Сценарий методической разработки "Дети войны"
методическая разработка (4 класс)

Лепихина Татьяна Николаевна

Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_deti_voyny.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области

Музыкально-поэтический  спектакль

«Судьба одной семьи»

                                                            Лепихина Татьяна   Николаевна,

                                                                       учитель начальных классов

                                       

                                      с. Бисерово 2020

Цель: формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству 

Задачи: 

1. Знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений.

3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Дети войны», музыкальное сопровождение: «Прощание Славянки», «Священная война», сводка Левитана о начале войны,  «Не отнимайте солнце у детей», «День Победы»; «Мой милый, если б не было войны»

реквизит:  военная  форма, игрушечная  винтовка, мяч, скакалки.

I  ЧАСТЬ. НАЧАЛО  ВОЙНЫ.

Звучит  весёлая  музыка 30-х годов

Дети     на  сцене  и  начинают  играть: 2  девочки  прыгают  на  скакалках, 2  девочки  играют  в  мячик, мальчик  догоняет девочку.

Папа чинит табуретку с мальчиком. Мама сидит и вышивает, рядом у ее ног сидит маленькая девочка и листает книгу.

Музыка  резко  смолкает.

Дети  замирают  на  месте.

Звучит  объявление  о  начале  войны.

 У детей  из  рук  падают  игрушки, девочки, играющие  в  мячик, обнимают  друг  друга, остальные  закрывают  от  страха  лицо или  садятся  на  корточки и обнимают  себя  за  коленки. Одна  из  девочек  начинает  говорить, не  уходя  со  своего  места. Остальные  дети  продолжают  стоять  неподвижно.

1ребенок:

 Пришла  война  и  отняла

  У  нас  игрушки, смех  и  радость.

   Весёлый  танец, мяч  и  ранец.

   Оставив  голод, скорбь  и  слёзы.

   Ушло  навеки  радостное  лето,

   А  с  ним  и  безмятежное  пропало  детство.

Звучит  мелодия  песни  «Вставай, страна  огромная!»  

Дети поднимают  игрушки    и  уходят  со  сцены.

На   сцену  выходит  девочка  c  почтовым  конвертом    в  руках  и  говорит:

Как  же  были  мы  малы

Для  той  безжалостной  войны!

Рыдает  мать, не  спит  отец,

Ведь  поздно  ночью  был  гонец.

На  фронт  повестку  он  принёс-

Покой  и  сон  он  наш  унёс.

Завтра  в  восемь  -  сбор  у  школы.

С  вокзала  в  полдень  эшелоны

На    фронт  отцов  и  братьев  наших

Умчат  фашистов  бить  напавших

 На    нашу  Родину  родную.

(Рассказав  стих, девочка  уходит  за кулисы)

С  другой  стороны сцены  появляется  девочка  маленького  роста. Она тянет  за  ремень   винтовку, устаёт, вытирает  пот  со  лба, останавливается  и  говорит:

3 ребенок:

Я  тоже  бы  на  фронт  пошла

Врага  проклятого сразить,

Но  только  как  с  винтовкой  быть?

Мне  тяжело её  носить.

Её  поднять  я   не  могу                                                                          

И далеко  не  убегу!

К  девочке  подбегает  отец  в  солдатской  форме, забирает  винтовку. Девочка   с  горечью   восклицает:

3 ребенок:

Ну  вот! Отец  меня  догнал!

Винтовку  быстро  отобрал.

Отец говорит:

Постой  малыш, на  фронт  идти

Тебе  ещё  не  надо!

Тебе  ещё  расти-расти…

Ты -  папина  отрада!

 (Отец берёт  девочку  на  руки, крепко прижимает к себе.  Они    уходят  за  кулисы).

Звучит  «Марш  славянки». Мальчик  вновь  выходит  на  сцену. Он машет  рукой , прощаясь  со  своей  семьёй ,и  маршируя  по  сцене , проходит  почётный  круг. Затем   удаляется  за  кулисы.)

Звучит музыка: «Дети войны»

2 ЧАСТЬ. ДЕТИ В ТЫЛУ

Сценка  «Дети войны»

1 сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

2 сестра (плетет лапти):

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять вы о еде заговорили,

Уж лучше б душу не травили!

Чем чаще вспоминаете  о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

На вот кочерыжку погрызи.

Сестра:

Ну почему так мама долго не идет?

Брат:

Маме нелегко сейчас. Она трудодни зарабатывает. И днем и ночью на работе.

Сестра:

А что такое трудодни?

Брат:

Отработает мама день от зари до зари получит 1 трудодень (палочку), потрудится ударно, получит полторы палочки или даже две. В конце года правление колхоза будет решать, сколько дать нам хлеба зерном на один трудодень-200 или 600 граммов.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Сестра:

Мама! Мама! Ты что-нибудь поесть нам принесла?

Мама:

Да, детки, вот вам немного хлеба.

(Дети делят хлеб между собой.Старший отдает кусочек младшей, сам со стола сметает крошки и ест)

Мама:

Дети, а вы почту не смотрели?

Брат:

Смотрели. Да ничего там нет.

Мама:

Ну почему же он не пишет, ведь так много времени прошло. Ну почему же он не пишет, ну почему!!!!! (Дети прижимаются к маме и тоже плачут)

Брат:

А ну тихо! Не плачь мать. Папка обязательно вернется. Иди, ставь чайник - детей кормить надо.

Мама:

Ой, мои хорошие. Напугала я вас своей слабостью. Извините меня. Я больше не буду плакать. Я буду сильной. Ведь нам с вами не только выжить надо, но и победить в этой проклятой ненавистной войне.

Брат:

Завтра и я пойду трудодни зарабатывать. Аты, Татьянка, возьми свое красненькое ведерко и иди в поле головки клевера собирать. А ты, Оля, колоски собирать на поле пойдешь. Вот совсем  хлеб печь не из чего.

Ну а ты, Васятка,учись. Вот тебе бумага и завтра в школу.

Сестра:

Да, Васятка, смотри и лапоточки для тебя уже готовы.

Васятка:

А я не хочу учиться. Я лучше на фронт в разведку пойду, буквы там писать необязательно.

Мама:

Ну вот. Папка придет с войны, а ты неграмотный - читать и писать не умеешь. Ой, стыдно- то, как будет.

Запомните, детки, простые  слова:

Гитлер  учился  только  на  2.

А  отчего  он  плакал  3  недели,

Узнаем  из  частушек, что  ребята  пели.

Звучи  мелодия  частушек. Дети  исполняют  частушки.

1 ребенок.

Не  хочу  я  чаю  пить,

Не  хочу  заваривать-

Буду  пулей  немцев  бить,

Кипятком  ошпаривать!

Припевка: (поют  дети)

                  Аты-баты

                  Весёлые  солдаты!

                                                         

2ребенок.

Сидит  Гитлер  на  берёзе,

А берёза  гнётся.

Посмотри, товарищ  Сталин,

Как  он  навернётся!

3ребенок.

Переправа, переправа.

Берег  левый, берег  правый.

В ледяной  воде  купался,

Хорошо, хоть  жив  остался.

4ребенок

Сидит  Гитлер  на  берёзе,

Плетёт  лапти  языком,

Чтобы  вся  его  команда

Не  ходила  босяком!

5ребенок

Как  в  Германии  недавно

Поросёнок  околел.

Три  недели  Гитлер  плакал-

Поросятины  хотел!

(Васятка под музыку пляшет)

После  частушек  все  дети  остаются  на своих  местах.

Звучит тихая  скорбная музыка.

Ведущий:

На второй день в эту семью пришла похоронка. Сутки мать ревела. Еще сутки лежала в беспамятстве. Всю заботу о семье взял на себя старший брат. Окончив 3 класса, пошел работать вместе с взрослыми в колхоз.

Особенно любил свою младшую сестренку, и последний кусок хлеба отдавал ей, помня, что она была папиной любимицей. Затем привел в дом красавицу жену. Мать всю жизнь прожила со старшим сыном, помогла вырастить пятерых внуков. Старший умер рано, не дожив до 60 лет. Сказались военный голод, холод и тяжелый труд.

Девчонки повыходили замуж и разъехались. Васятка окончил школу, получил профессию агронома и уехал осваивать целину.

Выросла и младшая Дашутка. Красивая как мать и веселая как отец. Из всех детей она была самой крепкой и здоровой. В этот юбилейный год победы ей исполнилось 80 лет.

Звучит музыка «Мой милый, если б не было войны» Выходит «погибший» солдат. Прощальный танец.

Звучит песня «День Победы» Все выходят на сцену.

1 ребенок

И  вот  настал  он-  

День  победы!

Счастливей  дня  на  свете  нет!

Его  так  долго  ждали  дети,

Почти  что  взрослые  теперь.

2 ребенок

Красоту, что  дарит  нам  природа,

Отстояли  солдаты  в  огне,

Майский  день  сорок  пятого  года

Стал  последнею  точкой  в  огне.

3  ребенок

За  всё, что  есть  сейчас  у  нас,

За  каждый  наш  счастливый  час,

За  то, что  солнце  светит  нам,

Спасибо  доблестным  солдатам-

Нашим  дедам  и  прадедам.

4 ребенок

Недаром  сегодня  салюты  звучат

В  честь  нашей  Отчизны,

В  честь  наших  солдат!

5 ребенок

Благодарим, солдаты, вас

За  жизнь, за  детство  и  весну,

За  тишину,

За  мирный  дом,

За  мир, в  котором  мы  живём!

6 ребенок 

У  нас  сейчас  одна  задача-

Сберечь  подаренный  нам  мир.

Возьмёмся  за  руки (все  дети    берутся  за  руки) и  скажем:

Люди  мира! Берегите  мир! (произносят  хором)

 Звучит  песня  «Не отнимайте солнце у детей».

Дети  3 класса исполняют  инсценировку  песни.

Ссылки на источники:

studenschol.minobr63.ru

TopSapozhok.ru

multiurok.ru

nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...

Методическая разработка "Дети блокадного Ленинграда"

Разработка предназначена для учителей начальных классов, освещает тяжелые дни блокады Ленинграда. рассказывает о подвиге маленьких ленинградцев....

Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны".

Пример необычной формы работы по по патриотическому воспитанию....

Методический разработка "Детям и родителям о правилах дорожного движения."

1. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий 2. Рекомендации по обучению детей ПДД. ...

Методическая разработка " Дорогами войны".

Методическая разработка "Дорогами войны". Материал предназначен для проведения классного часа, внеклассного мероприятия на тему " Великая Отечественная война"....

Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)

Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...

Сценарий театральной миниатюры "Дети войны"

театрализованная миниатюра, посвященная Великой Отечественной войне....