Социально-нравственное воспитание " Чему учат сказки"
план-конспект
Приобщение детей к духовно - нравственным ценностям через сказку " Чему учат сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chemu_uchat_skazki.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе по социально-нравственному воспитанию
«Чему нас учат сказки»
Эпиграф :"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
Актуальность проекта:
Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.
В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время. Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация?
Обоснование проблемы:
Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Цель:
1. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через сказку.
2. Формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Развивать связанную речь, память, воображение.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. доброжелательность, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощ
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Закреплять знания детей о сказках;
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Музыкальное сопровождение: выход Феи
Фея:Где я оказалась?
Куда перенесла меня волшебная палочка? (ответы детей)
Удивительно! Я на самом деле оказалась в детском саду и
попала к ребятам, которые, наверное,очень любят сказки.
Вы любите сказки?
А я- та самая Фея сказок из чудесной страны,
Рассказываю для детей разные- разные сказки.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Фея;-Ребята, вы любите, когда вам читают интересные сказки?
- Какие бывают сказки ( волшебные, бытовые, о животных)
-Как вы думаете, чему сказка может научить? (ответы детей)
Сюрпризный момент выносится сундук
Фея : Что это?
Правильно- это сундук. В давние времена сундук был в каждом доме, в сундуках хранили одежду, украшения, головные уборы.
Наш сундук не простой, в нем хранятся….( загадка про сказку) Она –ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок (сказки)
иллюстрации к сказкам.
Фея :-Сказки в сундуке разные о добре и зле, о дружбе, жадности, вежливости, взаимопомощи.
1)Открыть сундук нам поможет отгаданная загадка.
Невысокая избушка
в ней живут лиса,лягушка,
мышка, заяц, серый волк —
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь …(теремок)
Под инструментальную музыку открывает сундук и достаёт иллюстрации к сказке
Фея: О чем эта сказка?
О дружбе.
Ребята скажите мне, как веселее играть дружно всем вместе или веселее ругаться?
Конечно веселее со всеми дружить, всем вместе играть.
Вот и мы давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласково»:
Друг — дружочек
Солнце — солнышко
Ребенок — ребеночек
Кошка — кошечка
Мама — мамочка
Птица — птичка
Сестра — сестренка
Папа- папочка
Лист- листочек
Молодцы! Присаживайтесь на стульчик
2) кульминационный момент
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Ответ: Репка
Фея: -Молодцы, правильно отгадали загадку.
(достаем иллюстрацию)
- О чём эта сказка?
Фея: -Дети, чему учит нас эта сказка? О дружбе.
-Быть дружными, помогать друг другу, трудолюбию.
-Дед репку посадил, ухаживал за ней, поливал.
-Какой дед в этой сказке?( трудолюбивый, добрый)
- Какие были герои сказки?..( дружными)
Игра:« Мячик добрых дел». Я буду бросать мячик, и называть «недобрые» дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот – «доброе» дело.
Толкнуть-обнять
Грустить – радоваться
Плакать – улыбаться
Нагрубить – извиниться
Ссориться – мириться
Сломать – построить.
Обмануть – правду сказать
Лениться – трудиться
Звучит аудиозапись В. Шаинского «Дружба»
- Что такое дружба и кто такие друзья?
-Может ли быть друг завистливым, злобным, жадным, хвастливым?
3) Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая
(Сорока)
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-soroku-dlya-detej-22-luchshih.html Ребята посмотрите , что за птицу вы видите?- иллюстрацию достаю из сундука (ответы детей)
Правильно сорока.
Она из сказки про сороку, которая никогда не говорила вежливые слова. Сорока жила в лесу. Она забыла вежливые слова, потому что очень долго их никому не говорила.
Когда же в их лес прилетела другая сорока, у которой были красивые, блестящие бусы, да еще она была очень вежливая.
Наша сорока захотела бусы, но вежливая сорока сказала: «Попроси вежливо, и я отдам тебе бусы».
Тогда наша сорока начала просить: «Дай (добрый вечер, здравствуйте, спокойной ночи …) бусы. Долго мучилась сорока пока вспомнила нужное слово.
Ребята какое слово должна была сказать сорока, когда просила бусы?
Правильно, пожалуйста! Молодцы ребята! А сейчас поиграем в игру «Вежливые поступки»
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Громко разговаривать в общественных местах.
Обозвать обидным словом.
Не уступить место пожилому человеку.
Помочь донести сумку незнакомой старушке.
4)Фея; -Отгадайте следующую загадку
Три хорошеньких зверюшки
И построили избушки,
И от волка убегали…
Отгадайте, как их звали?
(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф) три поросенка
Предлагаю Вам вспомнить сказку, которою вы уже знаете, и, надеюсь, любите. Ее героями являются маленькие, розовенькие поросята.
Вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)
-Ребята, о чём это сказка?
Жили-были три поросенка, НИФ-НИФ, НУФ-НУФ и НАФ-НАФ. Летом они веселились, бегали и играли. Я предлагаю Вам закрыть глазки и представить себе веселое лето, где Вы радуетесь солнцу, бабочкам, цветам!
Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень , , и поросятам стало холодно.
Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним какие?
Ниф-Ниф(из соломы), Нуф- Нуф (из веток) Наф-Наф ( из камня надёжный)
Физкультминутка «Три поросёнка» Три пухлых поросёнка приходят в гости к нам (шагают на месте) Три ловких поросёнка играют по утрам (прыгают на двух ногах) Три быстрых поросёнка бегут, бегут, бегут (бег на месте) Три славных поросёнка танцуют и поют. (выставляют ноги, по очереди, на пятку
Фея: -Придумайте как можно больше слов, которые бы описывали волка. Какой он? (Серый, злой, хвостатый, хитрый, коварный, сильный, большой)
- Какие были Ниф-Ниф, Нуф-Нуф? веселые, ленивые, трусливые, хвастливые
- Какой был Наф-Наф?(добрый,трудолюбивый)
Воспитание добрых чувств
- Вы переживали за двух глупых поросят? Почему?
- Правильно ли они поступили, что не стали строить прочные дома?
-Как поступил Наф-Наф, когда его братьям понадобилась помощь?
- Чтобы вы сделали, чтобы помочь поросятам?
-Посмотрите, какой Наф-Наф добрый. Он мог бы рассердиться на поросят за их лень, за то, что они над ним смеялись. А он их простил и спас от волка. Ребята, а вы умеете прощать своих друзей, братьев, сестренок за их ошибки обиды? |
Звучат ответы детей.
Фея: Только настоящий друг может все простить. И если вы умеете прощать своих друзей, значит вы настоящий друг. Ребята, а зачем нужны друзья.
-Если бы поросята все вместе, дружно построили один дом. Было бы лучше? А чем лучше?
Дети: Быстрее построили , не пришлось бы убегать от волка. Вместе веселее жить.
Фея :Вместе можно добиться большего. Чем в одиночку. Вместе мы со всеми бедами и с врагами справимся. А по- одиночке труднее и сложнее это сделать.
Фея:- Молодцы ребята! Вы хорошо знаете сказку! Перед вами на столе лежат картинки, на которых изображены разные эмоции. Давайте с вами назовем их (Называют). Я буду задавать вам вопросы, а вы будете находит ответы с помощью этих карточек Скажите, а какими были поросята, когда они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке и нежились в лужах? (Веселыми)
- А какими они стали, когда убегали от волка? (Испуганными)
- А какой был волк, когда догонял их? (Злой)
- А каким был Наф-Наф, когда строил свой домик? (серьезный)
- Вот видите, сколько разных эмоций было у наших героев! Ребята, а вам какие поросята в сказке больше понравились? Веселые или испуганные? Давайте с вами попробуем изобразить все эти эмоции. Каким бывает наше лицо, когда мы веселимся? А когда грустим? А когда злимся? А когда мы серьезные и думаем? (Дети показывают различные эмоции.
Ребята, как же так, волк упадет и обожжется. Вам не жалко его? -Вам нравится такое завершение сказки? Почему?
- У нас есть возможность, пока мы в стране сказок, ее изменить. Итак, ребята, волку не удалось сдуть каменный дом, и он решил... Продолжите, как решил измениться волк ( стать добрым и дружелюбным!!!)
Сказка учит очень важным жизненным качествам - дружбе и взаимопомощи. Объясняет, зачем необходимо усердие в работе и старательность, учит трудолюбию, находчивости и смекалке, а еще, сказка учит преодолевать страх и показывает, чем иногда опасна беспечность.
Фея: Вы сегодня Молодцы ребята!
-В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
- Назовите сказки, которые вы вспомнили?
Каких видели героев?
Дружно ли жили животные в сказке Теремок?
Дружно ли тянули герои сказки Репка?
Помог ли Наф-Наф своим братьям?
Какие слова забыла сорока?
Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.
Встаньте, дети, встаньте в круг.
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-творческий марафон (смотр достижений учащихся) «Чему учат в школе» (Окончание 1 класса).
Цели: 1. Развивать у учащихся познавательный интерес, желание интеллектуально-творческой деятельности. 2. Во...
Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".
Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....
Чему учат нас сказки Г. Х. Андерсена
Данный конспект предназначен для знакомства детей с творчеством Г.Х.Андерсена....
"Чему учат русские народные сказки". Презентация по литературному чтению.
Презентацию можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. В данной презентации даны ответы на вопрос "Чему учат русские народные сказки"...
Чему учат сказки Два жадных медвежонка
Урок литературного чтения на родном языке в 1 классе, программа 21 век...
Проектная работа "Чему учат сказки?"
С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в с...
Чему учат сказки Шарля Перро
Внеклассное мероприятие в рамках недели Функциональной грамотности...