Программа по профориентации в начальной школе 21-25
рабочая программа

Программа по профориентации в начальной школе 21-25

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii_v_nachalnoy_shkole_21-25.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2016 г. № 568 с изменениями от 31.08.2020 г. приказ № 211  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования

Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры ________________ /_______________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР___________ /Поспелова Т.Б./ 30.08.2021 г.            

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Путь к успеху»  по профориентации «Твое профессиональное будущее» 2021-2025гг.

  1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (ред. от 28.10.2015).

Составитель: Кузнецова А.А. педагог-организатор

Пионерский, 2021 год

Паспорт программы

Название

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Путь к успеху»  по профориентации «Твое профессиональное будущее»

Исполнитель

  1. Администрация
  2. Педагоги-организаторы
  3. Педагоги
  4. Психолог

Проблема

Низкий уровень знаний о разнообразии профессий.

Цель

  • Выработка у школьников сознательного отношения к труду, будущей профессии.

Задачи

  • Собрать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • Определить содержание, формы и методы, сроки реализации  программы
  • Организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы

Целевые группы

  1. Учащиеся
  2. Родители
  3. Педагоги

Ожидаемый результат

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Краткое содержание

Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для   профориентации учащихся, которые позволяют:

  1. Сформировать у учащихся первого и второго уровня представления и знаний о мире труда и профессий;
  2. Выявить их интересы, склонности, способности к той или иной профессиональной деятельности;

Этапы реализации

I этап – организационный (2021-2022 уч. год)

 II этап – основной (2022- 2024 уч. годы)

III этап – итоговый (2024-2025 уч. годы)

Введение

Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого- педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.

  1. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие ВУЗ оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа профессионального самоопределения».

  1. Цель и задачи Программы

Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию учащихся.
  3. Сформировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
  4. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

  1. Этапы реализации программы

Сроки реализации Программы: 2021 - 2025 годы

  1. этап: проектный – 2021 -2022чебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся.
  3. Проанализировать        материально-технические, педагогические        условия        реализации  программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  5. Обучить педагога – навигатора на КПК
  1. этап: практический – 2022-2024 учебные годы. Цель: реализация программы по профориентации. Задачи:
  1. Отработать        содержание        деятельности, наиболее        эффективные        формы   и        методы  воспитательного воздействия.
  2. Обогатить содержание профпросвещения.
  3. Развивать ученическое самоуправление.
  4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
  5.  Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями поселка.
  1. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  2. Проводить мониторинг реализации программы.
  3. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка
  1. этап: аналитический – 2024-2025 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы школы.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
  3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;

  1. Основные направления системы программных мероприятий

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Профессиональное воспитание

Профессиональное просвещение

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональный подбор

Профессиональная адаптация

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  • Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  • Профвоспитание ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
  • Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  • Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
  • Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в 1-4 классах важно формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно- познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

  1. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы.

Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги-организаторы, классные руководители, педагоги     предметники, психолог школы, социальный педагог.

Структура        деятельности        педагогического        коллектива        по        проведению  профориентационной работы в школе:

   

Заместитель директора по ВР

- направляет        работу        педагогического        коллектива        в        осуществлении        основных направлений государственной политики образования;

- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

- содействует вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению .

Педагог-организатор /навигатор

- создаёт учебно-методическую базу по профориентации;

- создает банк учебных заведений округа и ближайших территорий, знакомит с ними будущих выпускников;

  • составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства,

активизирующие        познавательную, творческую активность школьников ;

- проводит занятия в классах, направленных на профессиональное самоопределение;

- участвует в родительских собраниях по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

Классный руководитель:

- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • помогает учащемуся        проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • проводит родительские собрания по профориентации

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • рекомендует учащимся литературу, помогающую в выборе профессии;
  •  организовывает выставки книг о профессиях;
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Школьный психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему  выбора;
  • осуществляет психологические консультации        с        учётом        возрастных        особенностей    учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи профессии и  здоровья человека.

  1. Направления и формы работы

Организационно-методическая деятельность.

Методическая        помощь        исполнителям

Программы в        подборке        методических        материалов        и диагностического инструментария.

Работа с учащимися.

Организация и проведение различных мероприятий по теме.

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

В        создании        профориентационного        пространства        участвуют        все        участники   образовательной деятельности, а также социальные партнёры школы.

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

  1. Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности

профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры.
  • Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
  • Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
  1. Тематическое планирование

пп

Содержание

Срок

проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся

Август 2021

Педагог-организатор

2.

Создание банка данных об учебных заведениях города

В течение года

Педагог-организатор

3.

Обучение по проекту «Билет в будущее»

13.09 – 30.11 2021

Педагог-организатор

4.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе

профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности

Сентябрь 2021

Заместитель директора по ВР

5.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации

программы профориентации учащихся

В течение года

Педагог-организатор

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке, на стендах в фойе школы, на сайте

2021 - 2024

библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах

Ежегодно

Заместители директора по ВР ,

учителя - предметники

2.

Профпросвещение на уроках в рамках проекта по апробации предметной области «Профессии в деталях»

В течение года

Учитель технологии

Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы

1.

Профориентация учащихся на уроках

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Конкурсы творческих проектов

2022 год

Заместитель директора по ВР,

Классные руководители, педагог-организатор

3.

Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий

В течение года

Классные руководители,

библиотекарь, психолог школы,

педагоги-организаторы

Информационно – просветительская работа

1.

Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях

2021-2025

Педагог-организатор

Организация работы с родителями

1.

Родительские собрания:

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения
  • Изучение склонностей и способностей ребенка
  • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся

В течение года

Заместители директора по УВР

методист классные руководители, психолог,

педагог-организатор

Профадаптация

1.

Оказание        помощи        в        трудоустройстве  опекаемых и детям «группы риска»

Ежегодно в мае, июне

Методист социальный педагог

2.

Организация социально-значимой деятельности (волонтерство)

В течение года

Педагог-организатор

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей  по профориентации учащихся

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях,

факультативах, курсах по выбору

Ежегодно

Заместители директора по УВР, ВР

Ожидаемый результаты:

В результате реализации программы профориентационной работы:

  • создана система работы педагогического коллектива по данному направлению;
  • повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду;
  • подростки ознакомлены с миром профессий;
  • подростки обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • учащихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
  • оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

Личностные результаты обучающихся:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности

Метапредметные результаты обучающихся:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Календарно-тематическое планирование 2021-2022 учебный год

пп

Содержание

Срок

проведения

Форма контроля

Ответственные

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1.

Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах

В течение года

Свидетельства участников, дипломы, грамоты

Заместители директора по ВР , учителя - предметники

Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы

1.

Профориентация учащихся на уроках

В течение года

Учителя предметники

2.

Конкурс творческих проектов

1-15 апреля

Грамоты, дипломы

Заместитель директора по ВР,

Классные руководители, педагог-организатор

3.

Проведение тематических классных часов и  внеклассных мероприятий

В течение  года

Анкетирование, фотоотчет

Классные руководители,

библиотекарь, психолог школы,

педагоги-организаторы

Информационно – просветительская работа

1.

Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях

В течение  года

Фотоотчет, мониторинг просмотров

Педагог-организатор

2.

Проведение онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» на шоу профессий

По плану УО

Мониторинг, фотоотчет

Классные руководители, педагог-организатор

Организация работы с родителями

1.

Родительские собрания:

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения

Октябрь

Заместители директора по УВР

методист классные руководители,

психолог,

педагоги-организаторы

2.

Изучение склонностей и способностей  ребенка

Декабрь - январь

3.

Организация летнего отдыха и  трудоустройство учащихся

1-10 мая

Мониторинг занятости обучающихся в летний период

Профадаптация

1.

Оказание        помощи        в        трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска»

Апрель-май

Методист, социальный педагог

2.

Организация социально-значимой деятельности (волонтерство)

В течение года

Организация общеклассных дел

Классный руководитель

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Фестиваль проектов

апрель

Педагог-организатор, классный руководитель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в начальной школе

Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....

Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе

В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Профориентация в начальной школе

Классный час ,«Мир профессий»,буклет для родителей,презентация....

Профориентация в начальной школе

Анкетирлование учащихся начальной школы по профориентации. Результаты и рекомендации....

Программа профориентации обучающихся начальной школы

В публикации содержится программа профориентации младших школьникрв "тропинки в профессию" (1-4 класс) с календарно-тематическим планированием по каждому классу....

Программа профориентации для начальной школы "Тропинки в профессию"

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...