Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Занимательные превращения слов»
статья (1 класс)
Проводится как внеклассное занятие по русскому языку в 1 классе, содержит игры со словами, в ходе которых в результате преобразований одни слова «превращаются» в другие. Дети учатся чувствовать слово, соотносить его звучание и лексическое значение. В результате упражнений формируются орфографические навыки и орфографическая зоркость, развивается устная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
falina_n.a.vneklassn.zanyatie_po_russ.yaz_.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку
Тема: «Занимательные превращения слов»
Класс: 1
Цель: Познакомить учащихся с различными метаморфозами, происходящими со словами.
Задачи:
- Прививать любовь к родному языку.
- Учить чувствовать ритм и рифму.
- Приучать ребёнка любить слово, чувствовать его возможности.
- Предупредить ошибки правописания.
А. Л. Барто: «Словесная игра… приучает ребёнка любить слово, понимать душу слова»
Оборудование:
1. Плакат с изображением футбольных ворот, рисунки футбольных мячей с гласными буквами.
2. Таблица с изображением колодцев, игрушечные вёдра с буквами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
-Вы учите русский язык, учитесь читать, писать. Вы поняли, что каждая буква в слове должна стоять на своём месте. Послушайте, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая.
Чтение рассказа А. Шибаева учителем:
Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».
Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После в надо о, а не а!
А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква…Варона или ворона - какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву т. Что получилось?
Смеётся Маша:
- Вот чудеса, получились ворота!
- Поняла, - говорю,- что значит одна буква?
Сообщение темы и цели
Учитель:
- Понравился вам этот рассказ? Сегодня и мы будем играть со словами, совершать занимательные превращения, учиться чувствовать слово.
- А. Шибаев написал для Маши и других ребят целую книжку, которая называется «Буква заблудилась». Вот отрывок из книги:
Неизвестно как случилось, Но едва туда вошла
Только буква заблудилась: Буква - озорница,
Заскочила в чей-то дом Очень странные дела
И - хозяйничает в нём Начали твориться…
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Учитель:
- Какое слово должно быть в стихотворении? (маки).
- Какая буква встала не на своё место? Что получилось при этой замене? (раки).
- В чём секрет? (при замене букв другими получаются новые слова)
Вывод: Оказывается, одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Слово становиться не похожим на себя. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много! Давайте их находить.
Игра «ФУТБОЛ»
- К доске прикрепляется плакат с изображением футбольных ворот, на столе рисунки футбольных мячей, на которых написаны гласные буквы.
- Учитель: - У детской писательницы И.Токмаковой есть стихотворение «8:0»
Если штангой сделать м,
Если штангой сделать л
(прикрепляются эти буквы на месте штанг)
И забить в ворота е,
( к сетке прикладывается изображение футбольного мяча с буквой е.)
Будет……..( мел).
( Последнее слово дети произносят хором. Далее игра продолжается).
Если о забить, как гол,
Будет ……..( мол).
У забьём - вратарь уснул!
Будет………( мул).
Учитель:
- Приведите свои примеры таких превращений слов. (Ответы детей)
Игра «Цепочки»
- На доске написаны слова: бочка, лапка, палка, ум, кот, коза.
- Учитель: Замените выделенную букву так, чтобы получились новые слова – цепочки.
Ответы детей: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, шапка, тапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух,; кот, кок, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.
Игра «Два колодца»
Играют две команды.
- На таблице изображены три колодца. Рядом стоят вёдра, которыми условно можно достать воду из этих колодцев. На каждом ведре изображена своя буква.
Учитель:
- Выберите ведро так, чтобы буква на нём подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по пять разных слов, отличающихся одной буквой.
Посмотрим, какая команда быстрее справиться с заданием.
Игра «Какое слово задумано?»
- На доске записывается какое- либо слово с одной пропущенной буквой. Например: б-к. Карточку с правильным «секретным» словом получает один из учеников.
Учитель:
- Угадайте, какое слово задумано?
Пытаясь найти нужное слово, дети называют: бак, бок, бык.
Если слово угадано или никто не нашел нужный вариант, ученик демонстрирует карточку всем.
Ответ: бук.
Слова для игры: д-м (дом, дым, дам), л-к (лук, люк, лак), - ок (бок, ток, сок, кок), со- (сок, сор. сом, сон, сох), с-н (сын, сон), сы- (сыр, сын. сыч. сыт).
Итог: В заключение занятия учитель читает шуточные стихи, предлагая учащимся назвать последнее слово.
Не давали буквам дела. К в карман к монтёру-прыг!
Им безделье надоело! А в кармане - ролики.
Надоело им скучать, Из кармана в тот же миг
И - пошли озорничать… Выскочили… (кролики)
(А. Шибаев Озорные буквы)
Учитель:
- Какие секреты занимательных превращений слов вы узнали?
Ученикам вручаются медаль «Магистр слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку "Чудесные превращения"
Презентация предназначена для внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе....
Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «Путешествие в страну занимательной Грамматики».2-4 классы.
Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну занимательной Грамматики, в царство Королевы Грамматики. Мы поблагодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и я думаю, если вы пост...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"
Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....
Внеклассное занятие по русскому языку «За волшебным Колобком»(занимательная грамматика) для обучающихся 3-4 классов
Цели и задачи:· развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;· расширение и углубление программного мате...
Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»
Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....
Внеклассное занятие по русскому языку «За волшебным Колобком» (занимательная грамматика) для обучающихся 3-4 классов
Цели и задачи:развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;расширение и углубление программного материала;воспитание любви к великому русскому языку;пробуждение потребности у учащихся к са...