Урок науки
классный час (4 класс)
Материал представляет карту урока и презентацию о достижениях науки и техники , а также содежит материал о людях науки, их достижениях и роли научных открытий в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nauki.docx | 15.65 КБ |
urok-nauki.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
1 сентября.
Урок: «Люди науки- слава российской науки ».
«Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев»
Цели урока:
- Обозначить роль науки в жизни людей.
- Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
- Представить младшим школьникам фигуру великого русского ученого, русского химика (и не только):
- Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.
- Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.
- Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия
Карта урока
Мо-дуль | Время | Деятельность учителя | Видео/интерактив |
1 | 2 мин. | Вступление Рассказ учителя о том, почему выбрана такая тема урока (почему говорим о науке, почему говорим о Менделееве). | |
2 | 3 мин. | «Русские ученые и их открытия». Учитель предлагает к просмотру видеоролик, поддерживающий его вступительный рассказ. Звучит закадровый текст для вводного видео. | Вводное видео для 1-4 классов |
3 | 4 мин. | Учитель организует учебный диалог - обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание (школьники рассуждают на тему науки, используя текст к просмотренному видеоролику).Возможные вопросы: Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу? Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни? Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали ученые. Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как представителя российской науки. | |
4 | 2 мин. | Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался. | Портрет Д.И. Менделеева |
5 | 9 мин. | Что из чего сделано. Учитель предлагает заглянуть в пещеру к гномам и узнать, что у них в мешках (для этого рассмотреть картинки с надписями на экране): Первая группа картинок: на картинках гномы с мешками, на них названия химических элементов – словами: «медь, ртуть, цинк, олово, никель»; «алюминий, титан, магний, калий». Вторая группа картинок: на картинках изображения предметов: самовар, украшение-браслет, термометр, витамины, игрушечный солдатик, лейка, провода, ложка, миска, корабль, радиоприёмник и т. п. | Интерактив. Озвучка (общий текст к заданию) Слайд –шоу (химические элементы и предметы) |
6 | 15 мин. | Менделеев и его дела Учитель задает вопрос: «Посмотри, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал» и предлагает рассмотреть картинки на экране. Учитель объявляет работу в группах для 2-4 классов. Каждая группа работает со своим текстом, который раздает учитель. В 1-х классах эта работа ограничивается рассматриванием картинок, прослушиванием текста озвучки и обсуждением. | Интерактив. Озвучка общего текста к заданию для 1-4 классов. Картинки в соответствии с отрывками текстов. |
| ИЛИ | На выбор | |
10 мин. | «Путешествие на воздушном шаре» Ученикам предлагается сначала прослушать несколько текстов, а затем интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре» | Интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре» | |
7 | 8 мин. | Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники». | Интерактив. Карточки-видеоподсказки |
| ИЛИ | На выбор | |
12 мин. | «Русские имена на карте мира» Для учащихся 3-4 классов — интерактивный коллективный проект по составлению карты мира с использованием информации о российских учёных и исследователях. | Интерактивный коллективный проект «Русские имена на карте мира» | |
8 | 2 мин. | Подведение итогов урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как наука и научные открытия помогают в повседневной жизни? Первая в мире вакцина от коронавируса была зарегистрирована в России - она получила название "Спутник V". Сделан очень важный шаг для нашей страны и вообще для всего мира, заявил президент Владимир Путин. Производить препарат начнут на двух площадках в стране - в центре Гамалеи и на фармацевтическом заводе "Биннофарм".
Как наука и научные открытия помогают в повседневной жизни? Человечество впервые оценило роль искусственных спутников для ведения контроля за состоянием не только сельскохозяйственных угодий, но и лесных массивов и других природных ресурсов Земли лишь через пару лет после наступления великой космической эры! Определение больших запасов рыбы и других различных в своём множестве и разнообразии морепродуктов также имеет огромное значение на практике. Использование космических спутников облегчило задачу расчёта и прокладывания курса кораблей и морских судов. Так же космическими спутниками обнаруживаются опасные для океанских судов айсберги.
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев На открытиях великого учёного построена вся современная наука химия. Но немногие знают, что в свободное от серьезной науки время он поражал окружающих своими талантами — мастерил чемоданы и обивал их шёлком; великолепно играл в шахматы; разгадывал тайны красок и даже совершал полёты на воздушном шаре.
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев Что же он открыл? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов. Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы. Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль. Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на открытии Менделеева.
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. В свободное время Дмитрий Иванович любил, например, делать чемоданы. Он никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам. Менделеев подробно изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и после долгих опытов придумал свою особую клеевую смесь. Способ приготовления этого клея он держал в секрете. А ещё, чтобы сделать отличный чемодан, Дмитрий Иванович внимательно и долго отбирал кожу для него. Кроме того, он стал настоящим специалистом по шёлковым тканям, поскольку тогда дорогие чемоданы внутри отделывались шёлком. Чемоданных дел мастер
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой. Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Петербурге он подружился со многими художниками. В его петербургскую квартиру по средам приходили в гости художники Крамской, Репин, Шишкин, братья Васнецовы, Суриков и многие другие. И, конечно, рисовали портреты гостеприимного хозяина. А ведь учёный интересовался не из простого любопытства — он изучал свойства красок. В Петербурге Менделеев устраивал для художников необычные уроки, во время которых знакомил живописцев с разными свойствами красок. Один раз он предложил художникам испытать, сколько каждый из них сможет различить оттенков цвета. Те стали соревноваться. Оказалось, что самыми зоркими глазами природа одарила как раз художника Архипа Ивановича Куинджи.
Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев - воздухоплаватель На большом пустыре недалеко от станции Клин соорудили деревянную площадку и обнесли её изгородью. Туда привезли шар, закрепили толстыми канатами и стали заполнять его лёгким газом — водородом. Шар был больше десяти метров в диаметре, и к нему была подвешена большая плетёная корзина. В ней были Дмитрий Иванович и его помощник, ну и, конечно, специальные приборы для наблюдения за Солнцем. Шар поднялся почти на четыре километра. Долгожданное солнечное затмение началось: Луна закрыла Солнце, и теперь оно выглядело как чёрный круг с пылающей короной вокруг. Дмитрий Иванович был поражён. Он достал приборы и начал делать измерения и записывать их в тетрадь. Воздушное путешествие длилось почти три часа и было очень опасно! Весть о необычайно смелом полёте учёного облетела всю Россию, а вскоре и весь мир. За героический полёт французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Дмитрия Ивановича медалью и удостоила диплома «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».
Назови качества или черты характера, которые помогают учёным совершать научные открытия?
Ребята, я вам предлагаю выполнить проект на тему: « Русские путешественники на карте мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Наука общения"
Урок для ребёнка с РАС...
Конспект урока Науки "Праздник Всезнаек"
Разработка посвящена первому уроку Знаний, который проходит в виде Праздника Всезнаек и дает старт новому учебному году, положительно настраивает детей на успешную и плодотворную учебу, новые от...
«День Знаний во 2 классе. Урок науки и технологий».
Материал представляет собой разработку урока Знаний к 1 сентября....
Классный час на тему: «Урок науки и технологий». 2 КЛАСС
Классный час на тему: «Урок науки и технологий». 2 КЛАСС...
Классный час на тему: «Урок науки и технологий».
Классный час на тему: «Урок науки и технологий»....
урок науки и технологий (презентация)
урок науки и технологий (презентация)...
Классный час в 4 классе "Урок науки и технологий"
классный час...