Экологическое воспитание младших школьников
статья
Экологическое воспитание – важный этап формирования активной жизненной позиции школьника. Оно позволит сформировать свободную творческую личность, которая ощущает ответственность за наш общий дом, обладает знанием законов экологии и рационального природопользования, экологической культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologocheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
Сладков Артемий Николаевич
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется работе по экологическому воспитанию школьников. Зачастую у педагогов возникает целый ряд вопросов. Как работать с понятийным аппаратом? Как грамотно разработать образовательную программу по предмету с модулем по экологии? Какие формы и методы работы использовать? Как осуществлять мониторинг результативности программы? Как продолжить работу в этом направлении во внеурочной деятельности, внеклассной работе?
Часто можно слышать разговоры, что современных школьников интересуют только компьютерные технологии. Как же сделать так, чтобы увлечь школьника не интерактивными технологиями, а окружающим миром – красотой родной природы. Одним из перспективных и востребованных направлений воспитательной работы в современной школе – экологическое воспитание.
Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по учебным предметам начиная с начальной школы и до 11 класса:
- через уроки биологии, географии, химии, краеведения у учащихся формируется экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность
- широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности
- традиционно ведется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, бережного отношения к окружающей природе
- через обучение и воспитание показывается единство человека с природой
Воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:
- Ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды
- Определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:
- цели, задачи, принципы;
- содержание;
- методы, формы и средства работы;
- методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).
- Оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий, усиление практической направленности
- Использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к организации этой работы
- Формирование у учащихся активной жизненной позиции, воспитание стремления к участию в практических мероприятиях по охране окружающей среды, в том числе и ведение просветительской деятельности.
Сегодня экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Все более активное участие в Экологическом марафоне школьников города Челябинска показывает, что у детей есть стремление изучать экологические проблемы, рассматривать их через призму актуальности в регионе, присутствует желание приобрести знания, умения и навыки природоохранных мероприятий и активно пропагандировать их среди сверстников. Какие формы работы можно предложить?
Массовые формы работы.
- участие в ежегодных экологических акциях
- озеленение школы и города.
Игровые формы работы:
- экологические игры
- викторины
Просветительные мероприятия:
- конкурсы рисунков, плакатов
- выпуск фотостенда «Природа в объективе»
- конкурс слайд-шоу или видеороликов
Практические мероприятия.
- защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков
- озеленение классов, школьной территории
Пропаганда и разъяснение идей охранной природы:
- беседа с учащимися, родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет
- составление карты экологической тропы.
Исследовательская работа:
- изучение антропогенного воздействия на природу;
- изучение влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека;
- экологический мониторинг воды, почвы, воздуха, школьного здания;
- защита проектов на ШНПК
Экологическое воспитание – важный этап формирования активной жизненной позиции школьника. Оно позволит сформировать свободную творческую личность, которая ощущает ответственность за наш общий дом, обладает знанием законов экологии и рационального природопользования, экологической культурой.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического образования школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я с природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Итак, экологическое образование школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....