Моя семья
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Воспитательное мероприятие «Я и моя семья»
Цели:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
- Развивающие:
- развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
- Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
- создание условий для полноценного меж ученического диалога;
- обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование: интерактивная доска, словарь Ожегова, «ромашка» с изображением членов семьи.
ХОД мероприятия
1. Организационный момент
Воспитатель:
– Дети, давайте поприветствуем гостей, присутствующих на нашем занятии. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Лера:
А теперь повторяйте за мной:
Окружающий нас мир (руки в стороны)
Мне интересно познавать (рука к груди)
Его тайны и загадки (руки перед собой)
Мы готовы разгадать (руки к груди).
А сейчас ребята прошу вас сесть на стулья.
2. Инсценировка сцены «Мама и Вова»
Диана:
– Друзья, представим, что мы оказались в одной из квартир города Кемерово, давайте заглянем в неё. (Инсценировка сцены «Мама и Вова») – актеры _______________________, ________________
Воспитатель:
– Каким вам показался Вова?
– Ваше мнение о Вове?
– Как бы вы поступили на месте Вовы?
– А кто себя узнал в роли Вовы?
– Помогайте родителям, выполняйте их просьбы.
– Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?
– Разговор пойдет о семьях.
3. Мозговой штурм
Воспитатель:
– А как вы понимаете, что такое «семья»?
– Какие слова могут характеризовать слово «семья»?
(Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова)
Семья – это: (ответы детей).
4. Послушай легенду и определи тему занятия
– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья».
Я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья».
Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле Адама и Евы и стали они одной семьей, когда определили для себя семь правил, которым должна следовать семья.
Как вы думаете, каким были эти правила?
(Ответы детей)
Воспитатель:
А сейчас давайте попробуем разгадать вот этот ребус, разгадав его вы, поймете и определите тему нашего занятия.
Показ ребуса «7Я» (Приложение, слайд 1)
– Тема занятия: Я и моя семья.
– Цель занятия: узнаем, что такое семья, что взаимопомощь – основа благополучия в семье и определим признаки дружной семьи.
– Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
Воспитатель:
– А вот в толковом словаре Ожегова С. И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе» (Приложение, слайд 2).
– А как вы думаете, родственники – это кто? Ответить на этот вопрос поможет нам __________
5. (Инсценировка стихотворения) _________________
Маму очень я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папу тоже я люблю.
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.
Воспитатель:
– О каких же родственниках упоминается в стихотворении?
6. Практическая работа «Составь герб своей семьи»
(на лепестках необходимо указать занятия, интересы, увлечения каждой семьи)
– Очень символично, но с давних времен ромашка является символом взаимопонимания добра и веры, благополучия семьи. У семей нашей группы свои символичные эмблемы, на которых отображены занятия, интересы, увлечения. Увлечения часто перерастают в традиции. И чем больше увлечений, тем крепче традиции, тем дружнее, крепче и счастливее семья.
Воспитатель:
– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
– А можно ли назвать нашу группу семьей?
Ответы детей
Воспитатель: Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже – «семья». А ваши родители когда-то были тоже школьной семьёй.
– А почему нас можно назвать семьёй?
Ответы детей (У нас общее есть дело и общие интересы)
– Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?
– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений
7. Игра «Помоги найти детенышам животных семью»
– Давайте поможем малышам найти свою семью. (разбиваются на 2 команды, на доске изображения на магнитах)
Телёнок | жеребёнок | щенок |
Собака | бык | корова |
Лошадь | конь | Пёс |
– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?
Кот | кошка | утёнок | котёнок |
Гусь | гусыня | гусеница | гусёнок |
8. Физкультминутка «Как у бабушки Наташи»
- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
- С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).
- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
- Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).
- У бабушки Наташи!
9. Конкурс «Составь рассказ Моя семья»
Воспитатель:
– А сейчас команды придумывают рассказ о жизни семьи, командиры команд нам его расскажут.
– Мне интересно узнать, а как вы помогаете своим родителям?
Ответы детей (Очень важно помогать друг другу, тогда и жизнь в вашей семье будет счастливой).
Воспитатель:
– Рассказы ваши одинаковы? (Ответы детей: разные, потому что семьи не похожи друг на друга)
– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия.
10. Игра «Собери пословицу»
Воспитатель:
– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную поговорку. Внимание на экран: «Вся семья вместе – душа на месте». (Приложение, слайд 3)
Воспитатель:
– Как вы понимаете её смысл?
Ответы детей
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.
Воспитатель: – Что значит дружная семья?
Ответы детей
Воспитатель:
– Чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу с взаимопониманием, добром, любовью, уважением, дружелюбием, улыбкой!
(Приложение, слайд 4)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
11. Игра «Закончи предложение»
– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …
12. Рефлексия
Каждый человек должен ли гордиться своей семьёй? И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Как можно больше радуйте их, доставляйте хороших минут.