Игровые технологии в практике воспитателя ГПД
статья
Статья. Игровые технологии в практике воспитателя ГПД (группы продленного дня).
Игровые технологии - одна из уникальных форм воспитания и развития детей. В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий воспитателем ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_vospitatelya_gpd.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в практике воспитателя ГПД
«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра», говорил известный выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.
Игра ставит учеников в условия поиска, пробуждает самостоятельность, интерес к победе.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и развития, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу детей на творческо-поисковом уровне.
Игра помогает сделать занятие живым, успешно усваивать содержание новой деятельности, облегчает адаптацию к школьным условиям и обеспечивает психологический комфорт, вызывает творческий интерес, развивает самостоятельность и активность школьника в среде сверстников. С помощью игры развивается внимание ребенка, память, воображение, мышление. Игра – это естественная форма деятельности ребенка. Одной из характерных черт игровых технологий является моделирование практико-ориентированных ситуаций. Кроме этого, игра – метод коррекции развития личности ребенка.
Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт прежде всего в игре. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому игра – один из способов исследования и ориентации в окружающем мире.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Функции игровой деятельности:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.
В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы. Именно в игре создается радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе (особенно посещающих ГПД). Воспитатель ГПД использует нестандартные игровые задания, упражнения для развития творческих способностей, чтобы сделать проведенное время в ГПД интересным и содержательным. Игровые технологии при меняются не только в свободное время, но и на прогулке, при самоподготовке, во время клубных часов.
Главные черты игры:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Существуют различные классификации педагогических игр.
Классификация педагогических игр:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игры можно разделить на следующие группы:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
В зависимости от применяемой игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
Различают игры:
- с предметами и без предметов;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- компьютерные.
Результативность дидактических игр зависит от систематичности их использования.
Игра – не только важное средство обучения, но и важное средство воспитания. В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания. При этом нужно не забывать, что свободные от обучения часы в группе продленного дня должны быть полезны, содержательны и интересны.
Во время обучения дети проводят значительное время за партой, поэтому в часы продленного дня особенно важна двигательная активность – подвижные игры. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели. Популярны следующие подвижные игры: «Третий лишний», «Волк во рву», «Поймай и угадай», «Море волнуется раз», «Мышеловка».
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Они имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Дети младшего школьного возраста любят такие игры как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Магазин», «Кукольный театр». В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни.
Одной из задач воспитателя группы продленного дня является формирование детского интеллекта. Для достижения этой цели широкое применение в группе продленного дня имеют дидактические игры. Их цель: создание условий для расширения, углубления, закрепления знаний и умений. Это могут быть игры на усвоение названий предметов и действий («Угадай кто или что?», «Что пропало?»); на усвоение правил поведения в общественных местах («Мой друг светофор», «Правильно ли он поступил?»); на воспитание чувства любви к родному краю, уважения к защитникам Родины («Путешествие по городу», «гости нашего города»); на пропаганду ЗОЖ («Верю – не верю», «Эрудиты»). Воспитатель группы продленного дня подбирает развивающие игры, направленные на развитие наблюдательности, умения анализировать, мыслить логически, классифицировать и систематизировать, находить ошибки, развитие памяти и внимания. Занимательность повышает интерес, а отсутствие возможности ошибиться – риск занижения самооценки.
Дети очень любят игры-путешествия (например, «Путешествие в страну …», «Маленькие всезнайки», «По страницам любимых сказок»).
В часы группы продленного дня дети с удовольствием играют в лего, шахматы, лото; рисуют и лепят.
Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на ШМО Тема: «Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Доклад на ШМО...
"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"
Игра находится в одном ряду с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы. Пла...
«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...
Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".
Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....
Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...