Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья»» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Задачи программы:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития
Объем
Курс включает 34 часа (1 занятие в неделю), из них 31 занятия плюс 3 часа резервных.
Данное изменение внесено для прохождения программы в полном объеме с учетом графика общегосударственных праздничных и выходных дней на второе полугодие 2020 и первое полугодие 2021 года.
Особенности организации учебного процесса по курсу внеурочной деятельности
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, питаться правильно. Надо, чтобы он уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, действительно будет здоров.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые, комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы,
связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» . Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Содержание программы «Уроки здоровья» тесно связано с содержанием программ по окружающему миру, физической культуре, а знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях по внеурочной деятельности необходимы младшему школьнику для успешного обучения.
Сроки реализации программы
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка оздоровительной направленности. 3анятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 40 минут. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Особенности организации учебного процесса по курсу внеурочной деятельности: используемые формы.
Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:
- вводная беседа по теме;
- проведение опытов;
- оздоровительная минутка;
- анализ ситуации;
- выполнение практического задания (практикум);
- выполнение творческого задания;
- выполнение тестового задания;
- психогимнастика;
- познавательная игра.
Тематическое планирование
№ п/п | Название | Теоретические Часы | Практические часы | Всего часов |
1 | Воспитание личностных качеств | 14 | 8 | 22 |
2 | Этикет | 0 | 3 | 3 |
3 | Моя безопасность | 2 | 4 | 6 |
4 | Резерв | 0 | 3 | 3 |
Итого | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы
Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни
Воспитание личностных качеств (22ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Надо уметь сдерживать себя. Вредные привычки. Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Твоя одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое дружба? Спешите делать добро.
Практические занятия (8 часов)
Этикет (3ч) Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях.
Практические занятия (3часа)
Моя безопасность (6ч) Как вести себя в общественных местах. Умеем ли мы вежливо общаться. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро.
Практические занятия (4часа)
Резерв (3ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Тип занятия | Количество часов | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
Воспитание личностных качеств (17ч) | ||||||||
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие | комбинированное | 1 | |||||
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | комбинированное | 1 | |||||
3 | Спеши делать добро. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
4 | Почему мы говорим неправду. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
5 | «Неправда — ложь» в пословицах и поговорках. | комбинированное | 1 | |||||
6 | Почему мы не слушаемся родителей? Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | комбинированное | 1 | |||||
8 | Надо уметь сдерживать себя. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
9 | Как воспитать в себе сдержанность. | комбинированное | 1 | |||||
10 | Как отучить себя от вредных привычек. | Комбинированное | 1 | |||||
11 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | Комбинированное | 1 | |||||
12 | Как относиться к подаркам. Я принимаю подарок. | Комбинированное | 1 | |||||
13 | Я дарю подарки. Практическое занятие | Комбинированное | 1 | |||||
14 | Как следует относиться к наказаниям. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
15 | «Встречают по одёжке». Твоя одежда | комбинированное | 1 | |||||
16 | Как вести себя с незнакомыми людьми. | комбинированное | 1 | |||||
17 | Как вести себя, когда что-то болит. | комбинированное | 1 | |||||
Этикет (3ч) | ||||||||
18 | Как вести себя за столом. Правила поведения за столом. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
19 | Сервировка стола. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
20 | Как вести себя в гостях. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
Моя безопасность (6ч) | ||||||||
21 | Как вести себя в транспорте и на улице. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
22 | Как вести себя в театре, кино, школе. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
23 | Умеем ли мы вежливо общаться. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону? Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
25 | Что делать, если не хочется в школу. | комбинированное | 1 | |||||
26 | Чем заняться после школы. | комбинированное | 1 | |||||
Воспитание личностных качеств (5 ч) | ||||||||
27 | Что такое дружба. | комбинированное | 1 | |||||
28 | Кто может считаться настоящим другом? Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
29 | Как доставить родителям радость? | комбинированное | 1 | |||||
30 | Как помочь больным и беспомощным. | комбинированное | 1 | |||||
31 | Спешите делать добро. Практическое занятие | комбинированное | 1 | |||||
Резерв (3ч) | ||||||||
32 | Резерв | 1 | ||||||
33 | Резерв | 1 | ||||||
34 | Резерв | 1 |
Планируемые результаты к концу года
К концу года обучающиеся должны знать:
- правила поведения за столом;
- правила поведения в общественных местах (в транспорте, в театре, на
улице, в школе); - как вести себя с незнакомыми людьми;
- как нужно одеваться;
- вредные для здоровья поступки;
- интересные и безопасные способы времяпровождения.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила личной гигиены;
- вежливо общаться по телефону;
- организовать свой досуг;
- сервировать стол.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся по окончанию курса
Познавательные
Самостоятельное формулирование познавательной цели; способность производить простейшие логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Умение пользоваться широким спектром источников информации.
Личностные
Овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация); действиями нравственно-этического оценивания; формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование эмоционального позитивного отношения к себе и окружающим; личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.
Регулятивные
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к волевому усилию.
Коммуникативные
Умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
учитывать позицию собеседника (партнера).
Список литературы
Литература для учителя
- Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие / Н. И. Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И. Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.
- Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.
- Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.
- Симкина П. Л. Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.
- Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалева - М.: Вако, 2008. – 365 с.
- Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.
Литература для обучающихся
- Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 1 класс/ В. М. Мельничук – Сибирское университетское издательство : 2007. – 42 с.
- Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 2 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43 с.
- Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 3 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по социальному направлению "По дороге безопасности"(1-4 кл.)
Программа «По дороге безопасности» направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности....
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка" для начальных классов...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 2 класса....