описание работы с родителями
статья
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы классного руководителя
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство. В. А. Сухомлинский
Тема воспитательной работы: «воспитание духовно-нравственных аспектов жизни младших школьников, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.»
В наше время в воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом, возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности.
И для того, чтобы у нас было духовно-нравственное, физически здоровое будущее поколение, чтобы намного приблизить его к национальному воспитательному идеалу, необходимо с первых классов формировать у детей различные виды компетентности: духовно-нравственной, экологической, здоровье-сберегающей.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только, как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. Оттого - большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности, любовь к жизни – без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной.
Но я не просто учитель - я классный руководитель. А классное руководство для меня – это не работа, а образ жизни.
Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с классным руководителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать ему, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Не зря нас, классных руководителей, называют "вторыми мамами", а школу - "вторым домом".
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать учебно-воспитательную работу с учащимися и их родителями увлекательной и захватывающей.
Но моя задача и цель не только научить, но и воспитать их настоящими людьми, за которых потом не будет стыдно! А это и есть самое сложное. Но если вкладываешь всего себя в это непростое дело, то в детских душах, ранимых и открытых, обязательно останется след одного из первых важных людей в их жизни – классного руководителя и первого учителя. Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он должен быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью.
Поэтому, свою деятельность осуществляю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».
В школе основным структурным элементом является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера
Цель моей работы с классом - это создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
- Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
- Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
- Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
- Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
- Организация различных видов деятельности учащихся.
Основные функции классного руководителя: диагностирующая, коммуникативная, проектирующая, организационно – деятельностная, развивающая охранно-защитная корректирующая.
Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы с детьми:
Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического самоуправления ( выборы в органы самоуправления класса, составление плана работы на четверть активом класса, оформление газеты к празднику)
Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом. ( посещение учащихся на дому, анкетирование)
Массовые (педагог - несколько групп, классов) – конкурсы, походы, спортивные соревнования. («Мама, папа, я- спортивная семья», Смотр строя и песни, «Мама, папа, я – читающая семья», «День Матери».)Основные направления моей деятельности:Индивидуальная работа с учащимися. Формирование детского коллектива. Работа с родителями.
Организация работы с родителями
Найти ключик к каждому родителю и ученику, правильно выстроить с ними взаимоотношения, объединить и сплотить их около себя - мою маленькую школьную семью – так же немаловажно в моей системы воспитательной работы с классом. Действительно, если учитель наладил хорошие, тёплые отношения с родителями, если они поверили ему, то это залог успеха в воспитании и становлении личности ребенка. А правильно выстроенные дружеские доверительные отношения возможны только при условии уважения, внимания, личностного подхода к каждому ребенку.
Важная роль в формировании личности ребенка отводится работе классного руководителя с родителями. Родители - полноправные участники образовательного и воспитательного процесса.
Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей учащегося, и чья компетентность является лицом учебного заведения.
Классный руководитель — это педагогический работник, который осуществляет педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, содействует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в образовании условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развитию учащихся, их социальной защиты.
В соответствии с «Положением о классном руководителе учебного заведения» классный руководитель координирует воспитательную работу родителей, учителей, психолога, медицинских работников, других участников учебно-воспитательного процесса по выполнению задач обучения и воспитания в классном коллективе. Он имеет право вносить предложения на рассмотрение родительского собрания класса по материальному обеспечению организации и проведению внеурочных мероприятий, посещать учащихся по месту проживания (по согласию родителей, опекунов), изучать условия их быта и воспитания.
Работа классного руководителя начинается с изучения семьи со стороны выполнения нею своей воспитательной функции с целью становления неформальных отношений между педагогами и родителями, сотрудничества по воспитанию ребенка, определение условий, которые содействуют эффективному сотрудничеству семьи и школы.
Основные формы работы с родителями: индивидуальная (беседы, совещания и консультации) и групповая (заседания Совета класса и родительские собрания). Родительские собрания проходят один раз в четверть. Индивидуальные встречи – по мере необходимости. В течении учебного года проводится анкетирование родителей.
Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
В начале работы, как показывает практика, каждый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?
Прежде всего, с себя как классного руководителя. Перед началом учебного года повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:
родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет
не беседуй с родителями второпях, на бегу разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам, не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал, то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
Если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам.
Содержанием моего взаимодействия с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера. Родители мне доверяют, поэтому им хочется со мной общаться. В беседах я обязательно скажу и о достижениях ребенка, и о проблемах, как в воспитании, так и в обучении. Не забуду обязательно поблагодарить детей за успехи, а родителей за активное участие в школьной жизни ребенка. Родители отвечают мне взаимной заинтересованностью
Взаимодействие в воспитательном процессе педагогического, ученического коллективов, семьи, общественности
Взаимодействие с родителями - совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости…
Управление образованием в Российской Федерации носит общественно-государственный характер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, ученического коллектива, общественности и т.д.). Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий всех вышеизложенных социальных групп.
Вся моя работа с родителями делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, родительское собрание и совместные экскурсии и праздники.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Такие лектории, беседы лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. В этой работе мне помогают администрация школы, медработник, школьный психолог, логопед, библиотекарь и учителя-предметники. В течение года проводила теоретические и практические занятия по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное»,
День открытых дверей, или родительский день в классе, требует очень большой подготовки, его обычно провожу в последние учебные дни перед летними каникулами. Главное - привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.
Классные родительские собрания - традиционная форма работы.
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Формами индивидуальной работы являются: посещение семьи, педагогическое поручение, педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросродителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Какие вы родители"
Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....
Компьютер: "за" и "против".Десять советов родителям.(статья для родителей).
Советы родителям о пользе и вреде компьютера....
Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"
Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Тест для родителей. Какие вы родители?
В данном тесте представлены вопросы для родителей...
Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"
В помощь родителям первоклассников....
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...