Как коллектив влияет на личность ребенка?
статья (3 класс)
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитания в коллективе и через коллектив.
Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.
Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим "механизмом", педагогическим средством является "параллельное воздействие" - одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.
Личность всегда развивается в группе. В односторонне ориентированных социоцентрических или антропоцентрических концепциях воспитания личность и группа всегда противопоставляются, а сложность их взаимоотношений снимается признанием приоритета (давления) либо сообщества над личностью (социологические теории), либо личности над сообществом с признанием ее автономности (антропологические концепции). И тот и другой подход ведет к обеднению личности.
Необходим интегративный подход, при котором коллизия «личность – сообщество» разрешается через их объединение в воспитательном процессе, представляющем собой единство непрерывного и дискретного. Воспитание состоит из ряда ситуаций (коллизий), которые могут разрешаться таким образом, чтобы способствовать развитию личности или сообщества. Однако в целом это всегда ведет к повышению уровня развития и личности, и сообщества, т. к. развитие одного тянет за собой развитие другого. Чем более развито сообщество (в любом плане: нравственном, интеллектуальном, эмоциональном и т. д.), тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих. В сообществе, находящемся на высоком уровне организованности (коллективе), его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное поля не есть простая сумма соответствующих индивидуальных полей его членов. В таком сообществе любое поле вбирает в себя все лучшее, что есть у членов сообщества, нивелируя имеющиеся у них недостатки.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив – мощный рычаг воспитания, ведущие черты личности формируются только в коллективе в процессе общения и активной совместной деятельности. О влиянии социального окружения на личность говорит народная мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Воспитательная сила коллектива заключается в том, что, будучи объектом воспитательных влияний субъектов воспитания, он одновременно выполняет функции субъекта воспитания в отношении своих членов.
Любой коллектив – это место для самовыражения и самоутверждения личности. Основными характеристиками коллектива, который эффективно осуществляет воспитательные функции, является здоровый морально-психологический климат, сплоченность, творческая активность, постоянная нацеленность на успех, высокая требовательность, творческое сотрудничество, потенциальная эффективность деятельности.
Воспитательная сила коллектива заключается, в первую очередь, в том, что он объединяет всех своих членов совместной деятельностью, формирует в них лучшие черты характера, необходимые для целенаправленной и эффективной совместной деятельности, раскрывает общественную значимость и необходимость этой деятельности.
Значительное воспитательное воздействие на членов коллектива имеют такие социально-психологические проявления, как коллективное настроение, общественное мнение и коллективные традиции.
Опыт удачного привлечения коллектива к воспитанию своих членов представлен А. С. Макаренко, который обосновал методику воспитания в коллективе и через коллектив. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельных действий; обосновал динамику развития коллектива.
По мнению В. А. Сухомлинского, коллектив – это «сложная духовная общность людей, стоящих на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития».
Основные требования этого принципа:
– выдвижение перед коллективом четких перспектив, постановка конкретных содержательных задач и привлечения его членов к их качественному выполнению: перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, подчеркивал А. С. Макаренко, не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой;
– умелое управление развитием коллектива, своевременное решение проблем, которые могут возникать в процессе его развития: «Воспитывать коллектив, создавать его внутренние интеллектуальные, моральные, эмоциональные силы – гармоническое единство воспитательных воздействий на личность – это значит прежде всего воспитывать ум, моральные чувства, эстетические взгляды и предпочтения каждой личности – каждого человека»;
– обеспечение гармонии взаимоотношений между личностью и коллективом: «Коллектив как воспитательная сила есть тогда, когда есть гармония духовной жизни личности. Это чрезвычайно тонкая и многогранная вещь – гармония личности... Оттачивания, шлифовки граней каждой личности – это первая и самая главная забота о гармонии в духовной жизни коллектива»;
– создание актива среди воспитанников;
– всяческая поддержка и поощрение, с одной стороны, разумной инициативы коллектива и ее закрепление как традиции, с другой – «не следует делать коллектив инструментом дисциплинарного воздействия на его членов. Чем меньше коллектив занимается рассмотрением многих конфликтов, тем большей силой он обладает»;
– тесная связь коллектива с жизнью школы и государства;
– умение осторожно затрагивать и одновременно не вмешиваться в хрупкую и нежную сферу отношений между воспитанниками в коллективе и тому подобное.
Необходимый смысл влияния сообщества на развитие личности заключается, во-первых, в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций общества, и через это усвоение человек вырабатывает, корректирует свои духовно-ценностные ориентиры, осознает свое место в обществе. Вовторых, воздействие общности проявляется в становлении социальной базы человеческого бытия.
Воспитание в детском сообществе тоже может иметь как отрицательное влияние на становление личности его членов, так и положительное. Тот или иной результат в самом общем виде будет напрямую зависеть от степени приближения сообщества к его высшему уровню — коллективу в истинном смысле этого слова как высокоорганизованному гуманному сообществу.
В научном смысле коллектив является высшей формой развития группы и представляет собой социально-психологическую общность. Коллектив – это открытое гуманное сообщество людей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которые опосредуются социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Итак, коллектив был, есть и будет важным инструментом реализации воспитательных задач в обществе, потому что жизнь каждого проходит в социальной среде, то есть в коллективе. Социальное окружение имело, имеет и будет иметь решающее влияние на процесс социализации личности воспитанника и на ее самоактуализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27726.jpg)
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-55100.jpg)
«Как сельскохозяйственная деятельность отрицательно влияет на окружающую среду.»
Обострение экологической ситуации во многих регионах России в значительной мере связано с влиянием сельскохозяйственной деятельности на природную среду....
Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»
Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-149301-1617919326.jpg)
«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»
Влияние коллектива на формирование личности школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-718295-1448909335.jpg)
"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"
Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...