Статья на тему: "Развитие универсальных учебных действий в начальной школе как условие формирования самостоятельной и успешной личности".
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Развитие универсальных учебных действий в начальной школе как условие формирования самостоятельной и успешной личности»
Выполнила:
учитель начальных классов
Махова Ирина Павловна
Санкт-Петербург
2021
Современное обучение в школе требует новых знаний, умений, навыков, компетенций не только от учителя, но и также определённые требования предъявляются и к учащимся. С введением ФГОС многое в образовательном процессе поменялось. Теперь главная цель образования – не получение конкретных знаний по предмету, а развитие универсальных учебных действий, которые помогут учащемся стать самостоятельными, научиться быть успешным современном обществе и мире, научить учиться самостоятельно, работать с информацией, а также уметь работать в коллективе.
В соответствии с ФГОС образовательное учреждение развитие личности учащегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что и является основной целью получения образования в современном мире.
Для ого, чтобы учащихся стал успешным и самостоятельным, учителя в школе и педагоги ОДОД должны развивать такие личностные качества, как:
- патриотизм;
- толерантность к окружающим людям и имеющих уважение к ценностям семьи и общества;
- любознательность,
- познавательный интерес и активность;
- умение самостоятельно учиться и планировать свою деятельность;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность;
- умение высказывать свое мнение, слушать и слышать;
- любовь и заботу к себе, своему здоровью и благополучию.
Развитие универсальных учебных действий (УУД) будет способствовать развитию вышеперечисленных качеств личности учащихся.
Что же скрывается за понятием «универсальные учебные действия»?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность осуществлять учебную деятельность
Данные умения будут способствовать не только успешному получению знаний и формированию умений, но и будут способствовать развитию умений и в других областях, осознании целей обучения, смыслового содержания, познавательных способностей, а также в формировании личностных ценностей и ориентиров.
Что же именно педагог должен «развить» в обучающемся?
Существует несколько видов универсальных учебных действий, которыми должен владеть обучающийся.
- Личностные универсальные учебные действия
Они формируют у учащегося умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и нормами, знание моральных норм и умение понимать нравственную составляющую поступка и поступать «по совести», умение ориентироваться межличностных и социальных отношениях .
В учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование - понимание смысла и значение обучения
- нравственно-этическая ориентация- умение оценивать содержание образования и осознание личностного выбор
- Регулятивные универсальные учебные действия
Данные действия помогают учащимся организовать свою учебную деятельность.
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
- Познавательные универсальные учебные действия
Данные учебные действия подразумевают под собой
- общеучебные;
- логические;
- постановку и решение проблемы.
- Общеучебные универсальные действия:
- формулирование цели самостоятельно;
- работа информацией (поиск и выделение);
- применение ИКТ-технологий;
- логичное построение речевого высказывание;
- эффективные способы решения задач;
- рефлексия, контроль и оценка деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы
- самостоятельное планирование;
- моделирование
- Логические универсальные действия:
- выделение признаков объектов;
- составление целого из частей (синтез);
- критерии для сравнения и классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- последовательное и логичное построение рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- постановка и решение проблемы
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Данные УУД подразумевают умение слушать и вести диалог; работать в группе и парах; взаимодействовать с педагогами и учащимися коллективе.
- взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и планирование общей деятельности;
- умение задавать вопросы;
умение действовать во время конфликтов – понимать и искать способы решения;
- умение четко выражать свои мысли.
Развитие универсальных учебных действий в начальной школе помогает сформировать успешную, здоровую и самостоятельную личность, готовую к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, развить психологические способности личности, познавательную и творческую активность.
Фундамент умений, который заложит педагог в начальной школе, будет прекрасной «базой» для дальнейшего развития личности и способностей учащихся.
Развитие универсальных учебных действий - это целостная система компетенций, которая способствует формированию личности ребенка.
Важно, чтобы педагог ставил перед собой целью развитие УУД, а не только предметных знаний, и постоянно обновлял «базу» своих профессиональных умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
Данный материал может быть использован педагогами, работающими по ФГОС....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"
В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....