
Учебно-методическое и информационное обеспечение: | ||||||||
|
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока (занятия) / образовательная задача | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | ||||||
Метапредметные результаты, включающие | Личностные результаты | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предметные результаты | познавательные | регулятивные | коммуникативные | Личностные УУД | ||
1. Организационный (мотивация) - вовлечь воспитанников в беседу; ввести в тему занятия; | Читает стихотворение Евгения Авдиенко «Зима»: Вышел на просторы Погулять мороз. Белые узоры В косах у берез. Снежные тропинки, Голые кусты. Падают снежинки Тихо с высоты. В белые метели, Утром до зари В рощу прилетели Стайкой снегири. | (Ф) Слушают стихотворение. | ||||||
- активировать чувство сострадания и ответственности за братьев наших меньших. | Задает вопросы по тексту произведения: Какую погоду описывает автор? Какое это время года? Каких птиц увидел автор? А каких птиц зимой видели вы? Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас, а не улетают в теплые края осенью? | (Ф) Отвечают на вопросы. | Человек и природа. Животные и их разнообразие. Птицы. Зимующие и перелетные птицы | Поиск и выделение необходимой информации в тексте, рисунке; анализ информации. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | |||
2. Задание № 1 «Что ел на завтрак воробей?» - организовать работу по обсуждению; - активировать на высказывание своей обоснованной точки зрения. | (ПРС2) Что не хватает птичкам зимой? В чем они нуждаются? (ПРС3-7) Подобрать из списка (5 видов блюд), которые подходят для кормления зимующих птиц: 1. Вареная каша с мясом или грибами; 2. Десерт (сладкий торт); 3. Морепродукты с лимоном и зеленью; 4. Салат с овощами и майонезом; 5. Свой вариант Подводит итог обсуждения. Зимующих птиц необходимо кормить только полезной для них едой, чтобы у них не болели животики, и они пережили зиму, встретив весну (П3):
| Приходят к выводу, что зимующим птицам необходимо помогать и обеспечить их кровом и питанием. (Ф) Обсуждают все блюда и приходят к мнению, что у птиц должна быть своя специальная и безопасная еда, «не человеческая». | Построение рассуждения, обобщения; синтез. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | ||||
А чем нельзя кормить птиц? Белый хлеб, пшено, соленая, жирная и жареная пища – под запретом. Сороки, галки, вороны и некоторые другие птицы считаются всеядными, но даже им от такого фастфуда может стать плохо. | (Ф) Дети отвечают на вопрос, аргументируя свои предположения или озвучивают то, что они уже знают из опыта. | Бережное отношение человека к животным (птицам). | Построение рассуждения, обобщения. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | ||
3. Задание № 2 «Угадай птичку» | Читает загадки. – воробей; – поползень – ворона; – щегол; – синица; – глухарь. – снегирь; – голубь. | (Ф) Дети отгадывают названия птиц. | Зимующие птицы. Животные родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности | Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. | Формулирование собственного мнения и позиции. | ||
4. Инфо-бокс «Голубь – птица мира» | Рассказывает об особенностях голубей, их роли в жизнь человека. Почему голубям возведено много памятников по всему миру? Кто является главным врагом голубей? Чему мы можем научиться у голубей? | (Ф) Дети слушают рассказ педагога. (Ф) дети отвечают на вопросы по тексту (рассказу). | Роль животных (птиц) в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным (птицам). | Поиск и выделение необходимой информации в тексте, рисунке; анализ информации. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | ||
5. Мастер-класс «Голубь в технике оригами» - организовать практическую работу по изготовлению голубя в технике оригами. | Объясняет, как изготовить из бумаги (лист бумаги 10х10 см) символ мира – голубя – в технике оригами. Выполняет все этапы совместно с детьми. | (И) Выполняют все приемы работы с бумагой для изготовления голубя. | Использовать схемы для решения задач. | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. | Предлагать помощь и сотрудничество. | |||
3. Рефлексия. Подведение итогов занятия - организовать обратную связь на основе обсуждения эмоций и выводов, которые сделали воспитанники. | Организует обратную связь по занятию. Что интересного вы узнали о голубях? Какие птицы остаются зимовать? Чем мы можем покормить зимующих птиц, не навредив их здоровью? Чем кормить птиц нельзя? Почему? Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека? Какую помощь мы можем им оказать? | (Ф) Отвечают на вопросы. | Построение рассуждения, обобщения; синтез. | Выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему еще нужно усвоить. | Формулирование собственного мнения и позиции; аргументировать свою позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; мотивация учебно-познавательной деятельности, повышение самооценки. | ||
4. Планирование самостоятельной работы - представить индивидуальный план работы (домашнее задание по выбору) по теме занятия. | Озвучивает домашнее задание: Посмотреть мультипликационный фильм про зимующих птиц (на выбор) и сделать к нему рисунок:
| (И) Выбирают по желанию. | Формулирование собственного мнения и позиции. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
Приложение 2
Стихотворения о зимующих птицах
Трудно птицам зимовать
А. Чепуров
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Спозаранок скачут птицы
Ю. Синицын
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
Зима
Е. Авдиенко
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Покормите птиц
А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Приложение 3
Чем кормить птиц зимой
Семечки и орехи
Выбирайте сырые семена подсолнуха или тыквы, сырой фундук, грецкий орех или кешью – все без соли. Семечки чистить не нужно, а вот орехи лучше давать без скорлупы.
Крупы и зерна
Подойдет практически любая сырая крупа, кроме пшена: гречка, овес, ячмень, просо. В такой подкормке много витаминов и минеральных веществ: клетчатки, железа, кальция.
Фрукты и ягоды
Вариант для пернатых гурманов – например, свиристелей и снегирей. Сухофрукты птицы тоже едят с удовольствием.
Сливочное масло и сало
Жиры – важная часть птичьего рациона. Сало особенно уважают синицы, поползни и дятлы. Главное, чтобы оно было без соли и специй.
Травяные гранулы
Измельченная прессованная трава – отличная добавка к птичьему питанию. Заказывайте на маркетплейсах или ищите в зоомагазинах.
Специальный корм
Беспроигрышный вариант – готовая смесь подсолнечника, льна, овса и проса. Точно понравится любым городским и лесным обитателям. Его можно купить в зоомагазинах или маркетплейсах.
Чем не кормить
Белый хлеб, пшено, соленая, жирная и жареная пища – под запретом. Сороки, галки, вороны и некоторые другие птицы считаются всеядными, но даже им от такого фастфуда может стать плохо.
Приложение 4
Загадки про зимующих птиц
Воробей
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Поползень
Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
– Угадайте, кто такой?
Ворона
Эта птица серовата
И на выдумки богата.
Знает, где еду добыть,
Чтоб зимой холодной жить.
Любит по двору гулять,
«Кар-кар-кар!» всё повторять.
Щегол
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая ... (щегол)
Синица
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня … (синичка)
Глухарь
У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками … (глухаря)
Снегирь
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
Голубь
И. Брушевский
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал...
Птицу эту кто узнал?..
Приложение 5
Голуби[3]
! Прочитайте текст и перескажите детям только ту информацию, которую считаете нужной и подходящей для их возраста и уровня развития.
Доказано, что глаз голубя способен распознавать до 75 кадров в секунду (для сравнения: глаз человека – только 24). А еще из этих птиц получаются замечательные отцы: если вдруг самочка оставит птенцов, о них позаботится папа
Голуби – умные птицы. Они способны запоминать 800–1200 комбинаций картинок с разными изображениями и цветами. Причем у самцов интеллект выше.
Они запоминают отношение к себе людей. Птица узнает своего обидчика даже по прошествии большого количества времени и навсегда остается верной заботливому хозяину
Голуби всегда находят дом, в котором живут.
Эти птицы любят общество. Ученые в Оксфорде заметили, что два голубя предпочитают пролетать часть пути вместе, если это возможно. Причем подобные передвижения оказываются более эффективными.
Голуби редко сидят на деревьях – они предпочитают крыши и карнизы зданий, бордюры, сооружения из бетона, землю. Объясняют эту интересную особенность по-разному: одни вспоминают, что птицы раньше играли роль почтальонов и всегда возвращались к нужному дому. Отсюда особая любовь к зданиям. Мешало пернатым садиться на ветку и письмо на лапке. Другие ссылаются на то, что дикие голуби чаще селятся на степных просторах, на скалах, по берегам рек и гораздо реже (в основном это вяхири, зеленые и тропические голуби) в лесах. Получается, даже рядом с человеком эти пернатые стараются выбрать место для проживания, которое напоминает естественную среду.
Еще эти птицы, в отличие от многих других, не любят сидеть на проводах. Ток голубям не страшен. Возможно, причина в том, что эти пернатые летают прямолинейно, и им требуется пространство для совершения маневров, в том числе при посадке и взлете.
Голуби способны на длительные перелеты. Они без труда развивают скорость 60–75 км/ч. время нахождения в полете – около 8 часов.
Высота, на которую могут подняться птицы, – 1,5 км. Голуби набирают разреженный воздух в специальные мешки и дышат через раз.
Эти птицы с успехом преодолевали расстояние от Рима до Брюсселя (через Альпы), равное 1100 км. Но самые выносливые представители способны пролетать до 2000 км и развивать скорость до 150 км/ч.
В городе, где часто живут голуби, можно наблюдать интересную картину. Птица активно машет крыльями, но не летит. Оставаться на месте ей помогает распушенный хвост
Выражение «голубь-почтальон» никого не удивляет. На протяжении тысячелетий эти птицы успешно справлялись с подобным заданием, чем пользовались в свое время Чингисхан, Цезарь и многие другие правители. Феномен прост: птиц отправляли с посланием в те места, где был их дом. Использовали для этого особей, которые уже сформировали пару.
Интересно! У голубей хорошо развиты зрительная память и обоняние. Эти качества «работают» вкупе и наделяют этих птиц уникальными способностями.
Появились голуби очень давно – исследователи считают их потомками вымершей птицы додо. И практически всегда они жили рядом с людьми. Тот факт, что голубь играл и играет важную роль в жизни человека, подтверждают следующие интересные факты:
- Изображение птиц обнаружили в письменах на глиняных табличках. Написали их в Месопотамии еще больше 5 тысяч лет назад.
- Вавилон предположительно посвятили голубям. А Семирамида, по легенде, даже превратилась в голубку.
- В наше время во многих странах мира (не меньше 30) установлены памятники этим пернатым.
Такое отношение людей к голубям оправдано.
В годы Первой мировой войны они успешно переносили письма. Есть рассказ о том, как раненая птица доставила по назначению сообщение, в результате чего удалось спасти жизнь 194 военным. А во время Великой Отечественной даже объявляли голубиную мобилизацию.
В Англии пернатых использовали, чтобы передавать кровь в лечебные учреждения.
До появления квадракоптеров фотосъемки на высоте вели голуби: камеру фиксировали на их груди.
Мясо этих птиц издавна употребляют в пищу. Оно в 6 раз жирнее и питательнее куриного. Особенно вкусным считается мясо птиц, которых в течение 3 дней кормили семенами укропа или ягодами можжевельника. Во многих ресторанах мира блюдо из него считается деликатесом. Так, именно употребление в пищу человеком стало одной из причин полного исчезновения странствующего голубя в Америке.
Многие птицы – их называют перелетными – улетают на юг, а голуби – нет. Привычный современному человеку городской сизарь всегда живет там, где родился. Однако ответ на вопрос, улетают ли эти птицы зимой, еще полтора века назад мог быть иным: американцы в зимнее время часто наблюдали, как огромными стаями летят странствующие голуби.
[1] УУД – универсальные учебные действия
[2] УУД – универсальные учебные действия
[3] Занимательная информация о диких и городских голубях / Литбро.ру. URL: https://litbro.ru/interesnoe/o-dikih-i-gorodskih-golubyah (дата обращения: 27.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Где зимуют зимуют птицы?
Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Внеклассное мероприятие, посвящённое зимующим птицам. «Покормите зимой птиц»
Воспитательное мероприятие "Покормите птиц зимой"...