Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
методическая разработка (3 класс)

Адамчевская Екатерина Сергеевна

Методическая разработка программы ВД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_uroki_zdorovya_3_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативная основа программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья»» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  5. Письма  Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Наметившаяся в образовании тенденция новых подходов в вопросах воспитания и обучения способствует созданию программ по здоровье сберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Задачи программы:

•  сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

•  научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

•  научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

•   сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

•  сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

•  дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

•  дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

•  обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

•  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

•  сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

•  сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития 

Объем

Курс включает 34 часа (1 занятие в неделю), из них 31 занятия плюс 3 часа резервных.

Данное изменение внесено для прохождения программы в полном объеме с учетом графика общегосударственных праздничных и выходных дней на второе полугодие 2020 и первое полугодие 2021 года.

Особенности организации учебного процесса по курсу внеурочной деятельности

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, питаться правильно. Надо, чтобы он уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, действительно будет здоров.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые, комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы,  

связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» . Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Содержание программы  «Уроки здоровья» тесно связано с содержанием программ по окружающему миру, физической культуре, а знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях по внеурочной деятельности необходимы младшему школьнику для успешного  обучения.

Сроки реализации программы

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка оздоровительной направленности. 3анятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 40 минут. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Особенности организации учебного процесса по курсу внеурочной деятельности:   используемые формы.

Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:

  • вводная беседа по теме;
  • проведение опытов;
  • оздоровительная минутка;
  • анализ ситуации;
  • выполнение практического задания (практикум);
  • выполнение творческого задания;
  • выполнение тестового задания;
  • психогимнастика;
  • познавательная игра.

Тематическое планирование

п/п

Название

Теоретические

Часы

Практические

часы

Всего

часов

1

Воспитание личностных качеств

14

8

22

2

Этикет

0

3

3

3

Моя безопасность

2

4

6

4

Резерв

0

3

3

Итого

16

18

34

Содержание программы

 Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни

Воспитание личностных качеств (22ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаемся родителей? Надо уметь сдерживать себя. Вредные привычки. Как относиться к подаркам.  Как следует относиться к наказаниям. Твоя одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое дружба? Спешите делать добро.

Практические занятия (8 часов)

Этикет (3ч) Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях.

Практические занятия (3часа)

Моя безопасность (6ч) Как вести себя в общественных местах. Умеем ли мы вежливо общаться. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро.

Практические занятия (4часа)

Резерв (3ч)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тип занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

Воспитание личностных качеств (17ч)

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

комбинированное

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

комбинированное

1

3

Спеши делать добро. Практическое занятие

комбинированное

1

4

Почему мы говорим неправду. Практическое занятие

комбинированное

1

5

«Неправда — ложь» в пословицах и поговорках.

комбинированное

1

6

Почему мы не слушаемся родителей?

Практическое  занятие

комбинированное

1

7

Почему дети и родители не всегда понимают

друг друга?

комбинированное

1

8

Надо уметь сдерживать себя. Практическое занятие

комбинированное

1

9

Как воспитать в себе сдержанность.

комбинированное

1

10

Как отучить себя от вредных привычек.

Комбинированное

1

11

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Комбинированное

1

12

Как относиться к подаркам.  Я принимаю подарок.

Комбинированное

1

13

Я   дарю подарки. Практическое занятие

Комбинированное

1

14

Как следует относиться к наказаниям.

Практическое занятие

комбинированное

1

15

«Встречают по одёжке». Твоя одежда

комбинированное

1

16

Как вести себя с незнакомыми людьми.

комбинированное

1

17

Как вести себя, когда что-то болит.

комбинированное

1

Этикет (3ч)

18

Как вести себя за столом. Правила поведения  за столом. Практическое занятие

комбинированное

1

19

Сервировка стола. Практическое занятие

комбинированное

1

20

Как вести себя в гостях. Практическое занятие

комбинированное

1

Моя безопасность (6ч)

21

Как вести себя в транспорте и на улице. Практическое занятие

комбинированное

1

22

Как вести себя в театре, кино, школе. Практическое занятие

комбинированное

1

23

Умеем ли мы вежливо общаться.

 Практическое занятие

комбинированное

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону?  Практическое занятие

комбинированное

1

25

Что делать, если не хочется в школу.

комбинированное

1

26

Чем заняться после школы.

комбинированное

1

Воспитание личностных качеств (5 ч)

27

Что такое дружба.

комбинированное

1

28

Кто может считаться настоящим другом?

Практическое занятие

комбинированное

1

29

Как доставить родителям радость?

комбинированное

1

30

Как помочь больным и беспомощным.

комбинированное

1

31

 Спешите делать добро. Практическое занятие

комбинированное

1

Резерв (3ч)

32

Резерв

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1

Планируемые результаты к концу года

К концу года обучающиеся должны знать:

  • правила поведения за столом;
  • правила поведения в общественных местах (в транспорте, в театре, на
    улице, в школе);
  • как вести себя с незнакомыми людьми;
  • как нужно одеваться;
  • вредные для здоровья поступки;
  • интересные и безопасные способы времяпровождения.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • вежливо общаться по телефону;
  • организовать свой досуг;
  • сервировать стол.

Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся по окончанию курса

Познавательные

Самостоятельное формулирование познавательной цели; способность производить простейшие логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Умение пользоваться широким спектром источников информации.

Личностные

Овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация); действиями нравственно-этического оценивания; формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование эмоционального позитивного отношения к себе и окружающим; личностная мотивация; ориентация на моральные нормы.

Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к волевому усилию.

Коммуникативные

Умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

формирование умения работать в парах и малых группах;

формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

учитывать позицию собеседника (партнера).

Список литературы

Литература для учителя

  1. Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.
  2. Дереклеева Н. И.  Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие /  Н. И.  Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И.  Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.
  4. Обухова Л. А.  Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.
  5. Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.
  6. Симкина П. Л.  Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.
  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов  - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.
  8. Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной  среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И.  Рогалева  - М.: Вако, 2008. – 365 с.
  9.   Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.

Литература для обучающихся

  1. Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 1 класс/ В. М. Мельничук – Сибирское университетское издательство : 2007. – 42 с.
  2. Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 2 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43 с.
  3. Мельничук В. М. Дневничок – Здоровячок [Текст]: Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 3 класс/ В. М. Мельничук –: Сибирское университетское издательство 2007. – 43 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по социальному направлению "По дороге безопасности"(1-4 кл.)

Программа «По дороге безопасности» направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности....

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка" для начальных классов...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 2 класса....