Статья "Изучение правил дорожного движения в ГПД"
статья (2 класс)

 Основная задача любого образовательного учреждения донести полезные сведения до юных участников дорожного движения, выработать мотивацию в соблюдении ПДД, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дорогах и улицах, способствовать активной пропаганде ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение правил дорожного движения в ГПД

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

Не только на уроках, но и в группе продленного дня много внимания уделяется изучению правил дорожного движения.

 Донести полезные сведения до юных участников дорожного движения, выработать мотивацию в соблюдении ПДД, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дорогах и улицах, способствовать активной пропаганде ПДД – основная задача любого образовательного учреждения.
                 Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет правильная организация по принятию профилактических мер безопасности в дорожной ситуации со стороны педагогического коллектива, сотрудников ОГИБДД и родителей учащихся в школах.

Программными требованиями предусмотрена необходимость усвоениями в школе правил дорожного движения и их использования школьниками во время проектирования своего поведения на дороге.

Знание ПДД оценивается только в рамках отдельных курсов, да и говорить о традиционном уровне успешности применимо к основам безопасности движения на дорогах не приходится, ведь речь идет о сохранении здоровья, а часто — и жизни юных пешеходов. Это значит, что все дети независимо от возраста и общего уровня успеваемости — и дошкольники, и старшеклассники — должны хорошо ориентироваться в нормах поведения на дороге и неизменно проявлять внимательность.

Но дети — особая категория участников движения, которые в силу возрастного фактора не готовы воспринимать нормативную трактовку ПДД, более того — контролировать свои эмоции и поведение на дороге. Поэтому очень важно, чтобы весь процесс обучения по данному направлению строился на основе эффективных педагогических принципов, к которым следует отнести следующие:

  1. Принцип развивающего обучения, основанный на актуализации внимания школьников, создании проблемных дидактических ситуаций, применении игровой имитации.
  2. Принцип преемственности и последовательности, предусматривающий обеспечение межпредметных связей по обучению нормам ПДД между всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса.
  3. Принцип постепенности (учебный материал систематически конкретизируется и уточняется).
  4. Принцип наглядности, обуславливающий использование различных дидактических материалов.
  5. Принцип доступности, предусматривающий необходимость обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  6. Принцип единства воспитания и обучения, требующий своевременного повышения профессионального уровня педагогов в области ПДД и консолидации усилий всех участников воспитательного процесса.

Главная особенность изучения правил дорожного движения школьниками заключается в необходимости не только знания норм, но и умения их применять в ситуациях на дороге.

Первоочередное задание учителей современной школы — объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути.

Для того чтобы вызвать потребность к изучению и соблюдению ПДД педагогами нашей школы составлена и реализована рабочая программа кружка «Юные инспекторы движения», которая сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.  Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

 • обучение детей происходит на основе современных педагогических;

• творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научат детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети не только рассказывают сами правила, но и приводят примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов.

Дидактические принципы:

При работе с учащимися следует придерживаться несколько простых, но очень важных принципов: речь идет не столько о заучивании правил, сколько о воспитании школьников. Главное не заучивать правила, сколько их понять (принять), превратить в прочные навыки; обучение идет не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге; учителя и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой; занятия нужно проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно!), в процессе игр, прогулок, экскурсий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил; развивать ребенка: его координацию внимания, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны для безопасного поведения на улице; как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях; по определению расстояния (далеко — близко, дальше — ближе), скорости (быстрее — медленнее), размеров (больше — меньше); использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и видео фильмы, чтение книги и прогулка - все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения; исходить из того, что в школьном возрасте детей нужно приучать к безопасному поведению вообще.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.

  • Формы обучения младших школьников ПДД:
  • Тематические занятия.
  • Игровые уроки.
  • Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
  • Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы.
  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
  • Конкурсы рисунков и стенгазет.
  • Конкурсы агитбригад по ПДД.
  • Игра «Безопасное колесо».
  • Посвящение первоклассников в пешеходы.
  • Проведение занятий по ПДД.
  • Совместная работа с отделом ГИБДД

• Встреча сотрудников ГИБДД с учащимися на классных часах.

• Встреча сотрудников ГИБДД с родителями учащихся.

• Совместное планирование деятельности с ГИБДД.

Работа с родителями

• Проведение родительских собраний по тематике ПДД

• Составление и распространение памяток ребенок и дорога

• Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера

• Совместные праздники, конкурсы

Программа «Юные инспекторы движения» рассчитана по 34 часа во 2 - 4 классах, 1 раз в неделю, продолжительностью 40  минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Таким образом, деятельность нашего учреждения по формированию и развитию умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбору специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Работа по изучению ПДД является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

«Учите правила дорожного движения» (мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Цель:   расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах;закрепить представление детей о с...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...

Социальный проект по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения знай и выполняй!»

Системаизучения правил дорожного движения, представленная в проекте,отражает творческий подход и целенаправленную работу по  формированию культуры поведения на улице, в транспорте, профилактике д...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...