Программа по внеурочной деятельности "Маленькие россияне"
рабочая программа (1 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Маленькие россияне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_rossiyane.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы в том, что она направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа “Маленькие россияне ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Маленькие россияне» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
-создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
-воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Актуальность и перспективность курса заключается в том, что программа на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Цели реализации программы:
-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
-обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
-обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
-обучающиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Формы и методы работы: Форма организации работы по программе в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы:
-беседы, сообщения;
-просмотр и обсуждение видеоматериал;
-экскурсии;
-творческие конкурсы, проекты;
-соревнования, викторины;
-интеллектуально-познавательные игры;
-трудовые операции;
-наблюдение учащихся за событиями в селе, стране;
-тренинги, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-заочные путешествия;
-встречи с интересными людьми;
-акции благотворительности, милосердия;
-проведение выставок семейного художественного творчества;
-сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Личностные, метапредметные результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Содержание программы
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего села.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсия в музей.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Моё любимое село. Наше село. О чем шепчут названия улиц родного села.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои ВОВ – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном селе. Знай и люби свой край.
Экология нашего села. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Календарно – тематическое планирование
1 «Я и я». 4 часа | Дата план | Дата факт | |||
1 | Я – ученик. | 1 | |||
2 | Мой портфель. | 2 | |||
3 | Подумай о других. | 3 | |||
4 | Игры на развитие произвольных процессов. | 4 | |||
2 « Я и семья» 5 часов | |||||
5 | Я помощник в своей семье. | 1 | |||
6 | Об отце говорю с уважением. | 2 | |||
7 | Мама, папа, я – дружная семья. | 3 | |||
8 | Здесь живет моя семья. | 4 | |||
9 | Конкурсы рисунков, сочинений о семье. | 5 | |||
3 «Я и культура» 4 часа | |||||
10 | Родной край в древности. | 1 | |||
11 | Поэты и писатели нашего села. | 2 | |||
12 | Широкая Масленица. | 3 | |||
13 | Экскурсия в школьный музей. | 4 | |||
4 «Я и школа» 6 часов | |||||
14 | Обязанности ученика в школе. | 1 | |||
15 | Самый уютный класс. | 2 | |||
16 | Школьная символика (гимн, герб, флаг). | 3 | |||
17 | По каким правилам мы живем в школе? | 4 | |||
18 | Десант чистоты и порядка. | 5 | |||
19 | Конкурс сочинений «Я и моя школа» | 6 | |||
5 «Я и моё Отечество» 9 часов | |||||
20 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | |||
21 | Мы и наши права. | 2 | |||
22 | Моё любимое село. | 3 | |||
23 | О чем шепчут названия улиц родного села. | 4 | |||
24 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 5 | |||
25 | Герои ВОВ – наши земляки. | 6 | |||
26 | Открытка ветерану. | 7 | |||
27 | Выпуск листовок. | 8 | |||
28 | Концерт к 9 Мая | 9 | |||
6 «Я и планета 6 часов | |||||
29 | Осень в родном селе. | 1 | |||
30 | Знай и люби свой край. | 2 | |||
31 | Экология нашего села. | 3 | |||
32 | День добрых волшебников | 4 | |||
33 | Уж тает снег, бегут ручьи. Выставка рисунков. | 5 | |||
34 | День птиц. | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Мы- россияне"
Воспитательная программа "Мы-россияне"ориентирована и направлена на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству. Программа представляет комплекс взаимосвязанны...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Маленькие россияне" в рамках ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит ктп....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа " волонтерского отряда "МЫ-РОССИЯНЕ"
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью « Мы - Россияне». Срок реализации- 1 год. Возраст- 7-18лет...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...