Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_shahmaty.docx | 21.73 КБ |
kurs_vneurochnoy_deyatelnosti_tvorcheskaya_masterskaya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 им. В.И. Ленина
г. Данилов Ярославской области
ПРИНЯТО педагогическим советом средней школы №2 протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Директор средней школы №2 _______________Г.А. Тихомирова приказ № от |
программа внеурочной деятельности
«Удивительные шахматы»
2 класс
Учитель: Зайцева И.В.
Данилов
2021 - 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Удивительные шахматы» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; – ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Виды деятельности | 1 класс |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат | 1 |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Соревнования | 3 |
Общее количество часов | 33 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ урока | Тема урока | Содержание урока | |
1 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | |
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», | |
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | |
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | |
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | |
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | |
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | |
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | |
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | |
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой | |
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки | |
14 | Король | Правила хода и взятия королём | |
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур | |
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур | |
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе | |
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | |
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами | |
20 | Пат – ничья | Варианты ничьей | |
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | |
22 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии | |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями | |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и королём | |
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | |
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий | |
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований | |
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии | |
31–33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 им. В.И. Ленина
г. Данилов Ярославской области
ПРИНЯТО педагогическим советом средней школы №2 протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Директор средней школы №2 _______________Г.А. Тихомирова приказ № от |
программа внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
1 класс
Учитель: Зайцева И.В.
Данилов
2021 - 2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
Цели курса:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
«Я вижу - и запоминаю, я делаю – и понимаю».
Задачи курса:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
∙ учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Тематический план работы
(34 часа)
№ п/п | Общие разделы занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Свойства бумаги и картона. | 1 | 1 | |
3 | Выполнение работ в технике «Бумажный кулечек». | 4 | - | 4 |
4 | Волшебная бумага. Техника «Оригами». | 6 | 1 | 5 |
5 | Выполнение работ в технике «Пластичная полоска» | 6 | 1 | 5 |
6 | Работа с тканью. Плоские игрушки из ткани. | 4 | 1 | 3 |
7 | Работа с бумагой. Объемное плетение. | 5 | 1 | 4 |
8 | Комбинированные работы. Бумага и бросовый материал. | 5 | - | 5 |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
34 | 6 | 28 |
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
К концу учебного года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- самостоятельно выполнять чеканку;
- контролировать правильность выполнения работы.
Поурочное планирование 1 класс, 34 часа
Количество часов | Дата | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (16часов) | |||
1-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | |
5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон | |
9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон | |
11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон | |
13-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | |||
1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон | |
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | |
9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | |
III. Аппликация из деталей оригами (8 часов) | |||
1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон | |
4-8 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....