"Экология и мы"
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа объединения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 п. Михайловка
Принято решением методического совета МКОУ СОШ №№ п. Михайловка Протокол №_____от_______20____ г. Зам. директора по ВР:__________/Н. Л. Катрушенко/ | Введено в действие приказом директора школы МКОУ СОШ №3 п. Михайловка №_____ от___________20____ г. Директор школы:_________/О. А. Спешилова/ |
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Экология и мы»
Составлена на основе авторской программы «Юный эколог» Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой. – Волгоград: Учитель, 2011
Составитель:
Попова Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Михайловка
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-биологические знания и овладевают навыками исследовательской работы.
В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение.
Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии.
Основная цель курса – социализация личности ребенка через формирование экологической культуры.
Занятия детского экологического объединения направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- создание условий для реализации индивидуальных качеств и склонностей, способностей и интересов учащихся;
- формирование у детей положительной самооценки, приобретения навыков свободного общения;
- вовлечение детей в решение экологических проблем в процессе общественно-полезной деятельности;
- углубление и расширение эколого-биологических знаний, привитие навыков исследовательской работы;
- формирование первичных экологических навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных;
- формирование организационно-пропагандистских экологических навыков и умений;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе работы детского объединения.
Занятия эколого-биологической направленности дают возможность учащимся лучше узнать и изучить животный и растительный мир своего края, помогают освоить школьную программу по биологии и географии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что она является комплексной:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Воронежской области (географическое положение, фенология, природные комплексы, рельеф, климат, гидрография, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
- Составлена на основе типовых дополнительных образовательных программ «Юные экологи», «Юные экологи-краеведы»;
Образовательная программа реализуется в течение года.
Общее количество учебных часов в год - 34.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час: теоретическое или практическое в помещении или на природе.
Рекомендуемый состав детского объединения – в состав объединения входят учащиеся 3-4 классов, не менее 10 человек. Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий с учащимися:
теоретические,
практикум – исследовательская работа в лабораторных условиях,
практические занятия на природе,
учебные экскурсии в природу.
Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала, продолжительностью не более 45 минут.
Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.
Продолжительность практических занятий в помещении не более 2-х часов, практических занятий на природе, экскурсий не более 3-х часов. Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных рек и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края.
Материалы экскурсий, походов, практических занятий в природе оформляются для пополнения школьного кабинетов географии и биологии и используются на уроках.
Завершающим этапом курса обучения является проведение научно-практической конференции с привлечением оформленных фотоматериалов по различным походам, экскурсиям, практикумам, реферативных и исследовательских работ, выполненных в ходе проведения многодневной летней экспедиции и в ходе изучения курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Воспитанники должны:
знать:
- Принципы организации фенологических наблюдений, краеведческих исследований, проведения экскурсий в природу, правила по технике безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;
- Простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических, геоморфологических, гидрологических, ботанических, зоологических, энтомологических, фенологических, краеведческих);
- Правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
- Основные последствия антропогенного воздействия на природу;
- Расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы, основные виды охраняемых видов растений и животных Иркутской области;
- Знать правила оказания первой медицинской доврачебной помощи.
уметь:
- Пользоваться справочной литературой, определителями, методиками при проведении полевых работ, оборудованием для проведения исследовательских работ;
- Проводить паспортизацию природных объектов;
- Вести наблюдения в природе;
- Делать зарисовки объектов наблюдения;
- Уметь определять горные породы, растения и животных по определителям;
- Правильно вести сбор полевого материала и обрабатывать его;
- Правильно вести полевой дневник;
- Проводить простейшую исследовательскую работу, пользуясь методической литературой и специальным оборудованием и инвентарем;
- Оформить исследовательскую работу;
- Уметь изготавливать самодельное снаряжение;
- Оказать первую доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?
План работы на год. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.
Обзор книг об интересном в жизни растений, лес – природное единство. Интересные явления в природе.
Выставка краеведческой литературы.
Тема 2. Земля как планета
Строение Солнечной системы. Земля как единое целое.
Экскурсия. «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:
-Почему опадают листья у деревьев?
-Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?
-Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?
Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки.
Составить письменный рассказ. «Подготовка растения к зиме». Сделать эклиметр, рейки снегомерные.
Тема 3. Понятие о биосфере.
Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология – наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.
Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Понятие об атмосфере, литосфере, гидросфере, географической оболочке
Экскурсия. «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.
Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Определение степени загрязнения снега (запыленность, рН талого снега).
Тема 4. Понятие о почве.
Зачем изучают почву? Как раньше думали о почве. В.В.Докучаев – великий ученый-почвовед (его определение почвы).
Состав и структура почвы. Почва – среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.
Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Не нарушающие плодородия почв, причины истощения почвы. Меры улучшения плодородия. Туристская тропа – причина водной эрозии почв.
Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических – навоза, помета), севооборота, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).
Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной).
Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях о неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой, их образование. Проталины.
Экскурсия. Практическая работа по группам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.
Практическая работа 1 Изучение и учет почвенных беспозвоночных животных.
Индивидуальные задания:
- Привести примеры народных средств, улучающих плодородие почв.
- Подготовить сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.
- Оформить результаты экскурсии.
- Подготовиться к викторине - КВН «Знаешь ли ты природу?».
- Викторина – КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по темам 1 – 4).
Тема 5. Луг и пастбище.
Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Отличие луга от пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильность ухода за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.
Практическая работа 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Охрана птиц. Фенологические наблюдения.
Практическая работа 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной).
Тема 6. Лес.
Лес - природное сообщество. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правило поведения в лесу.
Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.
Практическая работа 1. Выбор и составление карты территории исследования.
Практическая работа 2. Определение видового состава и пород деревьев и кустарников по семенам, коре, внешнему виду.
Практическая работа 3. Исследование повреждений древесных пород.
Практическая работа 4. Антропогенное влияние (следы жизнедеятельности человека).
Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биоценоза и их экологическая приспособленность.
Тема 7. Водные биогеоценозы.
Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды – мир микроскопических организмов.
Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.
Меры по охране водоемов, малых рек. Нормы пользования водоисточниками.
Практическая работа – изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.
Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.
Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.
Тема 8. Охрана природы и заповедное дело.
Международное сотрудничество по охране природы. Международные и российские природоохранные организации.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Охраняемые виды растений и животных Иркутской области.
Практическая работа 1. Изучение различной краеведческой литературы с целью выявления различных видов особо охраняемых территорий в Иркутской области.
Практическая работа 2. Изучение охраняемых видов растений и животных Иркутской области с помощью различной краеведческой литературы.
Практическая работа 3. Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов растений и животных Иркутской области при работе в краеведческом музее
Практическая работа 4. Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов животных России виртуальная экскурсия.
Практическая работа 5. Экскурсия. Выявление охраняемых видов растений и животных на территории района.
Тема 9. Правила поведения в природе.
Изучить основные правила поведения в окружающей среде.
Практическое занятие. Составление эмблем в защиту окружающей среды.
По окончании изучения курса воспитанники должны:
- Знать основные компоненты природы, охраняемые природные объекты и организацию природоохранной деятельности в России и Иркутской области;
- Уметь работать с краеведческой литературой;
- Уметь вести простейшие фенологические наблюдения;
- Владеть навыками краеведческой работы, проводить простейшую исследовательскую работу;
- Пользоваться простейшим оборудованием в ходе фенологических наблюдений и исследований;
- Распознавать охраняемые виды растений и животных своего края;
- Иметь представление о правилах оказания первой медицинской доврачебной помощи;
- Выполнять правила поведения в окружающей среде, не допускать гибели животных и растений во время экскурсий в природу и на маршруте путешествий.
Календарно - тематическое планирование
№ | тема | Кол-во час | Кол-во час | Дата | |||
теория | Практич. работы | Эксурссии | план | факт | |||
Введение. | 1 | 1 | |||||
1 | Инструктаж по ТБ. Что такое экология? Зачем нужно изучать природу? | 1 | 2.09. | ||||
Тема 2. Земля как планета | 2 | 1 | - | 1 | |||
2 | Строение Солнечной системы | 1 | 9.09 | ||||
3 | Экскурсия. «Подготовка деревьев к зиме». | 1 | 16.09 | ||||
Тема 3. Понятие о биосфере | 4 | 3 | - | 1 | |||
4 | Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами | 1 | 23.09 | ||||
5 | Роль различных экологических групп организмов в биосфере. | 1 | 30.09 | ||||
6 | Роль человека в биосфере. | 1 | 7.10 | ||||
7 | Экскурсия. «Фенологические наблюдения» | 1 | 14.10 | ||||
Тема 4. Понятие о почве | 8 | 4 | 2 | 2 | |||
8 | Зачем изучают почву? Состав и структура почвы. | 1 | 21.10 | ||||
9 | Практическая работа 1. Описание и изучение почвы. | 1 | 28.10 | ||||
10 | Почва – среда обитания различных групп организмов. | 1 | 4.11 | ||||
11 | Плодородие почвы. | 1 | 18.11 | ||||
12 | Экскурсия «Начало зимы». | 1 | 25.11 | ||||
13 | Экскурсия Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму. | 1 | 2.12 | ||||
14 | Практическая работа 2. Изучение и учет почвенных беспозвоночных животных. | 1 | 9.12 | ||||
15 | Викторина – КВН «Знаешь ли ты природу?» | 1 | 16.12 | ||||
Тема 5. Луг и пастбище. | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
16 | Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. | 1 | 23.12 | ||||
17 | Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. | 1 | 30.12 | ||||
18 | Практическая работа 3 Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. | 1 | 20.01 | ||||
19 | Экскурсия. Охрана птиц. Фенологические наблюдения. | 1 | 27.01 | ||||
Тема 6. Лес. | 5 | 2 | 3 | - | |||
20 | Лес - природное сообщество. | 1 | 3.02 | ||||
21 | Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу. | 1 | 10.02 | ||||
22 | Практическая работа 4. Определение видового состава и пород деревьев и кустарников | 1 | 17.02 | ||||
23 | Практическая работа 5. Исследование повреждений древесных пород. | 1 | 24.02 | ||||
24 | Практическая работа 6. Антропогенное влияние (следы жизнедеятельности человека). | 1 | 3.03 | ||||
Тема 7. Водные биогеоценозы. | 5 | 2 | 1 | 2 | |||
25 | Пресноводный водоем и его обитатели. | 1 | 10.03 | ||||
26 | Меры по охране водоемов, малых рек. | 1 | 17.03 | ||||
27 | Практическая работа – изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде. | 1 | 24.03 | ||||
28 | Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды. | 1 | 7.04 | ||||
29 | Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи. | 1 | 14.04 | ||||
Тема 8. Охрана природы и заповедное дело. | 3 | 2 | - | 1 | |||
30 | Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. | 1 | 21.04 | ||||
31 | Охраняемые виды растений и животных Иркутской области. | 1 | 28.04 | ||||
32 | Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов животных России (виртуальная экскурсия). | 1 | 5.05 | ||||
Тема 9. Правила поведения в природе | 3 | 2 | 1 | - | |||
33 | Основные правила поведения в окружающей среде. | 1 | 12.05 | ||||
34 | Практическое занятие. Составление эмблем в защиту окружающей среды. | 1 | 19.05 | ||||
35 | Подведение итогов. Защита исследовательских работ. | 1 | 26.05 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. –240с.
- Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ Художник В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1998. – 192с.
- Ашиков Б.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 172с.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 288с.
- Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8 – 9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1996.- 72с.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996. – 122с.
- Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимишка», 2002. – 96с.
- Голицын А.Н. Экология вашего дома. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003. – 240с.
- Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по эколгии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 56с.
- Голубев И.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. –189с.
- Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
- Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
- Двинский В.М. Экологический менеджмент. Основы экологической культуры. Учебное пособие. Книга 1, 2.- Екб.: ООО «УралЭкоЦентр»,2001. – 295с.
- Илюшина И.И. Школьные лесничества. Книга для учителя. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1986. – 96с., ил.
- Исследовательский проект «Фенология птиц»: Методическое пособие. А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996. – 13с.
- Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9 – 10 кл. сред. шк. /Сост. А.Н.Захлебный. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
- Кеммерих А.О. Следопыт. Библиотека туриста. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 68с.
- Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроках/Художники Г.Ю. Горшков, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 256с.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профизда, 1986. – 119с.
- Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М.: Пищ. пром-ть, 1980. – 148с.
- Куликова Г.В. Юному лесоводу. – М.: Россельхозиздат, 1987. – 79с.
- Ласукова Р.Ю. Лекарственные растения: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. – 128с.
- Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: СОЮЗ, 1998. – 80с.
- Лес России. Энциклопедия /Под общ. ред. А.И. Уткина, Г.В. Линдемана, В.И. Некрасова, А.В. Симолина, - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. –447с.
- Мацюцкий С. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988 (Мир туристских интересов). – 86с.
- Мельчаков Ю.Л. Окружающая среда: контроль и рекомендации. Часть 1/ Екатеринбург, 1999. – 58с.
- Методы метеорологических наблюдений: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997. – 21с.
- Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996. – 21с.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272с.
- Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. Учеб. пособие для студентов биол.специальностей пед.ин-тов. Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение, 1975. – 171с.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений.: Кн. Для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...