Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Занимательные превращения слов»
статья (1 класс)

Фалина Наталья Александровна

       Проводится как внеклассное занятие  по русскому языку в 1 классе, содержит игры со словами, в ходе которых в результате преобразований одни слова «превращаются» в другие. Дети учатся чувствовать слово, соотносить его звучание и лексическое значение. В результате упражнений формируются орфографические навыки и орфографическая зоркость, развивается устная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл falina_n.a.vneklassn.zanyatie_po_russ.yaz_.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

Тема: «Занимательные превращения слов»

Класс: 1

Цель:  Познакомить учащихся с различными метаморфозами, происходящими со словами.

Задачи:

  1. Прививать любовь к родному языку.
  2. Учить чувствовать ритм и рифму.
  3.  Приучать ребёнка любить слово, чувствовать его возможности.
  4. Предупредить ошибки правописания.

     А. Л. Барто: «Словесная игра… приучает ребёнка любить слово, понимать душу слова»

Оборудование:

1. Плакат с изображением футбольных ворот, рисунки футбольных мячей с гласными буквами.

2. Таблица с изображением колодцев, игрушечные вёдра с буквами.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Учитель:

     -Вы учите русский язык, учитесь читать, писать. Вы поняли, что каждая буква в слове должна стоять на своём месте. Послушайте, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая.

Чтение рассказа А. Шибаева  учителем:

 

       Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После в надо о, а не а!

А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква…Варона или ворона - какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё  напиши букву т. Что получилось?

Смеётся Маша:

- Вот чудеса, получились ворота!

- Поняла, - говорю,- что значит одна буква?

Сообщение темы и цели

Учитель:

 - Понравился вам этот рассказ? Сегодня  и мы будем играть со словами, совершать занимательные превращения, учиться чувствовать слово.

  - А. Шибаев написал для Маши и других ребят целую книжку, которая называется «Буква заблудилась». Вот отрывок из книги:

Неизвестно как случилось,                  Но едва туда вошла

Только буква заблудилась:                  Буква - озорница,

Заскочила в чей-то дом                        Очень странные дела

И - хозяйничает в нём                           Начали твориться…

                     

                       Посмотрите-ка, ребятки,

                       Раки выросли на грядке!    

Учитель:

     - Какое слово должно быть в стихотворении? (маки).

     - Какая буква встала не на своё место? Что получилось при этой замене? (раки).

     - В чём секрет? (при замене букв другими получаются новые слова)

Вывод: Оказывается, одна маленькая буква может превратить  одно слово в другое. Слово становиться не похожим на себя. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много! Давайте их находить.

Игра «ФУТБОЛ»

  • К доске прикрепляется плакат с изображением футбольных ворот, на столе рисунки футбольных мячей, на которых написаны гласные буквы.

  • Учитель: - У детской писательницы И.Токмаковой есть стихотворение «8:0»

          Если штангой сделать м,

          Если штангой сделать л

(прикрепляются эти буквы на месте штанг)

          И забить в ворота е,

( к сетке прикладывается изображение футбольного мяча с буквой е.)

          Будет……..( мел).

          ( Последнее слово дети произносят хором. Далее игра продолжается).

          Если о забить, как гол,

            Будет ……..( мол).

            У забьём - вратарь уснул!

            Будет………( мул).

 Учитель:

- Приведите свои примеры таких превращений слов. (Ответы детей)

Игра «Цепочки»

  • На доске написаны слова: бочка, лапка, палка, ум, кот, коза.
  • Учитель: Замените выделенную букву так, чтобы  получились новые слова – цепочки.

Ответы детей: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, шапка, тапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух,; кот, кок, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.

                             

Игра «Два колодца»

Играют две команды.

  • На таблице изображены три колодца. Рядом стоят вёдра, которыми условно можно достать воду из этих колодцев. На каждом ведре изображена своя буква.

 

Учитель:

 - Выберите ведро так, чтобы буква на нём подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по пять разных слов, отличающихся одной буквой.

 Посмотрим, какая команда быстрее справиться с заданием.

Игра «Какое слово задумано?»

  • На доске записывается какое- либо слово с одной пропущенной буквой. Например: б-к. Карточку с правильным «секретным» словом получает один из учеников.

      Учитель:

           - Угадайте, какое слово задумано?

Пытаясь найти нужное слово, дети называют: бак,  бок, бык. 

Если слово угадано или никто не нашел нужный вариант, ученик демонстрирует  карточку всем.  

Ответ: бук.

Слова для игры: д-м (дом, дым, дам), л-к (лук, люк, лак), - ок (бок, ток, сок, кок), со- (сок, сор. сом, сон, сох), с-н (сын, сон), сы- (сыр, сын. сыч. сыт).

Итог: В заключение  занятия учитель читает шуточные стихи, предлагая учащимся назвать последнее слово.

Не давали буквам дела.          К   в  карман к монтёру-прыг!

Им безделье надоело!             А в кармане - ролики.

Надоело им скучать,               Из кармана в тот же миг

И - пошли озорничать…         Выскочили… (кролики)

  (А. Шибаев Озорные буквы)

Учитель:

- Какие секреты занимательных превращений слов вы узнали?

Ученикам вручаются медаль «Магистр слова».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Чудесные превращения"

Презентация предназначена для внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе....

Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «Путешествие в страну занимательной Грамматики».2-4 классы.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну занимательной Грамматики, в царство Королевы Грамматики. Мы поблагодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и я думаю, если вы пост...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Внеклассное занятие по русскому языку «За волшебным Колобком»(занимательная грамматика) для обучающихся 3-4 классов

Цели и задачи:·        развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;·        расширение и углубление программного мате...

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....

Внеклассное занятие по русскому языку «За волшебным Колобком» (занимательная грамматика) для обучающихся 3-4 классов

Цели и задачи:развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;расширение и углубление программного материала;воспитание любви к великому русскому языку;пробуждение потребности у учащихся к са...