Сценарий "Письма с фронта"
статья (4 класс)

Карпалова Светлана Анатольевна

разработка внеклассного мероприятий к 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pisma_s_fronta.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка

«Письма с фронта»

Карпалова С.А.

Сценарий (отрывок) посвященного Дню Победы

(4 и 8 классов)

Сценарий составила: Карпалова Светлана Анатольевна

Цель: воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы,  чувство гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны; повысить гражданское самосознание и патриотизм учащихся, расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

- пробудить интерес к изучению истории Отечества, истории своего народа, развивать осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей страны.

- познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;

- развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, публичного выступления, выразительного чтения.


 «Письма с фронта»

Звучит музыка.

Выходят ребята (кто-то отряхивается, кто-то осматривается)

Девочка 1: Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха!

Мальчик 1: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!

Девочка 2: Ага, сокровища пиратов!

Мальчик 2: Клад! Клад! Клад!

Девочка 3: Да тут кроме пыли и паутины, по-моему, ничего нет!

Мальчик 3: О! Смотрите! Какой-то старинная, сумка «почта» написано!

Девочка 1: Да здесь старые письма, пожелтели все!

(выпадают конверты-треугольники)

Мальчик 1: Я же говорил, что-нибудь интересное найдем! Может, это старинные карты?

Девочка 3: Мемуары!

(собирают и открывают конверты)

Девочка 2: Ага, рецепты эликсира молодости.

Мальчик 2: Почитаем-почитаем! Стихи какие-то…

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Мальчик 3: Ну-ка, ну-ка: (вырывает листок)

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая,

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

Мальчик 1: Подождите…. (берет листок)

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

(У ребят меняется настроение и отношение к письмам. Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.)

Девочка 1: Ребята, да это же фронтовые письма! Как они здесь оказались?

Мальчик 3:Может они не дошли до своих адресатов?

Девочка 2: А может, уже нет в живых тех, кто хранил эти письма?

Мальчик 2: Давайте прочитаем их сегодня. Это же наша история, наша память.

Я читаю письмо, и как будто

все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье

солдатских сердец.

Я читаю письмо и сквозь годы

отчетливо слышу

И сейчас те слова, что сказал перед

боем боец.

      Линия фронта была уже очень близко от Одессы. И наши ополченцы уезжали на передовою просто на трамвае. До конечной. Ну и я сына на трамвай провожать пошла...

Он когда маленький был, я его с этой же остановки в школу провожала. Я всегда ему заворачивала три бутерброда, его любимые. А он всегда один назад привозил. Маме.

В этот раз я ему тоже три с собой завернула. Только назад он мне ничего не привез. Да и сам не вернулся… (вой сирены) А я… долго ещё на ту остановку ходила.

Дорогая мама, с первых строк хочу попросить у тебя прощения. Я без разрешения закончила курсы медсестер. Я не могла поступить иначе, ведь и мой папа, и младший брат, который даже не закончил школу, ушли на фронт. Просто не смогла остаться дома. Конечно, не ожидала, что так сразу попадем в передрягу. Еще на пути к передовым линиям на нас напал немецкий бомбардировщик. На машинах были красные кресты медицинской помощи, но они даже не посмотрели на это. Мы не знали, что делать, вокруг пустынная местность, ни леса, ни кустика. В этот момент я забыла всё, чему меня учили, я не могла сдвинуться с места. Может быть, это была контузия, ведь впервые я слышала взрывы. Вокруг, меня окружали воронки, горевшие машины и девушки, которые «корчились» от боли, а ведь только вчера они мечтали попасть на фронт. Когда взрывы прекратились, мы поехали в мед сан бат, отвезти раненых девушек.

9 сентября мы прибыли в Ленинград. Пути к «большой Земле» были перекрыты, потому что Ленинград был в блокаде, окруженный кольцом фашистов. Добирались туда через Ладожское озеро. В памяти осталась маленькая девочка, которую так и не удалось спасти, Таня Савичева. Она умерла по дороге к госпиталю. Её записная книжка – дневник стала символом ничтожно – горького положения Ленинграда.

В дальнейшем мы прибыли в Сталинград. Мне хотелось помочь всем, но бинты, которыми была набита моя сумка, малую помощь могли оказать солдатам. У кого-то была оторвана рука, половина ноги, размозжена голова, и все просили: «Сестра, помоги». Я перевязывала их раны и молила Бога помочь им выдержать.

«Милый, потерпи, пожалуйста», - пытаясь успокоить, говорила я. В окопе почти засыпанный землей лежал солдат и пытался что-то вымолвить, но я не слышала, я начала раскапывать его. Его и моя кровь смешались, руки от земли были порезаны. Но у меня была цель – спасти, донести до госпиталя, я даже не спросила, как его имя, нужно было помогать другим. Я не считала, сколько было раненых в этот день и последующие. Просто нужно было сделать всё, чтобы помочь им. Самое больное сейчас для меня, что я ушла без разрешения, без твоего благословения, мама, но я молю тебя простить, ведь я, как и ты, как и многие сотни других помогаю защищать Отчизну. Мы не пустим фашистов и не отдадим им Родину.

Я посылаю тебе эту ромашку, которая единственная осталась цела с поля боя моего первого боевого крещения. Я люблю тебя, мама.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца


Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Здравствуй, дорогой мой Андрюша. Вот уже полгода как я не получаю от тебя писем. Это очень трудно так долго не получать писем. Вот сейчас: перед боем, под грохот орудий, треск пулеметов, под вой юнкеров, в огне, в пороховом дыму, пишу тебе эти строки и думаю, думаю о тебе. Дорогой мой Андрюшенька, какая же великая сила любовь в бою. Идешь в бой и знаешь, что впереди, после победы, красочная и творческая жизнь. И тебе вдруг становится легче на душе в эти страшные часы, потому что каждое завтра приближает тебя к радостной встречи с любимым. Я помню тяжелые и грозные бои за Москву. Мне было тогда вдвойне тяжелее: погибли родные. Горе давило мня, но я не плакала, нет, я мстила фашистам, но все мне было мало. Но твое письмо согрело мою душу, мне стало легче дышать, как будто твои ласковые руки обняли и прижали меня к себе. А завтра, на рассвете, бой.. И я так хочу вернуться домой, рассказать тебе и прижаться щекой к твоей шершавой шинели. Милый мой Андрей, до начала боя остался час. Целую тебя. Твоя Лариса.

Мамочка моя! Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов!

Наша победа недалека!

Дорогая Вера, солнце, голубка моя!

Сердце мое замирает от радости при одной той мысли, что ты, может быть, получишь это письмо мое, что ты и сын и доченька увидите мой почерк, узнаете, что я жив, здоров.

Милая моя мамусенька!

Сегодня получила твое письмо с фотографией. Ты права — мне очень приятно смотреть на нее. Я то и дело ее достаю из кармана гимнастерки. У меня уже нет ни одной своей фотографии — все куда-то исчезли. Да! А ты получила мое фото, где мы с Машенькой сняты?

. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну ничего, мы и здесь повоюем. Побьем проклятых гадов, чтобы им тошно стало.

Апрель 1942 г.1

Я жива и здорова. С 5 марта в Путивльском партизанском отряде. У Ковпака. Может, слышали про такого? О том, что случилось, где была, что делала, писать рано. Вот кончится война, встретимся — все расскажу. Пережила и перевидала такое, что меня теперь ничем не испугаешь...

Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина.

Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной.

Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие.

Мамочка моя, дорогая моя! Вот я и медсестрой. Ведь это самое прекрасное — спасать жизнь человеку, который борется за нас, защищает нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее. Мама, как же я боюсь. Нет не за себя, за тебя. Только сейчас понимаю, как же я тебя люблю!  Родная моя, береги себя!

Дорогие мои Витенька, мамочка, бабушка!

Не писала вам вот уже целую неделю — не было времени.

 Немцы рвались на высоту, где мы находились, но все их попытки прорваться были тщетны. Стойко и смело сражались наши бойцы — все мои дорогие и милые товарищи, выполняя приказ товарища Сталина: «Ни шагу назад».

Многие из них пали смертью храбрых, но я осталась жива..

10 ноября 1942 года.

Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое - уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро все заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные.

13 сентября 1943 года.

Извините, родные, что пишу редко. Писать некогда. Нужно добивать фашистов. Но сегодня будет смертельный бой и возможно я умру. А как хочется жить, как же хочется жить…

Целую  Вас, родные мои. Люблю вас.

Ваш сын Иван

Вчера при патрулировании ночью пришлось послушать патефон. Стоял и слушал. Контраст. Звуки войны и звуки жизни.. Пелось о любви, дружбе и счастье.

(Заставка песни из патефона)

Отрывок письма «Близка победа»

Здорово брат.

Пишу тебе я с армии, служу я в танковой дивизии №353. У меня все хорошо. Пули над головой летают, танки горят, самолеты падают. Выехали мы на войну фрицев долбить. Погода туманная, ничего не видно, заехали мы на немецкую территорию. Нас заметили и стали по нам стрелять. Первый раз по нам не попали, второй раз нам попали по гусеницам. Вылезли мы из танка, и пошли в лесную чащу, там попали мы в болото, один человек утонул. Осталось нас трое. Есть охота. По пути мы наткнулись на фрицев. Взяли нас в плен. Мучили, избивали, смеялись над нами. Просидели мы в муках пятнадцать дней. На шестнадцатый день удалось бежать и дойти до наших.

Буду бить врага беспощадно, до победы. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают.

Вот так брат. Передавай маме и папе привет. Ждите меня, я скоро вернусь. Целую. Боёв Михаил.

С Новым 1945 годом!

Здравствуйте, дорогие мои — мамуля, Лидия и Тамарочка. Крепко целую вас несчетно раз и желаю доброго здоровья. Да, скоро Новый год. Каков он будет? Конечно, без сомнения год окончательной победы над проклятым врагом. Ведь до Берлина осталось совсем недалеко.

11 мая 1945 г г.Прага

Победа наша!

Здравствуй, дорогая Клавочка! С пламенным приветом к тебе твой Василий. Клавочка! Сегодня решил написать тебе письмо, может быть, последнее до нашей встречи. Войну закончили 8 мая, 9 мая праздновали победу. Радости, конечно, нет предела. Сейчас ведь Родина стала совсем близка. Скоро, конечно, будем в России. В нашей любимой Родине. И справлять Победу. Все прожитые невзгоды уже позади. Сейчас можно справедливо отдохнуть. Гнет войны мы сбросили с плеч. Сейчас счастливая мирная трудовая жизнь – жизнь еще неувядшей молодости, полной всевозможных желаний во всех отношениях. На этом заканчиваю и передаю привет мамаше, Галочке, Наденьке.

Пока до скорого свидания. Целую. Твой Василий

Девочка 1: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

Мальчик 1: Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.

Девочка 2: Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Мальчик 2: Для нас война — история. История славной победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Девочка 3: Ребята, а что делать с письмами?

Мальчик 3: Давайте передадим их в музей школы будем хранить, читать и помнить!

Геройству лишних слов не надо,

Но каждый день и каждый час

Они со смертью жили рядом,

Чтоб оградить от смерти нас.

Чтоб мир наш стал еще чудесней,

Чтоб тишина царила в нем...

И им пришлось родным и близким

Писать под вражеским огнем.

(Песня «Не спешите нас хоронить»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спектакль "Письмо с фронта"

Составлен на основе документов архива  школьного  музея....

«Учителя на фронте и в тылу»

Открытое мероприятие, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. и Году Учителя. Учителям Ильинской школы посвящается....

«Учителя на фронте и в тылу» презентация с. Ильинка

Презентация к открытому мероприятию «Учителя на фронте и в тылу»...

"Служили не только солдаты на фронте..."

Музыкально-литературная композиция с участием взрослых и детей....

НОУ Проект на тему: « Монумент ТЫЛ - ФРОНТУ»

«Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Монумент является первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободит...

Разработка по внеурочной деятельности по курсу "Я познаю мир" тема "Письма с фронта"

Разработка по внеурочной деятельности  по курсу "Я познаю мир" тема "Письма с фронта" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5408466","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...