Тематическое занятие «Вместе рекой быть, а врозь – ручейками» к Международному дню толерантности
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие «Вместе рекой быть, а врозь – ручейками»
Цель: формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам
Задачи:
- Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов
- Формировать правильное представление о толерантном поведении
План:
- Организационный момент
Приветствие
Упражнение «Встаньте те, кто…»
2. Мотивационно-целевой
3. Основная часть
Беседа «Что такое толерантность?»
Работа в парах «Собери пословицы»
Физкультминутка
Работа в группах «Цветок толерантности»
4. Рефлексия
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом:
- красиво улыбнемся друг другу;
- поздороваемся локтями;
- поздороваемся пятками;
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Упражнение «Встаньте те, кто…»
- умеет веселиться;
- у кого есть старший брат или сестра;
- кто умеет дружить;
- кто любит мороженое;
- у кого сейчас хорошее настроение.
2. Мотивационно-целевой
- Очень хорошо, что у вас хорошее настроение и столько общего.
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь то, что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня.
- Послушайте стихотворение В. Степанова «Российская семья»:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- О чем это стихотворение? (Ответы детей)
3. Основная часть
Россия является многонациональным государством, на ее территории проживает более 190 народов.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Ответы детей)
- Ребята, а что у всех народов есть нечто общее, то, что нас объединяет?
Это общечеловеческие ценности: дружба, братство, мир в душе и сердце каждого, любовь ко всем людям и природе.
Есть ценности, которые существуют независимо от человека: небо, природа, солнце, – и ценности, непосредственно связанные с человеком и его жизнедеятельностью. Все они помогают человеку не только жить, но и стать лучше. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность! Дружба между народами выстраивалась на терпимости к чужому образу жизни, обычаям, мнениям, идеям, верованиям, т.е. на принципах толерантности.
Беседа «Что такое толерантность?»
- Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Вместе рекой быть, а врозь – ручейками».
- Вы знаете, что такое толерантность?
- Ребята, чтобы узнать откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».
Толерантность – уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Групповая работа «Собери пословицы»
- У вас на партах конверты. Вам нужно собрать пословицы и ответить в чем их смысл.
- О чем эти пословицы? (Ответ детей)
Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.
Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту нашего Отечества.
Одним из самых драматических событий Московского сражения стал подвиг воинов-панфиловцев. На подступе к Москве у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе 28 бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки. Среди 28 героев-панфиловцев были русские, украинцы, казахи, киргизы.
Давайте вспомним подвиг героического авиаэкипажа, включавшего командира белоруса Николая Гастелло, штурмана – украинца Н. Бурденюка, стрелков-радистов – русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 г. у самолёта во время нанесения удара по танковой колонне противника попаданием зенитного снаряда был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом на скопление танков, бензоцистерн и автомашин врага.)
Великая Отечественная война – достойный пример проявления братских чувств и духа братства, которые свойственны всем благородным людям, независимо от их национальности.
- Ребята, сегодня мы говорим о нашей Родине-России, но наше государство не единственное в мире. Его окружают другие страны, расположенные в разных частях света. Каждая из них отличается своей культурой, языком, хозяйством, религией.
Если посмотреть на современную карту мира, можно увидеть, во сколько разнообразных цветов и их оттенков она раскрашена. Она похожа на ковер, составленный из множества цветных лоскутков. Каждый цвет обозначает далёкие и близкие нам страны мира, их более 200. Страны мира очень различаются между собой. Они, как и люди, бывают большими и маленькими, богатыми и бедными, воинственными и миролюбивыми.
- Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга? (Ответы детей: быть добрыми, умными, улыбчивыми, сильными, честными, жить в мире и спокойствии)
Физкультминутка «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
Групповая работа «Цветок толерантности»
- Ребята, я принесла вам цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать.
- Какие лепестки подходят к цветку толерантности? (Ответы детей)
- А оставшиеся лепестки почему не подходят? (Ответы детей)
- Наш цветок получился красивый и разноцветный, такой же, как и все люди.
- Какой будет жизнь на планете, если все люди будут обладать такими качествами? (Ответы детей)
4. Рефлексия
- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось?
- Давайте, друзья, встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Давайте хором весело скажем:
Если каждый будет друг к другу терпим
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
- Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Пусть наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
- Спасибо всем за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
умение терпеть, принимать и признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо или чему-либо, быть снисходительным Толерантность, терпимость -
Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Вместе рекой быть, а врозь – ручейками. Друг познается в беде. Человек без друзей как дерево без корней. Старый друг лучше новых двух.
Tolerance
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Международный день толерантности
Ежегодно в ноябре отмечаем Международный день толерантности. Группу продленного дня посещают дети разных национальностей.Задача педагога: создать благоприятные условия для каждого ребенка независимо о...
16 ноября- Международный день толерантности
Беседа о толерантности для учащихся 1-2 классов...
16 ноября - международный день толерантности.
Как воспитать чувства милосердия, сострадания, терпимости к тем, кто не такие как мы......
Международный день толерантности – 16 ноября. Воспитание культуры поведения. « Ты и твои товарищи».
Посвящено Международному дню толерантности – 16 ноября...
Классный час "Международный день толерантности"
Ежегодно мы отмечаем международный день толерантности, много говорим на эту тему, рисуем, играем. Один из вариантов работ хочу предложить Вашему вниманию....