Кризис чтения и пути его преодоления
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогами всех развитых стран мира обсуждается проблема так называемого кризиса чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис чтения и пути его преодоления
Согласно стандартам ФГОС второго поколения [5] важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В 1980-е гг. во всех развитых странах мира начинают обсуждаться проблемы так называемого кризиса чтения[2]. По мнению специалистов, особенно критическая ситуация складывалась в отношении чтения детей и юношества. В этот период были отмечены общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению на досуге. Эта проблема волнует любого думающего человека: ведь чтение – это главное умение в жизни человека, которое помогает постичь ему окружающий мир, социализироваться в нем. Книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Что может сделать учитель, чтобы книги становились постоянными собеседниками детей, их учебниками жизни? Как организовать учебно-воспитательную работу так, чтобы интересно было не только детям, но и их родителям? Как сделать так, чтобы ребенок выбрал общение с книгой, а не телевизор или компьютер?
Для того чтобы дети полюбили чтение, необходимо подбирать для курса литературного чтения такие учебные тексты, которые вызовут у них неподдельный интерес, заставят их сопереживать героям произведений, найдут отклик в сердцах. Надо стараться подбирать такой материал, чтобы он был интересен и взрослым, и детям. Одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения, которые необходимо возродить.
Именно совместно проведенное время за книгой становится тем мостом, который соединяет отцов и детей. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет копировать их модель поведения и в будущем, сам пристрастится к литературе. Общение в семье после совместного чтения вслух создает почву для обмена мнениями. Оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Для уроков внеклассного чтения подбирается такой материал, который будет интересен детям и родителям. Пример некоторых книг, которые оставили глубокий след, как у детей, так и у их родителей.
Роман Френсис Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Впервые в России эта книга появилась в 1888 году. Она сразу стала популярной благодаря своему увлекательному сюжету, а также чувствам, которые вызывали поступки главного героя. После Октябрьской революции книгу не издавали. В нашей стране она была вновь переиздана в 1990 году. Во время обсуждения на уроке оказалось, что книга детей затронула до глубины души. Не было ни одного ученика, который не хотел бы высказаться. Дети «перенеслись и окунулись» в ту жизнь, в то время. Каждый видел себя главным героем романа - лордом Седриком Фаунтлероем, переживал и проживал его жизнь. Ученики были увлечены обсуждением жизни главного героя настолько, что не услышали звонка с урока.
Роман «Маленький лорд Фаунтлерой» был прочитан не только детьми, но и многими родителями учеников класса. И у них эта книга вызвала неподдельный интерес. На родительском собрании продолжилось обсуждение книги. Родители рассказывали, как они обсуждали со своими детьми поступки героев книги, рассказывали о нормах поведения в обществе, о человеческом отношении к людям. Этот случай можно считать примером возрождения традиции семейного чтения.
Еще одной книгой, о которой хочется сказать, как о книге, предназначенной для семейного чтения, является «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Анне Катрин Вестли. Эту книгу учащиеся прочли к уроку внеклассного чтения, тоже была прочитана их родителями и была встречена с радостью и теплотой. В ней говорится о душевном, чутком отношении друг к другу в семье и в обществе.
Такие книги помогают сплотить семью через чтение художественных произведений, а родителям – глубже понять внутренний мир своего ребенка.
В книгах Вестли и Бёрнетт и дети, и родителя для себя нашли что-то своё. А как заставить родителей читать «Колобок» или другую всем известную сказку? В рамках интегрированного проекта «Животные в жизни и в сказке» перечитать известные сказки о животных и сопоставить животных сказочных и повадками животных реальных. При совместной защите проектов и родители, и дети с гордостью рассказывали о своих открытиях, сделанных при прочтении всем известных сказок.
Во все времена, во всех школах на лето ученикам предлагается список рекомендованной для прочтения литературы. Читал ли ученик что-либо из предложенного или нет? Хороший учитель поинтересуется на первом уроке чтения. Чаще этот вопрос вообще не поднимается в классе. Как получить обратную связь? Как понять, что дети читали летом? Какие книги нравятся современным детям кроме широко разрекламированных изданий? Какие произведения не воспринимаются сознанием современных детей?
Одной из форм такого опроса может быть составление горячей десятки популярных книг из списка рекомендованной литературы. Такое голосование за любимую книгу проходит в сентябре. Учащимся вместе с родителями предлагается выбрать из списка литературы, рекомендованной для прочтения летом, книги, которые произвели на детей самое сильное впечатление. Составляется рейтинг таких книг. Две недели идет голосование за выбранные книги. За изменениями в рейтинге учащиеся и родители могут следить как на стенде в классе в Уголке чтения, так и в интернете в блоге класса. Книга, выбранная лучшей, может быть прочитана на уроке внеклассного чтения полностью или частично, инсценирована, проиллюстрирована детьми на уроке изобразительного искусства, выполнена на уроках технологии в миниатюре, по ней можно снять фильм с актерами- учениками класса или поставить радиоспектакль, которым можно выложить в интернет на сайте класса или показать родителям на классном празднике.
Какими бы семимильными шагами не шел бы прогресс по планете, книга была и останется источником не только информации, но и морально-этических норм поведения общества, которые бережно передали нам предки. В настоящее время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации следует признать: книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого.
В.А. Сухомлинский говорил [4]: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой ». Общение детско-взрослого сообщества с книгой является средой для духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Использованная литература:
- Бестужев-Лада И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиций семейного чтения вслух/ И.Бестужев-Лада// Библиотекарь.-1986.-№3.
- Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека [http://www.uraledu.ru]
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974 г.
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления"
План-конспект родительского собрания...
Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....
" Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления."
Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владе...
Семинар: «Сензитивные периоды развития речи. Комплексный подход к анализу типовых ошибок чтения и письма у младших школьников и пути их преодоления».
Семинар посвещен ознакомлению специалистов с трудностями освоения навыками чтения и письма у младших школьников, и способами их устранения.Семинар проводился для учителей начальных классов, учителей -...
Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.
Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...
Трудности в обучении чтению и пути их преодоления на уроках английского языка в начальной школе. Мой опыт
В статье рассматриваются трудности обучения чтению на английском языке в начальной школе. Приведены мои наблюдения, даны рекомендации по преодолению трудностей....
Обучение чтению младших школьников: трудности и пути их преодоления.
Статья адресована учителям английского языка, начинающим обучать чтению на английском языке младших школьников. Рассматриваются трудности, с которыми могут столкнуться педагоги на уроке, даны рекоменд...