Сценарий методической разработки "Дети войны"
методическая разработка (4 класс)
Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_deti_voyny.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бисерово Афанасьевского района Кировской области
Музыкально-поэтический спектакль
«Судьба одной семьи»
Лепихина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
с. Бисерово 2020
Цель: формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству
Задачи:
1. Знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2. Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений.
3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Дети войны», музыкальное сопровождение: «Прощание Славянки», «Священная война», сводка Левитана о начале войны, «Не отнимайте солнце у детей», «День Победы»; «Мой милый, если б не было войны»
реквизит: военная форма, игрушечная винтовка, мяч, скакалки.
I ЧАСТЬ. НАЧАЛО ВОЙНЫ.
Звучит весёлая музыка 30-х годов
Дети на сцене и начинают играть: 2 девочки прыгают на скакалках, 2 девочки играют в мячик, мальчик догоняет девочку.
Папа чинит табуретку с мальчиком. Мама сидит и вышивает, рядом у ее ног сидит маленькая девочка и листает книгу.
Музыка резко смолкает.
Дети замирают на месте.
Звучит объявление о начале войны.
У детей из рук падают игрушки, девочки, играющие в мячик, обнимают друг друга, остальные закрывают от страха лицо или садятся на корточки и обнимают себя за коленки. Одна из девочек начинает говорить, не уходя со своего места. Остальные дети продолжают стоять неподвижно.
1ребенок:
Пришла война и отняла
У нас игрушки, смех и радость.
Весёлый танец, мяч и ранец.
Оставив голод, скорбь и слёзы.
Ушло навеки радостное лето,
А с ним и безмятежное пропало детство.
Звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная!»
Дети поднимают игрушки и уходят со сцены.
На сцену выходит девочка c почтовым конвертом в руках и говорит:
Как же были мы малы
Для той безжалостной войны!
Рыдает мать, не спит отец,
Ведь поздно ночью был гонец.
На фронт повестку он принёс-
Покой и сон он наш унёс.
Завтра в восемь - сбор у школы.
С вокзала в полдень эшелоны
На фронт отцов и братьев наших
Умчат фашистов бить напавших
На нашу Родину родную.
(Рассказав стих, девочка уходит за кулисы)
С другой стороны сцены появляется девочка маленького роста. Она тянет за ремень винтовку, устаёт, вытирает пот со лба, останавливается и говорит:
3 ребенок:
Я тоже бы на фронт пошла
Врага проклятого сразить,
Но только как с винтовкой быть?
Мне тяжело её носить.
Её поднять я не могу
И далеко не убегу!
К девочке подбегает отец в солдатской форме, забирает винтовку. Девочка с горечью восклицает:
3 ребенок:
Ну вот! Отец меня догнал!
Винтовку быстро отобрал.
Отец говорит:
Постой малыш, на фронт идти
Тебе ещё не надо!
Тебе ещё расти-расти…
Ты - папина отрада!
(Отец берёт девочку на руки, крепко прижимает к себе. Они уходят за кулисы).
Звучит «Марш славянки». Мальчик вновь выходит на сцену. Он машет рукой , прощаясь со своей семьёй ,и маршируя по сцене , проходит почётный круг. Затем удаляется за кулисы.)
Звучит музыка: «Дети войны»
2 ЧАСТЬ. ДЕТИ В ТЫЛУ
Сценка «Дети войны»
1 сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку, где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
2 сестра (плетет лапти):
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять вы о еде заговорили,
Уж лучше б душу не травили!
Чем чаще вспоминаете о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
На вот кочерыжку погрызи.
Сестра:
Ну почему так мама долго не идет?
Брат:
Маме нелегко сейчас. Она трудодни зарабатывает. И днем и ночью на работе.
Сестра:
А что такое трудодни?
Брат:
Отработает мама день от зари до зари получит 1 трудодень (палочку), потрудится ударно, получит полторы палочки или даже две. В конце года правление колхоза будет решать, сколько дать нам хлеба зерном на один трудодень-200 или 600 граммов.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Сестра:
Мама! Мама! Ты что-нибудь поесть нам принесла?
Мама:
Да, детки, вот вам немного хлеба.
(Дети делят хлеб между собой.Старший отдает кусочек младшей, сам со стола сметает крошки и ест)
Мама:
Дети, а вы почту не смотрели?
Брат:
Смотрели. Да ничего там нет.
Мама:
Ну почему же он не пишет, ведь так много времени прошло. Ну почему же он не пишет, ну почему!!!!! (Дети прижимаются к маме и тоже плачут)
Брат:
А ну тихо! Не плачь мать. Папка обязательно вернется. Иди, ставь чайник - детей кормить надо.
Мама:
Ой, мои хорошие. Напугала я вас своей слабостью. Извините меня. Я больше не буду плакать. Я буду сильной. Ведь нам с вами не только выжить надо, но и победить в этой проклятой ненавистной войне.
Брат:
Завтра и я пойду трудодни зарабатывать. Аты, Татьянка, возьми свое красненькое ведерко и иди в поле головки клевера собирать. А ты, Оля, колоски собирать на поле пойдешь. Вот совсем хлеб печь не из чего.
Ну а ты, Васятка,учись. Вот тебе бумага и завтра в школу.
Сестра:
Да, Васятка, смотри и лапоточки для тебя уже готовы.
Васятка:
А я не хочу учиться. Я лучше на фронт в разведку пойду, буквы там писать необязательно.
Мама:
Ну вот. Папка придет с войны, а ты неграмотный - читать и писать не умеешь. Ой, стыдно- то, как будет.
Запомните, детки, простые слова:
Гитлер учился только на 2.
А отчего он плакал 3 недели,
Узнаем из частушек, что ребята пели.
Звучи мелодия частушек. Дети исполняют частушки.
1 ребенок.
Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать-
Буду пулей немцев бить,
Кипятком ошпаривать!
Припевка: (поют дети)
Аты-баты
Весёлые солдаты!
2ребенок.
Сидит Гитлер на берёзе,
А берёза гнётся.
Посмотри, товарищ Сталин,
Как он навернётся!
3ребенок.
Переправа, переправа.
Берег левый, берег правый.
В ледяной воде купался,
Хорошо, хоть жив остался.
4ребенок
Сидит Гитлер на берёзе,
Плетёт лапти языком,
Чтобы вся его команда
Не ходила босяком!
5ребенок
Как в Германии недавно
Поросёнок околел.
Три недели Гитлер плакал-
Поросятины хотел!
(Васятка под музыку пляшет)
После частушек все дети остаются на своих местах.
Звучит тихая скорбная музыка.
Ведущий:
На второй день в эту семью пришла похоронка. Сутки мать ревела. Еще сутки лежала в беспамятстве. Всю заботу о семье взял на себя старший брат. Окончив 3 класса, пошел работать вместе с взрослыми в колхоз.
Особенно любил свою младшую сестренку, и последний кусок хлеба отдавал ей, помня, что она была папиной любимицей. Затем привел в дом красавицу жену. Мать всю жизнь прожила со старшим сыном, помогла вырастить пятерых внуков. Старший умер рано, не дожив до 60 лет. Сказались военный голод, холод и тяжелый труд.
Девчонки повыходили замуж и разъехались. Васятка окончил школу, получил профессию агронома и уехал осваивать целину.
Выросла и младшая Дашутка. Красивая как мать и веселая как отец. Из всех детей она была самой крепкой и здоровой. В этот юбилейный год победы ей исполнилось 80 лет.
Звучит музыка «Мой милый, если б не было войны» Выходит «погибший» солдат. Прощальный танец.
Звучит песня «День Победы» Все выходят на сцену.
1 ребенок
И вот настал он-
День победы!
Счастливей дня на свете нет!
Его так долго ждали дети,
Почти что взрослые теперь.
2 ребенок
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в огне.
3 ребенок
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам-
Нашим дедам и прадедам.
4 ребенок
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
5 ребенок
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
6 ребенок
У нас сейчас одна задача-
Сберечь подаренный нам мир.
Возьмёмся за руки (все дети берутся за руки) и скажем:
Люди мира! Берегите мир! (произносят хором)
Звучит песня «Не отнимайте солнце у детей».
Дети 3 класса исполняют инсценировку песни.
Ссылки на источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»
Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...
Методическая разработка "Дети блокадного Ленинграда"
Разработка предназначена для учителей начальных классов, освещает тяжелые дни блокады Ленинграда. рассказывает о подвиге маленьких ленинградцев....
Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны".
Пример необычной формы работы по по патриотическому воспитанию....
Методический разработка "Детям и родителям о правилах дорожного движения."
1. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий 2. Рекомендации по обучению детей ПДД. ...
Методическая разработка " Дорогами войны".
Методическая разработка "Дорогами войны". Материал предназначен для проведения классного часа, внеклассного мероприятия на тему " Великая Отечественная война"....
Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)
Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...
Сценарий театральной миниатюры "Дети войны"
театрализованная миниатюра, посвященная Великой Отечественной войне....