Эссе Здоровьесберег.технологии
методическая разработка (4 класс)

Галимова Резеда Закировна

            

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

  Сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж.Руссо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_zdorovesbereg.tehnologii.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Лашманская средняя общеобразовательная школа"Черемшанского муниципального района



ЭССЕ

" Использование  здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса»



Выполнила:учитель начальных

классов:Галимова Р.З

                   

2020г.

                                             «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

                                               Сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж.Руссо.

        Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Проблема сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях приобретает в настоящее время особую значимость, становится приоритетным направлением в государственной политике России.

          Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются  бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

           Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

           Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может  работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

         Цель современной школы, - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса .

          В современных условиях педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А. Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы.

        Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

          Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение  может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса.  Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической  направленности , который осуществляется при тесном контакте между педагогом  ,медицинским  работником и  учеником;  физкультурно-оздоровительный , когда отдается приоритет занятиям физкультурной направленности;   экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.    Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и  укрепления здоровья учащихся .

             Под здоровьесберегающими технологиями мы будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье .

             Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

            Я-учитель начальных классов, и от меня в первую очередь зависит здоровье ребёнка, его семьи, общества и всей планеты!

           Моя главная задача- сформировать у ребёнка собственную ответственность за здоровье! В образовании я стремлюсь  к тому, чтобы школа стала центром здоровья ребёнка, семьи и общества! Своим собственным примером  убеждаю  моих коллег в том, что каждый из них должен заботиться о здоровье детей, доверенных нам на воспитание! Все мои усилия направлены на формирование нового человека – человека здорового!

          Здоровьесберегающие технологии в школе становятся все более актуальными, растет и  число школ, включающихся в эту деятельность. Наша школа тоже работает в этом направлении. Уже много лет, перед началом занятий, проводится утренняя гигиеническая гимнастика. К этому мы тоже подходим творчески. С одной стороны детям, которые 1,5-2 часа назад проснулись, и дома поделали утреннюю гимнастику, физические упражнения перед уроками не нужны. Поэтому мы здесь применяем комплексы упражнений, которые способствуют пробуждению концентрации внимания, силы воли и носят оздоровительный характер. Для этого нами составлены 3 комплекса упражнений: »Цигун», »Прана» и «Изометрия».

            Я работаю в школе уже 28 лет, поэтому опыт, с которым я бы хотела поделиться на сегодняшний день,  существует. Несколько лет я веду в школе  кружок «Театр здоровья»  и имею неплохие результаты. Мои ученики выступают со сценками о здоровом образе жизни по школам и детским садам района. Участвуя на зональном этапе  конкурса театров здоровья мой  коллектив был награжден   Дипломами  1 и 2 степени, отдельные ученики тоже отмечены Дипломами в разных номинациях , меня наградили Почетной грамотой Министерства Образования РТ. С этой работой я вношу значительный вклад в сохранение здоровья детей.

         В свободное от работы время я занимаюсь плаванием ( в школе имеется бассейн), катаюсь  на лыжах. Имею грамоты за участие в соревнованиях по плаванию и по лыжным гонкам.  Приняла участие  на Летней Спартакиаде работников образования Республики Татарстан 2013.

        Весь образовательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Расскажу о системе использования здоровьесберегающих технологий в своей работе.

         Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения (которая на сегодняшний день очень актуальна). После, проводим  утреннюю гимнастику. Потом беседуем  о завтраке. Разговор о здоровом питании я веду с первого класса, и  все ученики со временем привыкают следить за своим питанием.

         Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут , часть времени урока я использую для проведения физкультминуток. Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работу и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, часто  с музыкальным сопровождением, либо с применением ИКТ. Использую элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения по формированию осанки, для ног, укреплению зрения мышц рук, отдыху позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Для  воспитания внимательного отношения к своему здоровью провожу разные  мероприятия. Прежде всего, это внеурочная деятельность «Я и физкультура», посещение занятий кружка «Юный пловец», »Молодые борцы», «Танцевальный» и система классных часов:»Наше здоровье в наших руках» .Беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, приглашение медсестры школы, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия. Ученики моего класса , до окончания школы , активно занимаются в спортивных кружках. Ни один «Сабантуй» не проходит без  участия борцов нашей школы. Самые лучшие участвовали  на  всероссийском конкурсе «Керэш» ,который проходил в Нурсултане (Казахстан) в феврале 2020 года и возвратились с  наградами.

        Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: »Мама, папа, я - спортивная семья», «Отлично катаемся на санках». Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки соревнования, уроки – экскурсии и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Использую методы, способствующие активизации  инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.

        Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг- друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

          Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

          Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь ". Гиппократ.

         Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: »В здоровом теле - здоровый дух» , то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

         Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...