Классный час "Творческий проект "Азбука семьи"
классный час (2 класс)

Сафронова Ирина Владимировна

Классный час разработан в соответствии с ФГОС НОО. В разработке представлены новые образовательные технологии, формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_azbuka_semi_safronova_i.v.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Азбука семьи»

(Открытый классный час во 2 Б классе, кл. руководитель: Сафронова И.В.)

Цель: формирование отношения к семье как к ценности.

Задачи: воспитание нравственно здоровой и духовной личности в счастливой и крепкой семье; формирование доброго отношения к родным, близким людям и практических навыков построения сердечных взаимоотношений в семье.

Оборудование: большой макет сердца белого цвета, маленькие сердечки, вырезанные из красного картона; макеты «кирпичей» со словами: «любовь», «уважение», «труд», «понимание», «здоровье», «чистота», «красота», «дружба», «уют», «теплота», «доброжелательность», «спокойствие», презентация, конверты с заданиями, ромашки, фонограмма для песни, родословные  семей, плакат с изображением пейзажа для строительства дома.

Ход занятия:

I.Самоопределение деятельности

Учитель: Ребята, тему нашего классного часа вы отгадаете сами. Для этого нужно посмотреть на доску. Главное слово в теме состоит из трех букв. Предлагаю вам прочитать ассоциации, фантазии на каждую букву этого слова (ребята читают на доске или слайде):

– душевный, доброжелательный, доступный, дружеский, добротный, добрый;

– особенный, огромный, очаровательный, одинокий, одинаковый;

– мирный, могучий, многостенный, модный, милый.

Что же это? (ответы детей) Конечно, ДОМ!

Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких.

У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.

- Как вы понимаете слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»?

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа?

Тема нашего классного часа: «Азбука семьи».

-Как вы думаете, что означает это словосочетание?

Давайте зачитаем некоторые ответы (зачитывают те ответы, где говорится о семье).

Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? Правильно, мы будем

говорить о семье и семейных ценностях!

-Попробуйте объяснить значение слова «семья» с помощью синквейна.

 Первый пример:

Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья — лучшая школа дисциплины.
Ребенок.

Второй пример:

Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.

Какая будет у вас семья?

С – счастливая. Славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

М’ – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я – яркая, ясная…

Глоссарий:

В словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников».

Учебная

Семья - это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случится несчастье, кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры и другие члены семьи.

Мы будем сегодня говорить о семье, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты входишь из семьи.

Проектная деятельность «Строим дом»

Сегодня мы будем строить дом счастья - это дом добрых мыслей, добрых слов и поступков, хорошего настроения.

Перед вами сердце. Как, по-вашему, это доброе сердце? (Холодное). А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (грубость, предательство, зависть, жадность).

А нам надо попробовать растопить ледяное, холодное сердце. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали, и наполнить сердца добротой.

(Дети выходят, рассказывают о своих добрых поступках, потом наклеивают красное маленькое сердечко на большое белое сердце).

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реки, реки – в море добра. И только добрые сердца способны создать что-то особенное, способны построить «дом счастья».

Как вы думаете, что нужно, чтобы дом был счастливым?

(Далее следуют ответы детей.)

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

Сегодня мы будем строить дом. Превратимся в строительную бригаду.

-Что нам понадобится для строительства дома?

Я хочу прочитать вам одну легенду “Как появилась семья”.

– Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили они обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал их и сказал: “Никто не научит вас жить дружно и счастливо, вы сами должны понять, что вам надо для счастья, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств (каких?): понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.

Для строительства нашего дома мы закупили такие кирпичики, как любовь, уважение, понимание, уважение, доброта, забота, дружба, труд, уют, теплота, доброжелательность, спокойствие.

Давайте построим дом счастья.

Работа в группах

-Возьмите конвертики. Там лежат кирпичики для строительства дома. Выберите то, что считаете нужным.

 Что вы положите как основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома).

Постепенно, складывая  стены по  кирпичику, воздвигаем дом, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

Дом построен, но чего-то не хватает. Чего же? (Окон)

Для окон вам предлагается 4 цвета: желтый, зеленый, синий и красный. Определяем, что пройдёт в наш дом через эти открытые окна: зеленый цвет - принесёт в дом спокойствие; желтый цвет - принесёт в дом тепло; синий цвет - принесёт в дом мир и покой; красный цвет - принесёт в дом благополучие.

Мы построили дом - «дом счастья», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас любят, понимают, всегда придут на помощь.

-А чтобы вы еще добавили на нашу картину? (Солнце)

А теперь этот дом согреем теплом лучей солнца. Солнце - это символ тепла и доброты (открывается плакат с изображением солнца с лучиками).

Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.

Но как бы жизнь нас ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все-таки их большинство.

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой,

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово.

Дом, который мы сегодня построили, можем разрушить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нём жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.

Дом, заставленный добром, ещё не дом,

И даже люстра над столом – ещё не дом.

И на окне живой цветок – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста,

Что от ладоней до окна

Наполнен дом твоим теплом.

II. Понятие «семейные ценности». Моделирование.

 Издавна люди обустраивали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер. А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Это и предстоит нам сегодня определить.

То, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями. Ценности, ценные качества. Что значит ценные, подберите синонимы к этому слову. (Важные, нужные, главные).

Дом, это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

Сейчас мы построили дом, в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик нашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. Подумайте и назовите еще раз эти ценные качества, может какие-то из них мы забыли.

(Обсуждение в группах под фон. музыку, запись на листочках 6 семейных ценностей. Например, доброта, любовь, взаимопонимание, поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

III. Викторина «Семейные ценности».

А сейчас предлагаю вам принять участие в минивикторине «Семейные ценности».

Некоторые из них уже назывались вами, но с какими-то вы встретитесь впервые.

  1. Много пословиц и поговорок сложил народ о семье. Расшифруйте одну из них.

(на экране: ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- О какой семейной ценности идет в ней речь? (поддержка, помощь, взаимовыручка, взаимопонимание).

(на доске появляется: взаимоподдержка, взаимопонимание)

   В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

  1. А теперь вопрос-загадка.

Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

«Я поняла!» -

И тащит одеяло.

- Поняли мама и дочка друг друга?

- О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

- Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

- Все перечисленные вами качества можно объединить и назвать так: душевная теплота.

(на доске появляется: душевная теплота)

  1. И, наконец, музыкальный вопрос.

(звучит фрагмент песни «Дорогие мои, старики..»)

- О ком эта песня?

- Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)

- В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это еще одна семейная ценность.

(на доске появляется: чувство родства)

IV. Понятия «материальные и духовные ценности».

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные. Представьте такую ситуацию.

Однажды учительница попросила ребят написать сочинение на тему: «Самый счастливый день твоей семьи». Послушайте, о чем рассказали в своих работах Ваня и Миша.

Сочинение Ивана: В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и приставку «Сони плей стейшн». Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдз. День прошел замечательно! Все были счастливы!

Сочинение Михаила: В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки, мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!

(учитель зачитывает сочинения детей, на экране – картинки с изображением героев, ценностей двух семей)

- О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье?

 Такие ценности называют материальные.

- Что делает счастливой семью Миши?

А как называются такие ценности? (духовные)

- Так что же важнее для семейного счастья?

- У вас на столах карточки голубого и фиолетового цвета. Если вы считаете, что в семье должны составлять основу материальные ценности (т.е. быть главными), поднимите голубую карточку, а если духовные – фиолетовую.

(дети работают с карточками)

- Объясните свой выбор.

   

     Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья.  Поэтому, запомните, что  материальный достаток в семье не должен стать ценностью, чем-то главным, незаменимым

Игра «Закончи предложение»:

- Больше всего я люблю в своей семье…

- Больше всего я огорчаюсь, когда…

- Мои родители счастливы, когда…

- Моя мама любит, когда я…

(Высказывания ребят.)

V. Фотогалерея «Семейный портрет».

- В заключение нашей беседы предлагаю вам посетить фотогалерею 2 Б класса «Семейный портрет».

(на экране – фото семей)

        

Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

VI. Рефлексия

Учитель:

 Ребята, понравился ли вам классный час?  Ребята, а знаете, есть ещё один замечательный семейный праздник. Кто знает , как он называется?( « День семьи, любви и верности», иначе его называют днём Петра и Февронии.)

-Может кто-нибудь скажет, что является символом этого праздника? Символом этого праздника является такой простой цветок, как ромашка.

Мы на дополнительных занятиях приготовили эти цветы, так давайте же украсим нашу картину красивыми ромашками, символом семейного очага! (Дети прикрепляют готовые ромашки на доску, на фоне домов и пейзажа)

VII. Итог занятия

Учитель:

Давайте, ребята, постараемся сохранить наши Дома счастья, чтобы самим быть в них счастливыми. Я дарю вам эти солнышки, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали ими свой дом, окружающих вас людей.

Да, повесть о доме подходит к развязке,

Дописаны главы, досмотрены сны,

Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,

Мы сами решать все задачи должны.

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед нами лежит, как тетрадка,

В которой пока ещё нет ни строки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Моя семья - самая-самая..."

Задачи классного часа :развивать эмоциональ­но-чувственную сферу и ценностно-смыс­ловое ядро личности.     Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг...

Классный час "Моя семья"

Классный час взят и немногго переработан из журнала Начальная школа. Интересный, с играми. Учит говорить откровенно, развивает эмоционально, прививает любовь к близким...

Классный час «Я - семья - род»: составляем родовое дерево

Начало работы над проектом, выход: детские работы....

КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЯ СЕМЬЯ"

Ход занятия1. Приветствие- Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который называется «Моя семья». Мне очень хочется узнать с каким настроением вы...

Классный час "В семье единой"

Цель:познакомить учащихся 3 класса с предстоящим праздником “1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства”, его историей и значением.Воспитывать патриотические чувства: лю...

Классный час Моя семья

Развитие семейного творчества. Воспитание добрых, уважительных отношений между детьми и родителями, способствующих сплочению семьи. Оказание содействия установлению взаимопонимания между школой и се...

Классный час "Судьба семьи в судьбе страны"

Цель:   помочь  сориентироваться  в  ближайшей  социокультурной  среде,  представляющей  своеобразную  микромодель  окружающего...