Как помочь выжить птицам зимой
план-конспект занятия (3 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Познавательная беседа  о том , как помочь братьям нашим  меньшим, пережить холода

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Конспект занятия

                        «Как помочь птицам выжить зимой!

                                                                                                              Подготовил

                                                                                                              воспитатель

                                                                                                              ГПД

                                                                                                             Дементьева М.А

                                          Санкт Петербург 2021

Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование:  кормушки с кормом, карточки с изображением птиц, аудиозаписи голосов птиц.

Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

Ход занятия:

1. Организационный момент

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

2. Введение в тему

А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.)

Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Трава увядает.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Тепла становится все меньше и меньше.

3. Беседа о птицах зимой

Игра «Отгадай загадку»

Воспитатель:

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

(Синичка)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр! »

(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

(Голубок)

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .

-А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

(ОРНИТОЛОГ)

Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.

В) Беседа об образе жизни птиц в зимний период

Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

-Как мы можем помочь птицам?

-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль.В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

5. Дидактическая игра на закрепление

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить  на верёвках дощечку  и сыпать  на неё корм: крошки белого хлеба , семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"

Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....

уроки "Как помочь птицам зимой"

Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация"Как помочь птицам зимой"

Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....