3
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств»
Цель: Способствовать формированию у родителей отчётливых представлений о роли и способах трудового воспитания детей в семье.
Задачи:
- Содействовать осмыслению родителями проблемы формирования трудовых умений ребёнка в семье.
- Способствовать формированию у родителей важности и значимости трудового воспитания.
- Содействовать ознакомлению родителей с методами и приемами трудового воспитания ребенка в жизни семьи.
Структура родительского собрания:
1.Вступительная часть.
Создание условий для мотивации родителей на познавательную активность и предстоящую работу. Объявление темы и цели родительского собрания.
2. Теоретически часть.
Пояснение основных понятий.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения.
4. Подведение итогов.
Организационная структура родительского собрания
Этапы | Содержание деятельности | Метод, примечания |
1.Вступительная часть. | Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Хочу напомнить, меня зовут Яна Олеговна. Наше родительское собрание мне бы хотелось начать с небольшого анкетирования. А н к е т а д л я р о д и т е л е й 1. Любит ли ваш ребенок трудиться? 2. Что он любит делать? 3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью? 4. Как долго может трудиться ваш ребенок? 5. Работа выполняется увлеченно или неохотно? Сохраните свои ответы, потому что далее мы будем разбирать упражнения, и вы исходя из своих ответов поймёте, какие следует применить дома. Воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Поэтому тему нашей встречи я сформулировала так: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств». Целью нашей встречи будет освоение приемов развития потребности и любви к труду, трудолюбия младших школьников в условиях семейного воспитания. | Создание проблемной ситуации Объявление темы и цели родительского собрания. Приём сотрудничества, анализа, вывода Диалоговая форма общения |
2. Теоретически часть. | Что же такое трудовое воспитание? Лев Семенович Выготский дал следующее определение данному понятию: Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудолюбие – это черта характера, которая обозначает стремление, желание и склонность ребёнка к труду. Какие бывают виды трудового воспитания? 1.Учебная деятельность или учебный труд. Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д.
2.Самообслуживание - направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. 3. Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И, хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для ребенка. Каковы функции трудового воспитания? Психологи выделяют следующие функции трудового воспитания:
Что же делать чтобы развивать трудолюбие?
| Приём рассказа. Приём анализа, синтеза, вывода. Диалоговая форма общения |
3. Практическая часть. | Сейчас предлагаю разделиться на пары и решить ситуации, один будет ребёнком, второй взрослым. На карточках написаны ситуации, вы их можете инсценировать или просто озвучить, как стоит себя в них повести. Карточка1. Маша 9 лет. Маша, вернувшись после школы, увидела, что мама не успела вытереть пыль и решила ей помочь, но вытерла её не полностью и где-то остались не убранные места. Реакция мамы: «Да что же ты за человек такой! У всех дети как дети, а ты даже пыль вытереть нормально не можешь!». Обсуждение: -Что вы почувствовали на месте ребёнка? -В чём ошибка? Как следовало поступить? Карточка2: Паше 9 лет. Паша вместе с папой строили скворечник. Отец поручил ему вбить гвоздь в дощечку. Паша промахнулся и ударил себя по пальцу. Реакция отца: «Ну, что же ты не додумался руки подальше убрать от гвоздя, бестолковый ребёнок!» Обсуждение: -Что вы почувствовали на месте ребёнка? -В чём ошибка? Как следовало поступить? Карточка3. Вика 9 лет. Вика проводила время за компьютером, смотрела мультики. Маме срочно нужна была её помощь (сходить за хлебом), но она подумала, что не хочет отвлекать дочь подумав: «Пусть ребёнок отдохнет, я сама схожу за хлебом». -В чём ошибка? Как следовало поступить? | Проведение тренинга с родителями. Вручение буклетов. |
4. Подведение итогов. | Уважаемые родители, наше родительское собрание подходит к концу. Какой мы можем сделать вывод? Вывод: большое значение имеет формирование у детей мотивации к труду. Когда ребенок трудится в коллективе и вне коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда, начинает ценить такой труд и в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение. Предлагаю вам проанализировать сегодняшнюю встречу и заполнить для меня вот такую интересную обратную связь Сегодня я задумался о Сегодня я узнал Сегодня я научился Спасибо за активное участие. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До свидания. | Беседа с родителями. |
Памятка для родителей по трудовому воспитанию
ребенка в семье
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6.Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
7.Поддерживать любую инициативу ребенка помочь Вам.
8.Приучать ребенка к навыкам самообслуживания,
9.Подобрать орудия труда, соответствующие возможностям ребенка и выделить место, где бы они хранились.
10.Знакомить с трудом взрослых через беседу, экскурсии, чтение литературы («Кем я хочу быть!»).
Формы:
- знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
- упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
- временные, долгосрочные поручения;
- общественно-полезный труд;
- трудовые десанты;
- экскурсии и знакомство с профессиями ;
- собственно, трудовая деятельность.