Внеклассное мероприятие на экологическую тему " Береги свою планету"
методическая разработка (4 класс)

Цель работы - воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_svoyu_planetu.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия.

«Береги свою планету!»

Кальченко Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ ОШ №12 г. Архангельск,

высшая квалификационная категория.

Г. Архангельск

2021

Цели и задачи:

  • - познакомить детей с экологическими проблемами;

  • -  систематизировать представление о живом мире, который нас окружает;

  •  - развивать речь, актерское мастерство, воображение, мышление;

  • - обобщить знания детей о правилах поведения в природе;

  • - воспитывать любовь к природе, чувство ответственности, активной жизненной позиции в деле охраны природы;

Оборудование:

  •   Глобус

  •   Плакаты.

  •   Фонограммы шума моря, пения птиц

  •   Компьютер с мультимедийным проектором

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.

С чего начинается Родина?

С весенней и нежной травы,

С лучистого ясного солнышка

Иль ярко-зеленой листвы?

А может она начинается

С прилёта скворцов и грачей,

С веселого смеха детишек

И звонкого стука мячей?

С чего начинается Родина?

С прекрасных и нежных цветов,

Дорог асфальтированных в городе,

С людей и красивых домов.

А может, она начинается

С глубоких и синих морей,

С громадных и синих утесов,

Со стаи крикливых гусей.

Ведущий. Родина – это жёлтое солнце и синее небо,

 это поля золотистого хлеба,

запах цветов, лугов и полей

 и крик пролетающих журавлей

 Ученик.

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живешь!

Все свои сокровища отдает человеку природа и за все  

это просит только одного: беречь ее.

Береги свою планету

Ведь другой такой же нету!

Ведущий. С каждым годом скудеют краски лугов и лесов.  Мелеют реки, исчезают животные. А когда-то, очень - очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было машин, заводов, фабрик. Жизнь людей  зависела от «капризов» природы. Неудачи на охоте заставляли подолгу голодать. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы. Остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились машины, заводы, фабрики  и фермы. Людям стало казаться, что они  уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек стал стремиться «покорить» природу, сделать её «господином». Вооружённый могучей техникой, он вообразил себя великаном, которому все на планете подвластно.

Но прошло немного времени, и люди увидели, что это не так. Они стали понимать, что « не господствуют» над природой, а попросту губят её.

Ученик. Охрана природы - дело народа. Твоё! Моё! Наше!

Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Первым услышал этот зов человечек, который ближе всех к природе. Это Лесовичок. Он поведал нам такую историю.

Лесовичок. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно, не с одной тиною морскою, а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, пакетами и прочим мусором.

Закинул невод во второй раз – выловил бы изношенный башмак и лысую шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а , известное дело, золотая. И заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить, чтобы её отпустили в море, а наоборот, стала бы молвить

Рыбка. Только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистой водою. Отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой

« нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою.

Дед. Ну-ка, милая, расскажи что случилось? Сколько я рыбачил, а такое чудо слышу первый раз: чтобы рыбка из моря в аквариум просилась.

Рыбка. О, это долгая и грустная история. Много лет назад, в 1741году, экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали и всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных. И меня ожидает такая же участь.

Дед. Бог с тобою, золотая рыбка. Почему у тебя такие мысли печальные.

Рыбка. Раньше моряки, возвращаясь из дальних странствий, рассказывали о заморских диковинках. Теперь же они говорят: пропадают моря, океаны. Голубые морские просторы превращаются в свалку. А ещё моря становятся ядовитыми для всего живого от нефти. Гибнут рыбы, дельфины, чайки, водоросли.

Ромашки. (шепчутся). Ужас! Кошмар! Не нам одним плохо! Но мы погибнем! Погибнем! Нам скоро конец!

Дед. А это кто? О какой гибели кто говорит?

Ромашки. Это мы, ромашки.

Ученик.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой».

Нам казалось все мало, все мало,

А потом, в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Ведущий. Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.

Ученик.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Ученик.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Песня « Самая счастливая», сл. К.Ибряе,  муз. Ю.Чичкова

     Ведущий. Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания

    Ученик. Цветы исчезают. И мы, теряя их, теряем красоту. Но только ли красоту?

Ведь во многих травах и цветах скрыты великие силы исцеления.

Примерно 300 лет назад люди очень не любили горицвет весенний. Они считали его ядовитым, и делали всё, чтобы от него избавиться. А теперь…теперь этот цветок пытаются спасти: « сорняк» оказался ценнейшим лекарственным растением. Из него получают препарат, необходимый для лечения болезней сердца.

А сейчас мы проведем конкурс « Знаешь ли ты растения».

Ведущий  Название этого растения - сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике.)

Ведущий. Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух.) А какие выражения вы знаете, в которых используется название этого растения? («Пристал, как репейник», «Вот лопух!»)

Ведущий. Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе  с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Назовите это растение. (Подорожник.) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов.)

Ведущий. Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на листьях и стеблях есть стрекательные волоски. Каждый волосок - маленький шприц, наполненный жгучей жидкостью. Вы узнали? (Крапива.) Правильно, крапива. Как ни странно, есть за что людям благодарить ее. Много вкусных и полезных блюд можно приготовить из молодой крапивы. Ведь в ее листьях находится в 2 раза больше витамина С, чем в черной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечение. А еще она дает жизнь прекрасным бабочкам: адмиралу, павлиньему глазу и другим, гусеницы которых едят листья. Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы - крапивница.

Ведущий. Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства растения были хорошо известны врачам уже при Петре I. Растет на болотах, лугах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, лесах, на опушках. Одно из ее основных лечебных свойств - успокаивающее действие на нервную систему. Помогает она и при болезнях сердца. В аптеках продается и в виде настойки. (Валериана.) (Показ слайдов)

Ученик. SOS-международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. И услышав этот сигнал торопятся на помощь. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе «SOS! SOS!»

Наша планета очень быстро загрязняется. Многим животным нужна помощь человека. С каждым днем кислорода на Земле становится все меньше, а выхлопных газов, химических фабрик, заводов, транспорта все больше и больше.

Ведущий. Как хорошо, что на земле есть растения. Они выделяют кислород для дыхания живых существ. Не зря леса называют зелеными легкими планеты.

Лес не только для нашей заботы.

Он - богатство всей нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Ученик. Усиленно идет вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. А сколько по вине людей возникает пожаров?!

Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель. Человек опасен для животных не только пожарами и разливами нефти, но и безумным уничтожением всего живого. Мы еще не осознаем этой опасности и живем на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ученик. За последние 350 лет с лица земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц, из них треть – за последние 50 лет. Редкие и исчезающие виды животных и птиц были занесены в Красную книгу. Вот некоторые представители. Кит- горбач, серый тюлень, морж, северный олень, марал, сайгак, выхухоль, лесной лемминг, бобр, песец, снежный барс, полярный волк, филин, большой поморник, розовая чайка и многие другие. (Показ слайдов)

  Чем же помочь природе?   ( Высказывание детей)

- На заводах и фабриках строить очистные сооружения;

- на заводских трубах ставить фильтры;

- не сливать в водоемы нечистоты;

- очищать берега рек, морей, озер;

- не разбрасывать на природе пакеты, бутылки, весь мусор забирать с собой;

-  бережно относится к животным и растениям;

- подкармливать птиц в холодное время года, делать им кормушки и домики;

- взять за правило: срубил дерево, посади три;

- не разводить костры в неположенных местах и не оставлять их без присмотра.

Чтобы сохранить и восстановить редкие виды животных и растений, человек создает Заповедники. Они помогают сохранить и восстановить редкие виды животных и растений. В России более 100 заповедников:  остров Врангеля, Карельский заповедник «Кивач», Астраханский, Волжско-Камский и многие другие. (Показ слайдов)

     Ученик. Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса.- Не оголяй землю. Не превращай её в пустыню.

Ученик. Пощади! - вторит земля.

Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю.

Ученик. Птицы - наши друзья. Не разоряйте птичьих гнёзд.

Ты в наши глаза не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери -

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад -

Птенцы в холодненькой листве

Тихонько запищат.

Ученик. Кто целится камнем

В птенца, в синеву?

Эй, брось, говорю!

Не шучу я с тобой,

Живой он, ты только подумай –

Живой!

И мама, наверное, ищет его:

Ребенок для мамы дороже всего

     Прослушайте рассказ и найдите ошибки.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и пакеты, сказав «Микробы их разрушат»

Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится.

В кустах нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно.

Оживленные мы шли на станцию. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка,- это уж, - тихо сказал Миша. Все равно – гадина» - ответил Петя. С охапками лесных цветов мы пошли к станции.

 Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

Ведущий. (Раздает бланки и карандаши). Выберите один из ответов и подчеркните его.

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца (3 балла);,

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) буду наблюдать издали (1 балл).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) не пойду (1 балл).

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) закопал(а) бы в землю (3 балла).

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю (3 балла);

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

Ведущий 1. А теперь - итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.

Группа № 1 - те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное - не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.

Группа №2 - те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.

Группа № 3 - те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Ученик. Все-все - на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Песня « Не дразните собак», муз. Е.Птичкина, сл.М. Пляцковского

Ученик. Люди поняли: они тысячами, миллионами нитей связаны с окружающей их природой и зависят от нее, как листья дерева от  его корней. Человек – сын природы, а не ее « покоритель».

Ученик. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

Ученик. Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради!

Ученик. Нор звериных, птичьего гнезда,

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом

Ученик. Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Песня « Раненая птица», сл.Р.Рождественского, муз. А. Пахмутовой

Рефлексия.

Попробуйте продолжить следующие предложения

Я узнал

Я удивился

Я задумался

Я запомнил

Литература.

Белоножкина О.В. «Классные часы в начальной школе» - Волгоград, 2000г.

Брыкина Н.Т. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу

« Окружающий мир» - М. « Вако», 2004г.

Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение» - М. «Омега»,1997г.

Герасимов В.П. «Животный мир нашей Родины» - М. «Просвещение»,1985г.

Гаммерман А.Ф. « Лекарственные растения» - М. « Высшая школа», 1983г.

Титкова Т.В. « Открытые уроки» - М. «Вако» ,2002г.

Колбасенко М.Н. « Методические рекомендации к курсу « Природоведение»

(региональный компонент)  - Архангельск,1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нес...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 - 4 классы «Береги свою планету »

Внеклассное мероприятиепо окружающему миру , которое можно использовать во внеурочной работе и на уроке....

Экологическая сказка "Береги свою планету"

Инсценировка экологической сказки для учеников начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Береги свою планету,,

Башкортостан, природа, я - единая семья...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «Береги свою планету»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «Береги свою планету»...

Методическая разработка воспитательных мероприятий по теме : "Береги свою планету".

Тема внеурочного занятия «Береги свою планету!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из тог...

Методическая разработка для начальных классов на тему: "Береги свою планету".

Формирование экологической культуры у детей.Расширение и закрепление знаний детей  о роли человека в  природе....