Развитие мелкой моторики рук с помощью техники оригами с детьми с ОВЗ
методическая разработка (1 класс)

Денисенко Нина Васильевна

материал в помощь педагогам, учителям начальных классов и воспитателям группы продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr_denisenko.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами:

-Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации

-Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;

-Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;

-Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;

-Учит концентрации внимания;

-Развивает уверенность в собственных силах,

-Развивает коммуникативные способности;

-Развивает творческие способности и исследовательские навыки;

-Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:

-Развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

-Повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-Развивает интеллектуальные способности;

-Активизирует творческое мышление;

-Развивает пространственное воображение;

-Улучшает глазомер;

-Снижает тревожность;

-Стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.). Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы. Целью его жизни было не просто преподавание, а "облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования". Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога - способность органическому развитию заложенных в ребёнке природных данных. Он лично общался с Песталоцци, бывшим тогда на вершине своей педагогической славы, и находил его идеи весьма близкими своим взглядам.

Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем человечества. Он стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребёнка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Для Фребеля ручной труд был направлен "не на подготовку ремесленника, но на выработку более совершенного человека'1. Он говорил,- что жизнь, движение и знание есть три части одного аккорда. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка. Его философия воспитания и образования включает четыре важных компонента: свободную активность, творчество, участие в жизни социума и мышечную активность. Основываясь на этих целях, Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В апреле 1967 г. создается Английское общество оригами. Параллельно идёт становление этого искусство в США. В России толчок развитию оригами дают создание в 1989 и 1991 г.г. общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами. В октябре 1995 г. выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома". С 1996 г. в Москве издательская фирма "Аким" начинает печатать журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги". В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика", материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится теперь ежегодно. Оригами вводится как дополнительный или факультативный предмет в ряде школ страны. В 1998 г. в США издательство ST. Martin Press выпускает книгу "Russian origami", в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретённые в России. История развития отечественного оригами происходит буквально на наших глазах.

1.2 Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами

Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес у самих учеников. Но если уроки технологии с элементами коллективной деятельности являются лишь одной из составляющих, то уроки оригами постоянно несут в процессе работы элементы этой деятельности.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках оригами ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

-Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

-Контактная - готовность к приёму и передаче информации;

-Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;

-Персептивная - восприятие и понимание друг друга;

-Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности

Б.М. Неменский в книге "Мудрость красоты" дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но ещё и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средства, активизирующее развитие творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к искусству оригами. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально-активной позиции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы с бумагой в технике оригами на занятиях кружка "Очумелые ручки"

В рекомендациях представлена программа кружка. В календарно - тематическом планировании для учащихся 1 класса поделки в технике огирами распределены  от простой к более сложной по степени выполне...

Мастер-класс для родителей с детьми "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори"

Проводила мастер-класс для родителей вместе с детьми на тему "Развитие мелкой морики у детей раннего возраста посредством техники "миллефиори". Мастер-класс был напрвлен на сближение и ...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...