"Мой мир"
рабочая программа
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_mir.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная обще - развивающая программа «Мой мир»
для воспитанников государственных организаций
для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
«Мой мир»
Емельяново, 2019
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям.
Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условия труда оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к жизни в обществе (Р.С. Буре, М.В. Куцакова, В.Г. Нечаева и др.).
Введение трудового воспитания, как вариативной части воспитательной образовательного процесса обусловлено тем, что основу трудового воспитания детей составляет знание социальной действительности. (М.А. Захарова).
Вариативная часть формируется по интересам детей через непосредственно - образовательную деятельность, кружковую работу и
используя различные формы работы по трудовой деятельности и с ознакомлением окружающего мира.
Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
Особенность данной темы состоит в том, что это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. При поступлении воспитанников в КГКУ «Емельяновский детский дом» 80% не имеют трудовых навыков, а из года в год дети взрослеют, и идёт нарастание трудовых навыков и умений
В создании программы «Мой мир» трудовая деятельность
является одним из важных факторов воспитания личности ребенка.
Весь процесс трудового воспитания детей систематизирован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Это стало возможным при рациональной организации трудовой деятельности, что позволяет активизировать физические силы и умственную деятельность. Труд приносит детям радость, позволяет, ощущать себя значимым и полезным обществу.
Структура программы
За основу планирования и составления рабочей программы «Мой мир» взята образовательная программа «От рожденья до школы» под редакций Н.Е. Вераксы. «Социально коммуникативное развитие» с интеграций других образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие» и «Художественное творчество».
В образовательной области «Социально коммуникативное развитие» сформированы педагогические условия, необходимые для эффективного трудового воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
- Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда.
- Организация материальной среды и трудового оборудования;
- Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
- Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья.
- Включение воспитателя в труд детей на правах партнера.
- Обеспечение нравственно-ценной мотивации.
- Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.
- Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде.
- Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию.
- Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.
Программа «Мой мир» адресована воспитанникам от 7 до- 17 лет. Она рассчитана на пять лет.
Система нравственно – трудовых навыков, знаний и умений имеет концентрический принцип построения, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
В соответствии с этим, цель программы: создание организационно-педагогических условий по формированию трудовых качеств у детей.
В ходе её достижений решаются следующие задачи:
- Развивать трудовую деятельность;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формировать первичные представление о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Результатам реализации программы «Мой мир» станет:
- Накопление практического опыта,
- Формирование навыков и умений,
- Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
- Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),
- Расширение кругозора,
- Расширение словарного запаса,
- Расширение представлений о сенсорных эталонах,
- Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
- Позволяет получать оценку,
- Ощущение радости от результата труда,
- Проявления внимания к партнерам по труду
В структуре программы «Мой мир» выделяются следующие виды трудовой деятельности:
- Самообслуживание
Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности;
- Хозяйственно-бытовой труд
Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы;
- Труд в природе
Воспитание ответственности за жизнь животных, растений, совместный труд детей и взрослых, коллективный хозяйственно-бытовой труд;
- Ручной труд
Развитие волевых усилий, творчества;
- Ознакомление детей с трудом взрослых
Призвано расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труду взрослых для общества, воспитывать уважение к людям труда.
Программа «Мой мир» предусматривает проведение как традиционных, так и не традиционных форм организации трудового воспитания:
Традиционная форма организации труда:
- Поручения - индивидуальные или подгрупповые, продолжительность – кратковременные или длительные и постоянными или разовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.
- Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
- Общий, совместный коллективный труд (труд всей группой в старшем
возрасте) - труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Традиционные формы ознакомления с трудом взрослых
- Наблюдения;
- Экскурсии;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание картин и иллюстраций;
- Дидактические и сюжетно – ролевые игры;
- Организация посильной помощи взрослым;
- Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми.
Нетрадиционные формы ознакомления с трудом взрослых
- Встречи с интересными людьми.
- Творческая мастерская
- Мини - музей.
- Анкетирование;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Дни открытых дверей;
- Оформление информационных стендов;
- Организация выставок детского творчества;
- Участие в совместной культурно – досуговой деятельности;
Оценка знаний и умений воспитанников проводится через диагностическую карту с использованием диагностического инструментария по образовательной области «Социально коммуникативное развитие» в начале и в конце учебного года в каждой возрастной группе.
Программа «Мой мир» предусматривает непосредственно образовательную деятельность, продолжительность, которой учитывает возрастные особенности детей.
ПЛАН
Сентябрь.
Тема. 1 «День знаний»,
Программное содержание.
- Развивать у детей познавательную мотивацию к школе, книге.
- Формировать дружеские и доброжелательные отношений между детьми.
- Расширять представления о профессиях
- Октябрь.
Тема. 2 «Человек и природа»,
Программное содержание.
- Развивать умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения.
- Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ноябрь.
Тема. 3 «Я в мире Человек».
Программное содержание.
- Расширять представления детей о своей семье.
- Формировать представления о родственных,
отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.).
- Знакомить детей с профессиями родителей.
- Воспитывать уважение к труду близких взрослых.
Декабрь.
Тема. 4 «Ознакомление с природой»
Программное содержание.
- Расширять представления о природе.
- Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы.
- Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Январь.
Тема. 5 «Зимушка - зима»
Программное содержание.
- Закреплять умение класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
- Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
- Привлекать к подкормке зимующих птиц.
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
- Развивать умение детей замечать изменения в природе.
Февраль.
Тема. 6 «День защитника отечества»
Программное содержание.
Знакомить детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк,
самолет, военный крейсер); с флагом России.
- Воспитывать любовь к Родине.
Март.
Тема. 7 « 8 марта»
Программное содержание.
• Формировать положительное отношение к труду взрослых.
• Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
• Знакомить детей со столовым этикетом, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки,
расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
• Воспитывать уважение к воспитателям.
Март.
Тема. 8 «Зелёный огонёк»
Программное содержание.
- Расширять представления о профессиях.
- Повышать уровень знаний детей о правилах дорожного движения
- Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города
Май.
Тема. 9 «Весна».
Программное содержание.
- Расширять представления детей о весне.
- Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями
живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
- Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
- Воспитывать бережное отношения к природе.
- Формировать элементарные экологические представления.
- Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в
цветнике
Сентябрь.
Тема. 1 «День знаний»
Программное содержание.
- Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам.
- Формировать дружеские и доброжелательные отношения между детьми.
- Расширять представления о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник).
Октябрь.
Тема. 2 «Осень»
Программное содержание.
- Расширять знания детей об осени.
- Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.
- Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.
- Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
- Расширять представления о неживой природе.
Ноябрь. Тема.3 «Я вырасту здоровым»
Программное содержание.
- Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни.
- Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
- Формировать положительную самооценку.
- Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Декабрь.
Тема. 4 «Огонёк добра»
Программное содержание.
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.
- Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
- Закладывать основы праздничной культуры.
- Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.
- Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести
подарки, сделанные своими руками.
Январь.
Тема. 5 «Зима»
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с зимой как: временем года, с зимними видами спорта.
- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры}, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Февраль.
Тема. 6 «День защитника Отечества»
Программное содержание.
- Продолжать расширять представления детей о Российской армии службы
МЧС.
- Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
- Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.
- Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.
Март.
Тема. 7 «Международный женский день»
Программное содержание.
- Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.
- Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
- Закреплять знание детей о профессиях мамы.
Апрель.
Тема. 8 «Народная культура и традиции»
Программное содержание.
- Народная культура и традиции
- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.
- Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством.
- Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
- Дать детям знания о происхождении и функциональном назначении
предметов быта через моделирование.
- Формировать способности в создании собственной картины рукотворного мира посредством моделирования.
Май.
Тема. 9 «Весна»
Программное содержание.
- Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в
природе.
- Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными
- видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).
Сентябрь.
Тема. 1 «День знаний»
Программное содержание.
- Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам.
- Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.
- Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика.
Октябрь.
Тема. 2 «Хлеб всему голова!».
Программное содержание.
- Расширять знания детей об осени.
- Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.
- Воспитывать бережное отношение к природе и уважения к людям труда.
Ноябрь.
Тема 3 ««Птичья столовая».
Программное содержание.
- Развитие эмоционально-чувствительной сферы личности, как одного
из компонентов экологической культуры.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с
окружающим миром, умений и навыков в трудовой деятельности.
- Развивать познавательную активность.
Декабрь.
Тема. 4 «Новогодняя Ёлочка».
Программное содержание.
- Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и растительному миру как источнику жизни и здоровья человека.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Январь.
Тема. 5 ««Где живёт вода?».
Программное содержание.
- Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения
к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
- Учить детей использовать полученные знания на практике во время
экспериментальной деятельности.
- Расширять представление детей о различных природных объектах (почва, вода.)
Февраль.
Тема 6 «Наш любимый край».
Программное содержание.
- Расширять представления детей о родном крае.
- Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.
- Воспитывать уважения к их труду, способствовать экологическому и эстетическому воспитанию детей.
Март.
Тема 7 «Международный женский день».
Программное содержание.
- Организовывать все виды деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской,
продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
- Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
- Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких и добрыми делами.
Апрель.
Тема 8 «Юные экологи».
Программное содержание.
- Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
- Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о
связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными
- видами труда; о весенних изменениях в природе.
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, занесённых в «Красную книгу».
Май.
Тема 9 Мир, труд
Программное содержание.
- Организовывать все виды деятельности
- Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в
цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности
наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радовать результатам коллективного труда.
- Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
Список литературы
- Буре, Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде [Текст] / Р.С. Буре., Л.В. Загик. - М: Просвещение, 2005.- 53с.
- Вераксы, Н.Е. От рождения до школы [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы., Т.С. Комаровой., М.А. Васильева. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.- 304с.
- Голицына, Н.С. Перспективное планирование в детском саду
[Текст] / Н. С. Голицына– М.: Издательство «Скрипторий», 2010. – 40с.
- Дыбина, О. В. Рукотворный мир //сценарии игр – занятий для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: «Сфера», 2002. - 114 с.
- Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О.Л. Зверева., Т.В. Кротова.- М.: Творческий центр «Сфера», 2005. - 89с.
- Захарова , М. А Проектная деятельность в детском саду – М..: школьная пресса. 2010. – 64 с.: ил.- («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 226) (Серия «Мастер – класс педагогов ДОУ»).
- Кравченко, И.В. Прогулка в детском саду [Текст] / Г.М. Киселевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
- Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu.
- Кобцева, Т.Г Организация деятельности детей на прогулке [Текст] / Т.Г. Кобцева., Г.С. Александрова. – Волгоград.: 2012. – 330 с
- Нечаев, В. Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева.- М.: 2008.- 165с.
- Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502.
- Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s.
- Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: «Аркти», 2005. - 221с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д. Б. Эльконин - Издательство: Педагогика: 2009 - 560с.