Адаптация первоклассников
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школе.
Отчет о прохождении
адаптационного периода у учеников 1 «д»класса.
I четверть
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
- Организацию работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками;
- Диагностику готовности дошкольников к обучению в школе;
- Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
- Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
- Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
Программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана была на 1 занятие один раз в неделю в апреле- мае месяце. Главная цель, помочь детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводил учитель. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.
В свою очередь в процессе учебы, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье.
Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание нужно уделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.
Виды школьной адаптации:
а) Физиологическая адаптация.
б) Социально-психологическая адаптация.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна ниже указанным ученикам: …, …, …., … . Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения, но к концу сентября эти дети освоились и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня. Следует отметить удовлетворенность детей процессом обучения. Им нравится в школе, они не испытывает неуверенности и страхов. Эти дети достаточно легко справляются с программой. Обращает на себя самостоятельность детей при выполнении ими учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Вторая группа детей имела более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у следующих учащихся: ..,..,.., - пришли в школу неподготовленными. В семье …,…,… не уделяют должного внимания образованию ребенка. … на данный момент прилагает массу усилий и результаты индивидуальной работы начали уже появляться. …,… с трудом контролируют произвольное поведение, хотя усилия к этому прилагают.
Третья группа еще не адаптировалась по ряду причин. …,…,… пришли в школу неподготовленными. Детьми не усвоены адекватные способы общения с учителем, одноклассниками. У этих детей снижены внимание и работоспособность. По этим причинам сроки адаптации у этих детей несколько сместились.
Негативных проявлений в поведении детей в период учебы не наблюдалось, взаимоотношения между детьми доброжелательные, дети проявляют взаимовыручку, умеют реагировать правильно на юмористические замечания как одноклассников, так и учителя.
Большим достижением можно считать заинтересованность большинства родителей в обучении детей.
Адаптация первоклассников
Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребёнка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.
Сегодня я расскажу, каковы особенности адаптации первоклассников к школе, чем родители могут помочь своему чаду, вступившему в новый, безумно интересный этап социального развития.
Сколько длится школьная адаптация?
Многие психологи указывают, что период привыкания может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: личностные особенности ребенка, багаж знаний и умений, специфика программы и др. Вот почему в этот непростой период так важна помощь родителей, бабушек и дедушек, других взрослых.
Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.
Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
Психологическая готовность к обучению подразумевает личностную, интеллектуальную и мотивационную зрелость. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.
Степени адаптации ребенка к школе
Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.
Первая группа
Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.
Вторая группа
Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.
Третья группа
Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.
Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?
Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?
Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.
Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий. Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.
Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников. Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!
Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки. Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).
Детская лень. За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:
низкая познавательная активность;
мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
обычная избалованность.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.
Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса-час раньше.
Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период.
Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат?
Пусть малыш уже подрос, стал школьником, однако ему не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.
Признаки успешной адаптации первоклассников
Говорить о благополучном окончании периода привыкания можно лишь в том случае, если в поведении детей наблюдаются следующие отчетливые признаки.
Ребенок удовлетворен процессом обучения. Он уверен в своих силах, с удовольствием посещает школу, охотно делится впечатлениями с родителями.
У первоклашки нет проблем с учебной программой. Кстати, для физически ослабленных или гиперактивных детей больше подходят традиционные программы с оптимальными нагрузками.
Дети пытаются сами выполнить домашние задания. За помощью к взрослым прибегают только после нескольких самостоятельных попыток.
Однако самым главным, по нашему мнению, признаком того, что школьник смог полностью адаптироваться к изменившимся условиям, становится его психологическая удовлетворенность взаимоотношениями с классным руководителем и сверстниками.
Переход из дошкольного в школьное звено справедливо считается важнейшим этапом жизни каждого ребенка. Помните, что продолжительность и степень адаптации индивидуальны и зависят от личностных особенностей вашего чада. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, которые помогут вам поддержать малыша, обеспечить комфортные условия обучения. Именно в этом случае вы сможете полностью раскрыть его способности.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»
В.А. Сухомлинский
Младший школьный возраст – особая пора в жизни человека. Поступление в школу – яркое и важное событие не только в жизни ребенка, но и всей семьи. В этот период ребёнок приобретает новый социальный статус – «школьник», «ученик». Ребёнок осознает новые требования, которые взрослые предъявляют ему, всё чаще задумывается о своём поведении и о своей речи, которая становится предметом изучения. Учение для ребёнка – значительная деятельность, которую взрослые приравнивают к работе.
Новая социальная позиция ребёнка формирует у него новые интересы, потребности, ценности и идеалы. Наравне с требованиями и обязанностями у ребёнка появляются права на своё рабочее место, тишину, внимательное отношение со стороны взрослого, на поощрение и похвалу за успехи.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Начало обучения в школе связано с сильным напряжением ребёнка, т.к. он попадает в новую обстановку и ситуацию.
Ребенок напряжен физически: новый режим дня; длительность уроков и их количество; учебные нагрузки.
Ребенок напряжён психологически: новый коллектив, отношения с учителем, межличностные отношения; школьные фобии (опоздать, что-то забыть, получить неодобрение).
При поступлении в школу меняется весь привычный образ жизни ребенка:
- Распорядок дня;
- Отсутствие дневного сна;
- Беспечность сменяется школьными заботами;
- Смена игровой деятельности на учебную.
Основные трудности в обучении связаны именно с этим – дети, не успев прийти в школу, уже хотят есть; есть ребята, которые не высыпаются; после игр на больших переменах им очень сложно переключиться на учебную деятельность.
Для того, чтобы ребенок избежал сложностей адаптации учителям и родителям необходимо знать об особенностях адаптационного периода у первоклассников, а также возрастные психологические особенности детей этого возраста.
Возрастные особенности младших школьников
Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-10 лет, ознаменованным поступлением ребенка в школу. Это событие влечет за собой открытие новой позиции школьника, учебной деятельности, вследствие чего он сталкивается с нормативным психологическими «кризисом 7 лет».
В этот период ребенок сталкивается со вторым физиологическим кризисом, который тоже приходится на 7 лет: в его организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, внутренних органов и вегетативной перестройкой. Таким образом, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологическими, что требует от них большого напряжения и мобилизации. Необходимо время, чтобы произошла адаптация ребенка к подобным условиям, чтобы он научился соответствовать новым требованиям.
Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:
- Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать, поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок начинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.
- Появление нового качества – рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у него возникает обобщенное переживание, основанное на многократном повторении ситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.
- Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впускать взрослых.
В процессе протекания кризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот период поддержать их, не давить и ВТО же время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.
Познавательная сфера младшего школьника
В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным.
Внимание. Детей привлекает все новое, яркое, неожиданное само собой привлекает детей, без усилий. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования учителем словесных инструкций на уроке, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности.
Память. Память непроизвольна. Но с помощью использования различных приемов запоминания, разделения материала на части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно совершенствовать произвольную память. «Память становится мыслящей» (Д.Б.Эльконин).
Мышление. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое, основу которого составляет оперирование понятиями.
Воображение. Развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучению оно становится произвольным, управляемым.
Эмоциональная сфера младшего школьника
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок уже умеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы, скрыть страх. Ребенок учится управлять собственными эмоциями.
Эмоции младшего школьника очень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальные чувств – ответственности, сопереживания.
Благополучное эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми – учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения с одноклассниками, статус в коллективе.
Условно эмоциональные отклонения в рамках нормального психического развития в младшем школьном возрасте можно разделить на 3 группы, которые могут привести к дезадаптации, снижению успеваемости и нарушениям в общении: тревожность, агрессивность, эмоциональная расторможенность.
Сфера общения младшего школьника
Особое значение для развития личности ребенка в этот период имеют его отношения с учителем. Поначалу учитель наделяется всеми качествами родителями: он любим, уважаем, внушает страх. Взрослым необходимо помочь ребенку преодолеть свои страхи перед учителем. Принятие и восприятие учителя учениками зависит и от стиля его общения. Вообще психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилем воспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним взрослые – родители и учителя.
В случае завышенных ожиданий родителей относительно учебной успешности своего ребенка возникает область риска в развитии семейных взаимоотношений. Кроме того, такая ситуация может привести и к неблагоприятному психологическому состоянию ребенка, к срывам, эмоциональным проблемам.
Завершить своё выступление, мне хотелось бы рассказом о адаптации учеников моего класса.
Все ученики в моём классе очень стараются, у них развит познавательный интерес. Сразу видны подготовка к школе, а также стремление родителей помочь детям в обучении. Но я столкнулась с другой проблемой – в поведении, не все дети понимают, что на уроке нужно молчать, внимательно слушать и слышать учителя, не переспрашивать. Поэтому приходится регулярно проводить беседы с детьми о правилах поведения на уроках. Еще одна проблема – чем занять детей в перемены, чтобы они меньше уставали. У меня ребята очень любят рисовать, поэтому практически все перемены мы с ними рисуем.
Несмотря на трудности, есть очень много положительных моментов: дети сплачиваются, у класса складывается единый темп работы; но всё равно есть ученики, которые работают либо быстрее чем надо, либо медленнее других.
В течении учебной деятельности у детей могут наблюдаться признаки дезадаптации:
- Ухудшение аппетита;
- Тревожный сон и бессонница;
- Повышенная тревожность и плаксивость;
- Раздражительность и агрессивность;
- Головные боли;
- Боли в области желудка;
- Понижение иммунитета.
На основании наблюдений, диагностических работ, опросов учеников и их родителей можно сделать вывод, что процесс адаптации у учащихся моего класса проходит хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...