Открытое занятие "Осенины"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)
Данное занятие разрабатывалось для детей и молодых людей с ОВЗ, однако его материал можно использовать и для учащихся начальной школы, фольклорных студий. На празднике дети в игровой форме знакомятся с традициями русского народа. В сценарий включены осенние заклички, жнивные песни, традиционные игры, пословицы и загадки. Знакомство с данным материалом помогает сформировать у детей интерес к фольклору, прививает уважение к труду и результатам труда,, развивает находчивость и умение взаимодействовать.
При составлении сценария открытого занятия использовался фольклорный материал из следующих сборников:
1. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет.
2. Черноскутова С. Про Семена-летопроводца, синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое...(Народный календарь и дети)
3. "Заинька во садочке" (Составители Л.В.Суровяк, Н.В.Тарасевич)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклорный праздник Осенины | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия «Осенины»
Тема занятия: Фольклорный праздник «Осенины».
Форма проведения занятия: фольклорный праздник
Цель занятия: знакомство с народными обычаями, формирование представлений о трудовой деятельности наших предков.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание календарных песен (заклички, жнивные песни)
- продолжить работу по формированию представлений о трудовой деятельности наших предков
Обобщить и расширить знания о традициях русского народа.
Воспитательные:
- прививать интерес к народной культуре и традициям
- воспитывать ответственное отношение к труду, результатам труда людей (хлебу, одежде)
Развивающие
- развивать внимание, мыслительную и творческую деятельность учащихся;
- способствовать формированию коммуникативных навыков посредством народных игр.
Методические приемы, используемые на занятии:
- беседа, побуждающий диалог, практическая деятельность, игровая деятельность.
Материалы и оборудование:
Листья, ветви рябины, корзины с овощами для украшения зала.
Корзина с предметами (хлеб, модели серпа и мельницы, льняная скатерть).
Костюм Осени в народном стиле. Аккордеон.
Зал украшен осенними листьями, веточками рябины и корзинами с овощами, заранее принесенными детьми на выставку.
1 .Организационный этап-2 мин.
Цель: организовать внимание детей, настроить на позитивный лад.
Дети входят в зал под наигрыш «А мы сеяли лен», проходят змейкой за ведущим педагогом и встают в круг.
2. Основной этап – 40 мин
Цель: знакомство с традициями праздника «Осенины». Закрепление материала, изученного ранее на занятиях (заклички, жнивные песни, народные игры)
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались на яркий и разноцветный праздник. Посмотрите, как преобразился наш зал! Сколько здесь разных овощей – желтые тыквы, золотистый лук, полосатые кабачки и яркая морковка, фиолетовые баклажаны и разноцветный перец. Одно удовольствие смотреть на эту красоту! Но, чтобы вырастить все это, пришлось немало потрудиться – посеять семена, прополоть, полить, собрать. И как приятно после всех трудов порадоваться обильному урожаю! Неудивительно, что у многих народов завершение уборки урожая было принято праздновать. На Руси этот праздник назывался «Осенины». Чем урожайней было лето, тем дольше длился праздник, иногда он справлялся в течение целой недели! Последний снятый с поля сноп наряжали лентами и бусами, надевали на него сарафан и кокошник и водили вокруг него хороводы. Затем с пением приносили в деревню, торжественно обносили все улицы, заносили в избу и ставили в красный угол. Там сноп стоял всю Осень, а зимой его зерна добавляли в корм скоту, чтобы тот не болел.
В Осенины было принято звать в гости всю родню и выставлять богатое угощение. Главным блюдом в этот день была очень густая каша из зерен. Считалось, что это поможет обильному урожаю на следующий год.
Педагог (обращается к детям): А как вы думаете, почему праздник назывался «Осенины»?
Дети отвечают
Педагог: Правильно, праздник проходит осенью, от того и такое название. А давайте-ка мы с вами закличку споем, осень к нам на праздник позовем:
Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, погости недель восемь,
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Появляется Осень в ярком сарафане, с венком осенних листьев на голове и с корзинкой.
Осень: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – осень щедрая, урожаем богатая, хлебом тороватая, не вы ли меня звали-закликали?
Педагог: Здравствуй, матушка-Осень, это мы тебя звали, хотим поблагодарить тебя за дары твои.
Ведущий запевает, дети подпевают:
Осень, осень пришла.
Что ты нам принесла?
В коробью – холста
На гумно – зерна,
На прялку – шерстинку,
Да молока крынку,
На стол – каравай.
Дождик, дождик, поливай!
Осень: Да, я хоть и поливаю всех дождиком, но и щедро одариваю тех, кто летом трудился, а не ленился. Недаром в народе говорят «Весна красна, да голодна, а осень – дождлива, да сытна». «Осень на порог – на стол пирог». Вот и вам я подарки приготовила. Лежат они в этой корзине. Но сначала вы со мною поиграйте, да мои загадки отгадайте.
Педагог: Ну что, ребята, будем отгадывать загадки Осени?
Дети отвечают.
Осень: Слушайте мою первую загадку:
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб)
Дети отвечают. Выслушав ответы, Осень достает из корзинки каравай хлеба, и показывает детям.
Педагог: А вы знаете, ребята, что про хлеб в народе много пословиц сложено? Давайте их вспомним (начинает читать пословицу, дети продолжают)
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Без хлеба куска и в тереме тоска.
Хлеб бросать – труд не уважать.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Осень: Да, пословицы вы знаете, молодцы! А вот попробуйте-ка разгадать мою вторую загадку: «Маленький, горбатенький, все поле обскакал».
Педагог: Какая трудная загадка! (повторяет загадку). Как вы думаете, ребята, про кого она? Или не про кого, а про что? Ой, кажется, я начинаю догадываться! Помните, мы с вами песню пели про инструмент, которым жали хлеб? Давайте споем ее для Осени, да заодно и вспомним, как этот инструмент назывался.
Дети запевают песню «Жнем», затем сразу поют «У нас серпы-то золотые»
1.Жнем, жнем, берем, берем,
Жнем, жнем, в снопы кладем.
Жнем, жнем, косим.
Жнем, жнем, носим.
2.У нас серпы-то золотые,
А мы жнеи молодые.
Время жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепами молотить,
У печи сушить,
Тесто месить,
Тесто месить,
Пирогами всех кормить!
Осень: Ну что, разгадали мою загадку?
Дети отвечают. Осень достает из корзинки серп, сделанный из картона.
Осень: Ишь, какие умники-разумники, и про серп знают! Ну, слушайте третью загадку: «Крыльями машет, а улететь не может»
Дети отвечают, если они затрудняются с ответом, Осень достает из корзинки игрушечную расписную мельницу.
Осень: А вот и отгадка!
Педагог: Осень, а мы с ребятами про мельницу песню знаем! Хочешь, споем?
Осень: Конечно, спойте! С удовольствием послушаю.
Песня «Жил у нашей бабушки черный баран»
-Жил у нашей бабушки черный баран. (2 раза)
- Где ж ты был, наш черный баран? (2 раза)
- На мельнице, на мельнице, мой милый Селифан! (2 раза)
- Что ж ты там делал, наш черный баран? (2 раза)
- Муку молол, муку молол, мой милый Селифан! (2 раза)
- Чем ты молол, наш черный баран? (2 раза)
- То рожками, то ножками, хвостом подметал! (2 раза)
- Что ж ты пришел к нам, наш черный баран? (2 раза)
- Выгнали мельники, мой милый Селифан! (2 раза)
Осень: Поете вы хорошо. А вот отгадайте-ка мою последнюю загадку: « Били меня, били, колотили-колотили, клочьями трепали. По полю валяли, гребнем чесали, на стол сажали».
Дети отвечают.
Педагог: Разгадали мы твою загадку, Осень. Это ведь лен! Чтобы из него нитки сделать, надо его стебли и мочить, и мять, и трепать, и чесать! Из полученной кудели прядут нитки, а уж из ниток ткут полотно. А из льняного полотна что только не шьют! Парням рубахи, девушкам сарафаны. И полотенца, и скатерти на стол можно сделать из льняной ткани.
Осень: Верно угадали! (достает из корзину льняную скатерть, показывает детям). А давайте-ка сыграем в народную игру, да и покажем, что наши прабабушки делали, чтобы из льняного семечка «выросла» вот такая красивая скатерть.
Игра «А мы сеяли лен».
Правила игры: Играющие встают в две шеренги лицом друг к другу. На первую и вторую строчку песни дети показывают действие по тексту, на третью-четвертую притопывают ногами. На слова припева одна шеренга поднимает руки «воротами», а вторая шеренга берется за руки. Крайний человек во второй шеренге должен провести всех через «ворота» (как в игре «Ниточка – иголочка») и встать на место. На второй куплет команды меняются ролями.
«А мы сеяли, сеяли лен»
1.А мы сеяли, сеяли лен.
А мы сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужалек.
Припев:
Лен мой, лен.
Белый лен,
Справа на горе,
Слева на крутой,
Лен зеленой.
В следующих куплетах изменяется только первая строка:
2. Мы пололи, мы пололи белый лен…
3. Уж мы рвали, мы рвали ленок…
4. Мы мочили, мочили ленок…
5. Мы трепали, трепали ленок…
6. Мы чесали, чесали ленок…
7. Уж мы пряли, мы пряли белый лен…
8. Уж мы ткали, мы ткали белый лен…
Осень: Когда все работы закончены, можно и повеселиться, попеть или поплясать!
Педагог: А давай, Осень, мы научим тебя играть в одну старинную хороводную игру? В ней и петь, плясать можно!
Осень: Хорошо, я согласна. Только что это гости наши так смирно сидят, с нами плясать не хотят? (обращается к родителям) А ну-ка, гости дорогие, вставайте в наш хоровод!
Правила игры: Выбирают мальчика-царевича, он встает за кругом. Дети с пением идут по кругу, держась за руки, царевич ходит за кругом против движения хоровода. На словах «Зайди к нам в городок» дети останавливаются и поднимают руки «воротами», царевич заходит в круг и дальше действует по тексту.
«По-за городу гуляет»
1.По-за городу гуляет (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
2. Он царевну выбирает, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
3. Распахнитеся, ворота, распахнитеся, широки, царевич-королевич. (2 раза)
4. Зайди к нам в городок, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
5. Встань здесь, подопрись, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
6. Царевне поклонись, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
7. За белы руки возьми, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
8. Да скорей плясать веди, (2 раза) царевич-королевич. (2 раза)
Хоровод танцуется несколько раз, каждый раз выбирается новый царевич.
Педагог: А теперь не зевай, быстро пару выбирай!
Игра «Шел козел дорогою»
И шел козел дорогою, дорогою широкою,
Нашел козу безрогую, безрогую козу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Тоску – печаль размыкаем, размыкаем печаль.
Правила игры: Все становятся в круг парами. Кто остался без пары, становится водящим. Участники с пением идут по кругу, на слова «Давай с тобой попрыгаем» поворачиваются лицом друг к другу, берутся за обе руки и подпрыгивают. Водящий танцует в кругу с каким-либо предметом (например, платком). Он может в любой момент бросить его, и тогда все меняются парами. Водящий стремится тоже встать в пару. Тот, кто остался без пары, становится новым водящим.
Осень: Ох, ребятушки, порадовали вы меня! Поете звонко, пляшете задорно, да и загадки отгадывать умеете! Век бы у вас гостила! Да только кто ж тогда птиц в дальний путь провожать будет, кто землю укроет разноцветным покрывалом? Да и жителям лесным помочь надо в теплые шубки переодеться, скоро ведь моя сестрица Зима в ваши края пожалует! А она шутить не любит – вьюгой метет, морозом щиплет. Вот и выходит, что пора нам прощаться. До свиданья, мои дорогие!
Дети прощаются с Осенью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....