Программа по профориентации в начальной школе 21-25
рабочая программа
Программа по профориентации в начальной школе 21-25
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_v_nachalnoy_shkole_21-25.docx | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2016 г. № 568 с изменениями от 31.08.2020 г. приказ № 211 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /_______________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Поспелова Т.Б./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Путь к успеху» по профориентации «Твое профессиональное будущее» 2021-2025гг.
- Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (ред. от 28.10.2015).
Составитель: Кузнецова А.А. педагог-организатор |
Пионерский, 2021 год
Паспорт программы
Название | Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» по профориентации «Твое профессиональное будущее» |
Исполнитель |
|
Проблема | Низкий уровень знаний о разнообразии профессий. |
Цель |
|
Задачи |
|
Целевые группы |
|
Ожидаемый результат | Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
|
Краткое содержание | Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации учащихся, которые позволяют:
|
Этапы реализации | I этап – организационный (2021-2022 уч. год) II этап – основной (2022- 2024 уч. годы) III этап – итоговый (2024-2025 уч. годы) |
Введение
Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.
Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого- педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие ВУЗ оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа профессионального самоопределения».
Цель и задачи Программы
Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.
Задачи:
- Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию учащихся.
- Сформировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Этапы реализации программы
Сроки реализации Программы: 2021 - 2025 годы
- этап: проектный – 2021 -2022чебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать и утвердить программу по профориентации учащихся.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
- Обучить педагога – навигатора на КПК
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогатить содержание профпросвещения.
- Развивать ученическое самоуправление.
- Разработать методические рекомендации по профориентации.
- Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями поселка.
- Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка
- этап: аналитический – 2024-2025 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы школы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
- Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;
Основные направления системы программных мероприятий
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ | |||||
Профессиональное воспитание | Профессиональное просвещение | Профессиональная диагностика | Профессиональная консультация | Профессиональный подбор | Профессиональная адаптация |
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Профвоспитание ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
- Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
- Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в 1-4 классах важно формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно- познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы.
Соисполнителями мероприятий Программы – педагоги-организаторы, классные руководители, педагоги предметники, психолог школы, социальный педагог.
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе:
Заместитель директора по ВР
- направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- содействует вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению .
Педагог-организатор /навигатор
- создаёт учебно-методическую базу по профориентации;
- создает банк учебных заведений округа и ближайших территорий, знакомит с ними будущих выпускников;
- составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства,
активизирующие познавательную, творческую активность школьников ;
- проводит занятия в классах, направленных на профессиональное самоопределение;
- участвует в родительских собраниях по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
Классный руководитель:
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- проводит родительские собрания по профориентации
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- рекомендует учащимся литературу, помогающую в выборе профессии;
- организовывает выставки книг о профессиях;
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Школьный психолог:
- изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи профессии и здоровья человека.
Направления и формы работы
Организационно-методическая деятельность.
Методическая помощь исполнителям
Программы в подборке методических материалов и диагностического инструментария.
Работа с учащимися.
Организация и проведение различных мероприятий по теме.
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей;
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
Анкетирование родителей учащихся;
Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
В создании профориентационного пространства участвуют все участники образовательной деятельности, а также социальные партнёры школы.
Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, прежде всего, относится:
- Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры.
- Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
- индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
- Тематическое планирование
№ пп | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы | |||
1. | Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся | Август 2021 | Педагог-организатор |
2. | Создание банка данных об учебных заведениях города | В течение года | Педагог-организатор |
3. | Обучение по проекту «Билет в будущее» | 13.09 – 30.11 2021 | Педагог-организатор |
4. | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности | Сентябрь 2021 | Заместитель директора по ВР |
5. | Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся | В течение года | Педагог-организатор |
6. | Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке, на стендах в фойе школы, на сайте | 2021 - 2024 | библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | |||
1. | Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах | Ежегодно | Заместители директора по ВР , учителя - предметники |
2. | Профпросвещение на уроках в рамках проекта по апробации предметной области «Профессии в деталях» | В течение года | Учитель технологии |
Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы | |||
1. | Профориентация учащихся на уроках | Ежегодно | Учителя предметники |
2. | Конкурсы творческих проектов | 2022 год | Заместитель директора по ВР, Классные руководители, педагог-организатор |
3. | Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий | В течение года | Классные руководители, библиотекарь, психолог школы, педагоги-организаторы |
Информационно – просветительская работа | |||
1. | Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях | 2021-2025 | Педагог-организатор |
Организация работы с родителями | |||
1. | Родительские собрания:
| В течение года | Заместители директора по УВР методист классные руководители, психолог, педагог-организатор |
Профадаптация | |||
1. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска» | Ежегодно в мае, июне | Методист социальный педагог |
2. | Организация социально-значимой деятельности (волонтерство) | В течение года | Педагог-организатор |
Мониторинг качества профориентационной работы | |||
1. | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
2. | Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору | Ежегодно | Заместители директора по УВР, ВР |
Ожидаемый результаты:
В результате реализации программы профориентационной работы:
- создана система работы педагогического коллектива по данному направлению;
- повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду;
- подростки ознакомлены с миром профессий;
- подростки обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- учащихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.
Личностные результаты обучающихся:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности
Метапредметные результаты обучающихся:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Календарно-тематическое планирование 2021-2022 учебный год
№ пп | Содержание | Срок проведения | Форма контроля | Ответственные |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | ||||
1. | Участие в выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах | В течение года | Свидетельства участников, дипломы, грамоты | Заместители директора по ВР , учителя - предметники |
Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы | ||||
1. | Профориентация учащихся на уроках | В течение года | Учителя предметники | |
2. | Конкурс творческих проектов | 1-15 апреля | Грамоты, дипломы | Заместитель директора по ВР, Классные руководители, педагог-организатор |
3. | Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий | В течение года | Анкетирование, фотоотчет | Классные руководители, библиотекарь, психолог школы, педагоги-организаторы |
Информационно – просветительская работа | ||||
1. | Оформление стенда по профориентации, обновление информации на сайте, в соц.сетях | В течение года | Фотоотчет, мониторинг просмотров | Педагог-организатор |
2. | Проведение онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» на шоу профессий | По плану УО | Мониторинг, фотоотчет | Классные руководители, педагог-организатор |
Организация работы с родителями | ||||
1. | Родительские собрания: Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения | Октябрь | Заместители директора по УВР методист классные руководители, психолог, педагоги-организаторы | |
2. | Изучение склонностей и способностей ребенка | Декабрь - январь | ||
3. | Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся | 1-10 мая | Мониторинг занятости обучающихся в летний период | |
Профадаптация | ||||
1. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска» | Апрель-май | Методист, социальный педагог | |
2. | Организация социально-значимой деятельности (волонтерство) | В течение года | Организация общеклассных дел | Классный руководитель |
Мониторинг качества профориентационной работы | ||||
1. | Фестиваль проектов | апрель | Педагог-организатор, классный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация в начальной школе
Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....
Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе
В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....
"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе
Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что б...
Профориентация в начальной школе
Классный час ,«Мир профессий»,буклет для родителей,презентация....
Профориентация в начальной школе
Анкетирлование учащихся начальной школы по профориентации. Результаты и рекомендации....
Программа профориентации обучающихся начальной школы
В публикации содержится программа профориентации младших школьникрв "тропинки в профессию" (1-4 класс) с календарно-тематическим планированием по каждому классу....
Программа профориентации для начальной школы "Тропинки в профессию"
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...